Бородинское сражение пьер на батарее раевского. Батарея Раевского: история. Могила французской кавалерии

Анализ эпизода «На батарее Раевского».

(по Л.Н.Толстому «Война и мир»)

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Перейдём непосредственно к эпизоду приезда Пьера Безухова к полю предстоящего сражения. Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения. Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствие окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения.

Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

Но отношение солдат к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели его прохаживающегося под выстрелами спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их».

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят и в этот момент сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он стал инстинктивно обороняться, схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чужие друг другу лица, и оба были в недоумении, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят мною?» - думал каждый из них».

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит. После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Этот ужас, происходивший на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумаемся в слова писателя о последствиях битвы: «Толпы раненых…, русских и французев, с изуродованными от страдания лицами шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей.

В этом эпизоде видно отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, считая её сумасшествием. Толстой не может оправдать убийства, даже если оно вызвано патриотическим чувством., ведь война – не выход из положения. Нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, - таков вывод писателя-гуманиста. Вот что хочет сказать нам автор в этом эпизоде.

До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где чувства народа были бы переданы настолько верно, а главное, были бы так близки автору.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Батарея Раевского - ключевая точка Бородинского сражения. Артиллеристы пехотного корпуса генерала-лейтенанта Раевского проявили здесь чудеса храбрости, мужества и воинского искусства. Укрепления на Курганной высоте, где была расположена батарея, были названы французами «могилой французской кавалерии».

Могила французской кавалерии

Батарея Раевского была установлена на Курганной высоте в ночь перед Бородинским сражением. Батарея предназначалась для обороны центра боевого порядка русской армии.

Огневая позиция Батареи Раевского была оборудована в виде люнета (люнет - открытое с тыла полевое или долговременное оборонительное сооружение, состоящее из 1-2 фронтальных валов (фасов) и боковых валов для прикрытия флангов). Фронтальный и боковые брустверы батареи имели высоту до 2,4 м и защищались спереди и с боков рвом глубиной 3,2 м. Перед рвом на удалении 100 м в 5-6 рядов располагались «волчьи ямы» (замаскированные углубления-ловушки для вражеской пехоты и кавалерии).

Батарея Раевского состояла из 18 полупудовых единорогов и 12-фунтовых пушек. Гарнизон батареи состоял из артиллеристов 26-й и 12-й артиллерийских рот, входивших в состав 7-го пехотного корпуса Николая Николаевича Раевского.

План-реконструкция Батареи Раевского.

Отреставрированный фрагмент бруствера батареи.

Орудия батареи вели огонь по французским войскам на новой Смоленской дороге, деревням Семёновское и Горки. Батарея Раевского выполняла роль главного опорного пункта всей бородинской позиции. Вместе с Багратионовыми флешами батарея была объектом неоднократных атак наполеоновской пехоты и кавалерии. В её штурме были задействованы несколько французских дивизий и почти 200 орудий. Все склоны Курганной высоты были усеяны трупами захватчиков. Французская армия потеряла здесь более 3000 солдат и 5 генералов.

Действия Батареи Раевского в Бородинском сражении - один из ярких примеров героизма и доблести русских солдат и офицеров в Отечественной войне 1812 года.

Генерал Раевский

Легендарный русский полководец Николай Николаевич Раевский родился в Москве 14 сентября 1771 года. Военную службу Николай начал в 14 лет в Преображенском полку. Он принимает участие во множестве военных компаний: турецкой, польской, кавказской. Раевский зарекомендовал себя как умелый военачальник и в 19 лет его произвели в подполковники, а в 21 год он стал полковником. После вынужденного перерыва возвращается в армию в 1807 году и активно участвует во всех крупных европейских сражениях того периода. После заключения Тильзитского мира принимает участие в войне со Швецией, позже с Турцией, по окончании которых его производят в генерал-лейтенанты.

Николай Николаевич Раевский. Портрет работы Джорджа Доу.

Особенно ярко талант полководца проявился во время Отечественной войны. Раевский отличился в битве под Салтановкой, где сумел остановить дивизии маршала Даву, намеревавшиеся предотвратить объединение русских войск. В критический момент генерал лично повёл в атаку Семёновский полк. Затем была героическая оборона Смоленска, когда его корпус сутки удерживал город. В Бородинском сражении корпус Раевского успешно защищал Курганную высоту, которую французы особенно яростно атаковали. Генерал принял участие в Заграничном походе и Битве народов, после чего вынужденно оставил армию по состоянию здоровья. Умер Н. Н. Раевский в 1829 году.

Батарея Раевского в 1941 году

В октябре 1941 года Батарея Раевского опять стала одним из ключевых пунктов обороны на Бородинском поле. На её склонах располагались позиции противотанковых орудий, на вершине находился наблюдательный пункт. После того как Бородино было освобождено и укрепления Можайской линии обороны приводились в порядок, курганной высоте была оставлена роль ключевого опорного пункта. На ней были возведены несколько новых ДОТов.

Сочинение.

Пьер Безухов на батарее Раевского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, объединила русское общество, вставшее на защиту отечества. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. Писателя интересовали как причины войны и победы в ней русского народа, так и поведение на полях сражений отдельных людей. Толстой “проверяет” своих героев войной, как в других случаях “проверяет” их любовью.
Пьер Безухов человек не военный, но он патриот, к тому же чрезвычайно любопытен до всех проявлений жизни. Поэтому он захотел посмотреть на предстоящее сражение, но, желая только посмотреть, неожиданно, возможно, для самого себя оказался его участником,
Подъезжавшему к месту военных действий Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь скрытая теплота чувства”. В этот момент Безухов ощущал себя частью всего войска и был счастлив этим чувством единения с миром.
Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется. Они видели в нем чужака, который просто хочет поглазеть на непривычное для него зрелище. Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, поскольку нелепый всадник мешал им, возможно, уже не раз принимали участие в войне, они знали цену жизни и боялись ее потерять в этой кровавой бойне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против врага. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение отечества, с одной стороны, желание наживы -- с другой. (Хотя Толстой находит для действий французских солдат и другое объяснение: возможно, многие из них просто подчиняются приказам сверху, действуя бесцельно. Но это тоже безнравственно, с точки зрения писателя.)
Уловив настроение солдат, Пьер перестал чувствовать себя частью целого и теперь остро ощущал себя лишним. Боясь опять помешать кому-нибудь, он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”.
Появление “невоенной фигуры” сначала неприятно поразило солдат и здесь. Но вскоре их отношение к чужаку переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели Пьера, прохаживающегося под выстрелами “так же спокойно, как по бульвару”. Солдаты приняли его в свой круг, дав ему прозвище “наш барин”.
Радостное настроение Безухова не проходило до тех пор, пока он не увидел мертвого солдата, одиноко лежащего на лугу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял внимания, не принимал близко к сердцу: ведь идет война и смерть естественна. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. Но это веселье - не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Толстой сравнивает происходящее с грозой, а выражение лиц солдат - с молниями “скрытого, разгорающегося огня”. Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был “поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разг
орался и в его душе”.
Но чувство торжественности происходящего постепенно затухало в Безухове, и на место этому чувству приходит ужас и недоумение. Все для него стало “странно, неясно и пасмурно”. Герой видит, что каждую минуту из пекла выносят раненых и убитых, что на поле лежат неубранные трупы. Но, по-моему, самое сильное впечатление на Пьера произвела гибель молодого офицера, которая произошла на его глазах. Описывая эту смерть, Толстой использует сильнейшее по силе сравнение, вызывающее щемящее ощущение. “Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица”. Последней каплей оказался страшный толчок, который швырнул на землю самого Безухова. Безумный страх настигает Пьера. Так Толстой показывает своему герою настоящую войну.
Окончательно расставило точки над i столкновение Безухова с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он инстинктивно стал обороняться от толчка: схватил офицера за горло и начал душить. “Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать”. “Испуганные глаза” - это, конечно, страх смерти, но не только. С моей точки зрения, по крайней мере один из них - Пьер - был напуган необходимостью выбора: ты убьешь или тебя убьют. Происходит столкновение двух людей, двух врагов. Тот, кто сильнее, тот и останется живым, но для этого надо убить человека.
Толстой хочет донести до нас глубинный смысл этого столкновения, да и не только этого. Француз и русский в данных условиях враги. События заставили их пойти друг против друга, но это неправильно. И француз, и русский - в первую очередь люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья. Люди должны заниматься тем делом, которое им по душе. Они бы так и делали, но вот рождается человек, склонный к конфликтам, который ставит перед собой задачу и идет к ее осуществлению твердыми шагами, переступая через других людей. Эти люди стремятся к все большей и большей власти. Одним им до этих высот не добраться, и вот тут-то и начинается самое главное: пользуясь властью, они вовлекают в свои дела других людей и при их участии добиваются определенных целей. Чаще всего это достигается вооруженным путем, что, в свою
очередь, порождает смерть, ведь никакая война не обходится без кровопролития и смерти.
Этот ужас, который творится на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось: “Толпы раненых… с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи”; “Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали”.
Суть и этого эпизода - отношение писателя к войне вообще. Он не принимает войну, противится ей, считая неестественной и безнравственной. Обстановка, в которой, в конечном счете, оказался Пьер, была благоприятна для убийства, так как люди были доведены до предела, их покидал разум. Но Толстой не может оправдать убийства даже патриотическим чувством: война - не выход из положения. Эту мысль писатель внушает нам через Пьера Безухова, который думает: “Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!” Да, враг должен быть изгнан, но это не оправдывает убийства тысяч людей с обеих сторон. Француз ли он, русский ли - все они люди: вот эта мысль волнует Толстого, и он доносит ее до нашего сознания.
Роль данного эпизода в романе велика: именно здесь мы открываем для себя отношение писателя к войне, к ее последствиям, к ее никчемности, противоестественности человеческому существованию.

Перейдём к эпизоду романа «Война и мир»: «Пьер Безухов на батарее Раевского».

Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородином и который В первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы.

Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что-то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут-то и было поле сражения.

Курган, на который вошёл Пьер, был то знаменитое, потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем ‘а gгапdе гedoute, ‘а fatale гedoute, ‘а гedoute du сепtге [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.

Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие …

Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой … Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.

— И как это вы не боитесь, барин, право! — обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
— А ты разве боишься? — спросил Пьер.
— А то как же? — отвечал солдат. — Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, — сказал он, смеясь».

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление. Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который
точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе».

— Какие чувства испытывает Пьер и солдаты? Как они относятся к Пьеру?

Бородинское сражение — самый важный этап в формировании взглядов Пьера. На батарее Раевского ему открывается важная истина: в критическое для страны время стираются сословные грани, все жители представляют собой единый народ, каждый готов к самопожертвованию во имя победы.