Аллахвердов психология искусства. Когнитивная логика сознательного и бессознательного

Психология как наука и проблема демаркации
(статья первая)



Проблема проведения демаркационной линии между научным и ненаучным знанием особенно остро стоит в психологии. В статье обсуждается, почему невозможно отождествить научное знание с истиной. Утверждается, что невозможно даже сформулировать единственный критерий эффективности познавательной деятельности. Рассматриваются разные версии критерия демаркации (научным является только эмпирическое знание, только непротиворечивое знание, только практически применимое знание). Все эти версии играют важную роль в оценке науки, однако с их помощью демаркационную линию между наукой и не-наукой (псевдонаукой, лженаукой) не провести. Тем не менее можно оценить, насколько наука соответствует предложенным критериям. Под углом этих критериев специальное внимание уделяется психологии. В следующей статье будет продолжено обсуждение других версий критерия демаркации.

Ключевые слова: наука; психология; истина; очевидность; непротиворечивость; эмпирика; эффективность


Библиография

  • Аллахвердов В. М. (1993). Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печ. двор.
  • Аллахвердов В. М. (2009). Размышление о науке психологии с восклицательным знаком. СПб.: Формат.
  • Аллахвердов В. М. (2017). Сознание и проблема свободы воли // Журнал высшей нервной деятельности. 2017. Т. 67. № 6. С. 734-738.
  • Вавилов С. И. (1961). Исаак Ньютон. М.: Наука.
  • Вигнер Е. (1971). Непостижимая эффективность математики в естественных науках // Е. Вигнер. Этюды о симметрии. М.: Мир.
  • Гейзенберг В. (1987). Шаги за горизонт. М.: Прогресс.
  • Гриндер Дж., Бендлер Р. (1992). Из лягушек в принцы. СПб.: Альвис.
  • Зинченко В. П. (2004). Исторический или психологический кризис?// Вопросы психологии. № 3. С. 86-89.
  • Леонтьев А. Н. (1966). Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. № 12. С. 48-56.
  • Мазилов В. А. (2004). Стены и мосты: методология психологической науки. Ярославль: МАПН.
  • Полани М. (1985). Личностное знание. М.: Прогресс.
  • Рассел Б. (2001а). История западной философии. Новосибирск: Сибирское университетское издательство.
  • Рассел Б. (2001б). Человеческое познание, его сфера и границы. М.: Ника-Центр; Институт общегуманитарных исследований.
  • Тихомиров О. К. (1995). К. Поппер и психология // Вопросы психологии. № 4. С. 116-129.
  • Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. (1966). Фейнмановские лекции по физике. Т. 3. М.: Мир.
  • Юревич А. В. (2008). Проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 74-87.
  • Barker R. (1969). Wanted: An eco-behavioral science // Naturalistic Viewpoints in Psychological Research / Ed. by E. Willems & H. Rausch. N.Y.: Holt, Rinehart, & Winston.
  • Dean G., Kelly I. W. (2003). Is Astrology Relevant to Consciousness and Psi? // Journal of Consciousness Studies. № 10. P. 175-198.

Научные интересы: теоретическая психология, методология психологических исследований, сознание и познавательные процессы, когнитивная психология, игровые методы обучения, культурология.

Образование и степени

  • 1995 – присвоение звания профессора.
  • 1994 – защита докторской диссертации “Опыт теоретической психологии”.
  • 1984-1986 – докторантура факультета психологии ЛГУ.
  • 1974 – защита кандидатской диссертации “Исследование закономерностей возникновения ошибок при оперативных преобразованиях информации”.
  • 1971-1974 – аспирантура факультета психологии ЛГУ.
  • 1967-1971 – обучение на факультете психологии ЛГУ, диплом специалиста-психолога.
  • 1965-1966 – 3 семестра математико-механического факультета Ленинградского государственного университета (в качестве вольнослушателя).
  • 1965-1967 – 2 курса электротехнического факультета Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.

Сертификаты:

  • По инновационным педагогическим методам (Оксфорд, Англия, 2005).
  • По медиации при разрешении конфликтов Российско-Американской программы по конфликтологии (1991).
  • По транзактной психологии (1988).

Преподавание

С 1997 года преподаёт в Санкт-Петербургском государственном университете, с 2007 – заведующий кафедрой общей психологии. Читаемые курсы:

  • Методологические основы психологии.
  • Экспериментальная психология сознания.
  • Теоретическая психология сознания.
  • История психологии (для аспирантов).
  • Введение в профессию.

С 1990 г. – чтение лекций в различных вузах Санкт-Петербурга и других регионов России, в том числе, чтение курса “Экспериментальная психология сознания” в качестве приглашенного профессора на факультете психологии МГУ (2002 г.). Лекции в филиалах факультета психологии СПбГУ: в Берлине (2000-2002) и Риме (2001, 2008); на факультете психологии в Университете Хоффстра (Нью-Йорк, 2003).

Основные публикации

Общее количество – более 150

Монографии:

  • Аллахвердов В.М. Размышления о науке психологии с восклицательным знаком. СПб., 2009.
  • Аллахвердов В.М. и др. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
  • Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003.
  • Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001.
  • Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Экспериментальная психологика. СПб.: ДНК, 2000.
  • Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993.

Статьи в научных журналах:

  • Стародубцев А.С., Аллахвердов В.М. Влияние установки о наличии конфликтных стимулов в тесте Струпа на величину интерференции // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. № 2. С. 137-153.
  • Аллахвердов В.М. Психологические школы Москвы и Петербурга — от противостояния к дружбе // Национальный психологический журнал. 2016. № 3(23). С. 36-44.
  • Науменко О.В., Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Филиппова М.Г., Костина Д.И. Создание нового контекста как способ решения творческой задачи // Современные исследования интеллекта и творчества. Сер. «Экспериментальные исследования» Москва, 2015. С. 80-92.
  • Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Морошкина Н.В., Науменко О.В., Тухтиева Н.Х., Филиппова М.Г. Эвристический потенциал концепции Я.А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 24-34.
  • Аллахвердов В.М. Как сознание выбирает одно значение из многих возможных? // Петербургский психологический журнал. 2015. № 13. С. 1-13.
  • Аллахвердов В.М., Иванов М.В. Когнитивные механизмы, обеспечивающие культурное воздействие и формирующиеся под воздействием культуры // Нейронаука в психологии, образовании, медицине. Сборник статей Международной научной конференции. 2014. С. 122-128.
  • Аллахвердов В.М. За границей осознаваемого. Радикальный когнитивизм о некоторых пределах нашей способности обработки информации // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 72-80.
  • Аллахвердов В.М. Сознание, научение и контроль: вперед к теории (доклад) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 41-51.
  • Аллахвердов В.М., Аллахвердов М.В. Феномен Струпа: интерференция как логический парадокс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 90-102.
  • Волков Д.Н., Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Кувалдина М.Б., Морошкина Н.В., Медников С.В., Андриянова Н.В. Коррекция когнитивных ошибок у спортсменов высокой квалификации // Спортивный психолог. 2013. № 1. С. 32.
  • Гершкович В.А., Морошкина Н.В., Аллахвердов В.М., Иванчей И.И., Морозов М.И., Карпинская В.Ю., Кувалдина М.Б., Волков Д.Н. Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. № 3. С. 43-54.
  • Аллахвердов В.М. Зачем психологии нужны правила игры в науку // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 2-17.
  • Аллахвердов В.М. Сквозь методологические тернии к светлому теоретическому будущему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. № 4. С. 14-18.
  • Аллахвердов В.М. Когнитивная психология сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 50-59.
  • Аллахвердов В.М. Предисловие. Когнитивная психология на перепутье // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 3-5.
  • Аллахвердов В.М. Типология теоретических исследований в психологии: когнитивный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 6-16.
  • Аллахвердов В.М. Симфоническая мощь сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. № 2. С. 9-20.
  • Аллахвердов В.М. От «методологического одичания» психологов к светлому теоретическому будущему // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 4. С. 61-67.
  • Аллахвердов В.М. Где мы? Откуда мы? Куда мы идём? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 76-89.
  • Аллахвердов В.М., Бернацкий Г.Г., Гусева Е.А., Иванов М.В., Карицкий И.Н., Петренко В.Ф. Слово об Анатолии Соломоновиче Кармине // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 2. С. 158-165.
  • Allakhverdov V.M., Gershkovich V.A. Does consciousness exist? -In what sense? // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Т. 44. № 4. С. 340-347.
  • Allakhverdov V.M. The Role of Consciousness in Human Cognitive Activity Psychology in Russia: State of the Art // Scientific Yearbook. (Ed. By Zinchenko & Petrenko). M., Russian Psychological Society, 2009. Pp. 124-140.

Гранты

  • Психологические закономерности обработки многозначной информации: процессы формирования устойчивости значений и их последействие (РФФИ № 18-00-00644, 2018-2020), руководитель.
  • Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (РФФИ №17-06-00473, 2017-2019), руководитель.
  • Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека (РГНФ №16-06-00858, 2016-2018), руководитель.
  • Закономерности работы сознания в процессах познания (НИР СПбГУ № 8.38.287.2014, 2014-2016), руководитель.
  • Восприятие и переработка противоречивой информации (РФФИ № 14-06-00302, 2014-2016), руководитель.
  • Роль осознаваемого и неосознаваемого в когнитивной деятельности (РГНФ № 13-06-0053, 2013-2015), руководитель.
  • Ценностные ориентации личности в историко-психологическом и когнитивном контекстах (РГНФ № 13-06-00638, 2013-2015), исполнитель.
  • Разработка методов развития концентрация внимания и коррекции ошибок у высококвалифицированных спортсменов — исследование по договору с ФГУП Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» (2012), руководитель.
  • Неосознанная регистрация ошибок при решении когнитивных задач (РФФИ № 11-06-00287а, 2011-2013), руководитель.
  • Закономерности возникновения ошибок в когнитивной деятельности (РФФИ № 08-06-00199а, 2008-2010), руководитель.
  • Грант на издание книги П. Жане «Психический автоматизм» (РГНФ, 2008), руководитель.
  • Осознание как когнитивный процесс и его роль в социальном взаимодействии (РГНФ № 07-06-00329а, 2007-2009), руководитель.
  • Исследование роли сознания в когнитивной деятельности человека (НИР СПбГУ № 8.0.55.2006, 2006-2010), руководитель.
  • Когнитивная деятельность по преодолению ситуации неопределенности (РФФИ № 05-06-80384, 2005-2008), руководитель.
  • Процесс осознания при решении сенсорно-перцептивных задач (РГНФ № 04-06-00301а, 2004-2006), руководитель.
  • Гранты на проведение III Всероссийского съезда психологов (РГНФ и Института «Открытое общество», 2003), руководитель.
  • Моделирование работы сознания в процессах научения и заучивания (РФФИ № 02-06-80492, 2002-2004), руководитель.
  • Грант на проведение конференции «Личность в исторической психологии» (РФФИ, 2002), руководитель.
  • Разработка критериев психологической экспертизы детских игрушек (Министерство образования РФ, 2000-2002).
  • Изучение отношения населения к особо охраняемым природным территориям (WWF, 1996).

Награды

  • 2009 – премия СПбГУ «За научные труды».
  • 2008 – диплом Министерства образования за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью Министерства образования и науки РФ по итогам открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ.
  • 2005 – 1-е место в рейтинге «Психологической газеты» самых известных психологов России.
  • Многократно награждался грамотами РПО, студенты многократно удостаивали звания «Лучшей преподаватель Зимней психологической школы СПбГУ» и т.д.
  • 2004 – награжден знаком «Почетный работник высшей школы России».
  • 2003 – победитель национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект в научной психологии» (за книгу «по океану бессознательного к таинственному острову сознания»).
  • 2001 – победитель конкурса Санкт-Петербургского психологического общества на лучшую научно-популярную книгу по психологии (за книгу «Психология искусства»)
  • 2000 – лауреат национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект в научной психологии» (за книгу «Сознание как парадокс»).
  • 1999 – действительный член Академии гуманитарных наук.
  • 1999 – лауреат премии СПбГУ «За педагогическое мастерство».
  • 1997 – Почетная грамота Министерства путей сообщения РФ.
  • 1988 – медаль Челябинского политехнического института за разработки в области игровых методов обучения.
  • 1984 – награжден Министром путей сообщения СССР именными часами.
  • 1981 – Почетная грамота Министерства высшего образования РСФСР.

Организация конференций

  • Зам. председателя организационного комитета Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2015» (Санкт-Петербург, 2015).
  • Председатель программного комитета Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2009» (Санкт-Петербург, 2009).
  • Зам. председателя оргкомитета Второй международной конференции по когнитивной науке (Санкт-Петербург, 2006).
  • Председатель программного комитета III Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 2003).
  • Председатель оргкомитета конференции “Личность в исторической психологии” (Санкт-Петербург, 2002).
  • Председатель оргкомитета конференции “Пути развития отечественной игрушки” (Санкт-Петербург, 2001).
  • Председатель оргкомитета конференции “Психологическая служба в техническом вузе” (Санкт-Петербург, 1981).

Членство в профессиональных сообществах

  • 2008 г.-н.в. – член совета Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований.
  • Член редакционных советов многих журналов, среди которых: Методология и история психологии (зам. гл. ред.); Вестник Санкт-Петербургского университета, серия «Психология и социология»; Integrative Physiological and Behavioral Science, серия «Психология сознания» в Северо-западном отделении издательства «Наука» (гл. ред.).
  • 2003 г.-н.в. – Председатель Экспертного совета Российского психологического общества.
  • 2001 г.-н.в. – член Экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда.
  • 2000-2007 – член Экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований.
  • 2000-2007 – Вице-президент Российского психологического общества (РПО).
  • 1997 г.-н.в. – Президент Санкт-Петербургского психологического общества (СПбПО).
  • 1971-1973 – Президент студенческого клуба «Леонардо» факультета психологии ЛГУ.

Аллахвердов Виктор Михайлович, Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Экс-президент Санкт-Петербургского психологического общества. Член Президентского совета, Экспертного совета, Координационного совета Российского психологического общества.

Член редсовета «Национального психологического журнала», член редколлегии журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика».

В 1971 г. окончил факультет психологии ЛГУ им. А.А. Жданова. В 1971–1973 гг. во время учёбы возглавлял студенческий клуб «Леонардо», известный в Ленинграде благодаря концертам и выставкам неформального искусства того времени. В 1974 г. - окончил аспирантуру ЛГУ с защитой кандидатской диссертации.

С 1975 г. работал в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, где в 1982 г. основал и по 1997 г. заведовал кафедрой прикладной психологии.

В 1993 г. стал одним из инициаторов создания Петербургского Центра разрешения конфликтов.

В 1994 г. защитил степень доктора наук на базе монографии «Опыт теоретической психологии».

С 1997 г. - профессор кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ, в 2008-2019 гг. - заведующий кафедрой общей психологии.

Научные интересы: когнитивная психология; психология сознания; методология и история психологии; психология искусства.

Автор оригинальной концепции - психологики, трактующей сознание как механизм подтверждения догадок об окружающем. Открыл экспериментальный феномен последействия негативного выбора (тенденцию к повторному неосознанию ранее неосознанного). Дал новую интерпретацию ряду известных явлений: порогам чувствительности, забыванию, интерференции, инсайту, защитным механизмам и пр.

Читает курсы: «Методологические основы психологии»; «Экспериментальная психология сознания»; «Теоретическая психология сознания»; «История психологии (для аспирантов)». Читал курсы по общей, инженерной, социальной психологии, по методологии и истории психологии, культурологии, психологии художественного творчества, конфликтологии, игровым методам обучения.

Основные публикации

  • Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб, 1993;
  • Сознание как парадокс, СПб, 2000;
  • Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений СПб, 2001;
  • Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб, 2003;
  • Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб, 2006;
  • Размышление о науке психологии с восклицательным знаком. СПб, 2009.

Научная работа. Гранты:

  • 2002–2004 – РФФИ. Моделирование роли сознания в процессах научения и заучивания (рук.).
  • 2002 – РФФИ. Проведение конференции «Личность в исторической психологии» (рук.).
  • 2000 – 2002 Минобразования РФ Разработка критериев психологической экспертизы детских игрушек (рук.).

По инициативе В.М. Аллахвердова среди российских психологов прошёл ряд дискуссий о методологии современной психологической науки.

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии СПбГУ . Член Президентского совета (РПО), руководитель Санкт-Петербургского отделения РПО, член Экспертного совета РПО, член Координационного совета РПО .

Биография

В - гг., во время учёбы на факультете психологии ЛГУ возглавлял студенческий клуб «Леонардо», известный в Ленинграде благодаря концертам и выставкам неформального искусства того времени. В 1974 г. в ЛГУ защитил кандидатскую диссертацию «Закономерности возникновения ошибок при оперативных преобразованиях информации» (специальность 19.00.03 - инженерная психология; научный руководитель В. А. Ганзен), в 1994 г. в СПбГУ - докторскую диссертацию «Опыт теоретической психологии» (специальность 19.00.01 - общая психология, история психологии) . С года - профессор кафедры общей психологии в СПбГУ , с 2008 года - заведующий кафедрой общей психологии.

Идеи

Аллахвердов является автором оригинальной концепции сознания (психологики), в рамках которой сознание рассматривается как некий логический аппарат принятия решений , составления гипотез об окружающем мире и их проверке. Его работы наиболее близки к идеям о природе психики Джорджа Келли и различных представителей когнитивной психологии . По инициативе Аллахвердова среди российских психологов прошёл ряд дискуссий о методологии современной психологической науки.

Общественная деятельность

В. М. Аллахвердов является президентом Санкт-Петербургского психологического общества , председателем Экспертного совета Российского психологического общества . «Психологическая газета » в рейтинге психологов России, впервые опубликованном в году, поместила Аллахвердова на первое место (методы определения рейтинга неизвестны).

Публикации

Монографии

  • Опыт теоретической психологии. - СПб.: Печатный двор, 1993.
  • - СПб.: ДНК, 2000. ISBN 5-7822-0032-4
  • Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб.: ДНК, 2001. ISBN 5-901562-02-X
  • - СПб.: Речь, 2003. ISBN 5-9268-0203-2
  • - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 352 с ISBN 5-288-03981-X
  • Размышление о науке психологии с восклицательным знаком. - СПб. : Формат, 2009. ISBN 978-5-98147-022-6

Учебная литература

  • Психология: Учебник для вузов (под ред. Крылова А. А.) Изд. 2-е, перераб., доп. // Аллахвердов В. М., Безносов С. П., Богданов В. А. и др. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. ISBN 5-98032-301-5 , ISBN 5-482-00235-7

Напишите отзыв о статье "Аллахвердов, Виктор Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Аллахвердов, Виктор Михайлович

– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой.
– Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис.
Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира.
– Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех. Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки.
– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.