"Дети-маугли": возможно ли восстановление? Мнение эксперта. «Синдром Маугли» - диагноз состояния человечества! Лечение синдрома Маугли

Маугли является популярным персонажем, придуманным Киплингом. На протяжении длительного времени этим героем продолжают восхищаться как любители книг, так и киноманы. И ничего странного в этом нет, ведь Маугли воплощает в себе красоту, ум и благородство, являясь при этом всего лишь сказкой джунглей.

Есть еще один достаточно известный персонаж, воспитанный обезьянами. Речь, конечно же, идет о Тарзане. Согласно книге, он сумел не только влиться в общество, но и удачно жениться. При этом звериные повадки практически полностью исчезли.

Есть ли место сказкам в реальном мире?

Естественно, истории выглядят вполне привлекательно, они захватывают дух, увлекают в мир приключений и заставляют верить, что персонажи найдут себе место в любой стране, в любых условиях. Но в реальности все выглядит не так прекрасно. Еще не было таких случаев, когда ребенок, воспитанный животными, становился со временем человеком. У него начнет развиваться синдром Маугли.

Основные черты болезни

Развитие людей характеризуется наличием конкретных границ, когда происходит закладка определенных функций. Обучение речи, подражание родителям, прямохождение и многое другое. И если ребенок не будет всему этому учиться, то он не станет этого делать, когда повзрослеет. И реальный Маугли вряд ли научится человеческой речи, начнет ходить не на четвереньках. Да и моральные принципы общества он бы никогда не понял.

Так что под собой подразумевает синдром Маугли? Речь идет о некотором ряде признаков и параметров, которыми обладают те, кто воспитывался не в человеческом обществе. Это и умение разговаривать, и страх, вызываемый людьми, и непризнание столовых предметов и т. п.

Конечно, «человеческого детеныша», воспитанного зверьми, можно научить имитировать речь или поведение, присущее людям. Но синдром Маугли превращает все это в обыкновенную дрессировку. Естественно, адаптироваться к обществу ребенок способен, если его вернуть до наступления 12-13 лет. Однако он все равно будет страдать от психических отклонений.

Был случай, когда ребенка воспитали собаки. Со временем девочку научили разговаривать, но она от этого не стала считать себя человеком. По ее мнению, она была именно собакой и не принадлежала к человеческому обществу. Синдром Маугли иногда приводит и к смерти, ведь дети, воспитанные животными, попадая к людям, начинают испытывать еще и а не только физиологический.

Специалисты знают большое количество историй «человеческих детенышей», и только малая часть из них известна обществу. В данном обзоре будут рассмотрены самые известные дети-Маугли.

Мальчик-шимпанзе из Нигерии

В 1996 году в джунглях Нигерии был найден мальчик Белло. Точный его возраст определить было сложно, но по предположениям специалистов исполнилось ребенку всего 2 года. У найденыша были обнаружены отклонения физического и умственного характера. Видимо из-за этого его и оставили в лесу. Естественно, постоять за себя он не мог, но шимпанзе не только не причинили ему вреда, но и приняли в свое племя.

Как и многие другие одичавшие дети, мальчик по имени Белло перенял звериные повадки, начал ходить как обезьяны. Широкое распространение история получила в 2002 году, когда мальчик был обнаружен в интернате для брошенных детей. В первое время он часто дрался, бросался разнообразными вещами, бегал и прыгал. Однако со временем стал более спокойным, но разговаривать так и не научился. В 2005 году Белло умер по неизвестным причинам.

Мальчик-птица из России

Синдром Маугли давал о себе знать во многих странах. Исключением не стала и Россия. В 2008 году в Волгограде был найден шестилетний мальчик. Человеческая речь ему была незнакома, вместо этого найденыш щебетал. Данный навык он приобрел благодаря своим друзьям-попугаям. Звали мальчика Ваней Юдиным.

Следует отметить, что физически парень никак не пострадал. Однако выходить на контакт с людьми он был не способен. Ваня обладал птичьими манерами поведения, для выражения эмоций использовал руки. Связано это было с тем, что долгое время парень прожил, не выходя из комнаты, в которой обитали птицы его матери.

Хоть мальчик и жил с матерью, но, по словам социальных работников, она не только не разговаривала с ним, но и обращалась как с еще одним пернатым питомцем. На современном этапе парень находится в центре психологической помощи. Специалисты стараются вернуть его из птичьего мира.

Мальчик, воспитанный волками

В 1867 году индийскими охотниками был найден 6-летний мальчик. Произошло это в пещере, где обитала стая волков. Дин Саничар, а именно так звали найденыша, бегал на четвереньках, как и животные. Парня пытались лечить, но в те времена еще не было не только соответствующих средств, но и эффективных методик.

Первое время «человеческий детеныш» ел сырое мясо, отказывался от посуды, пытался срывать с себя одежду. Со временем он начал есть приготовленные блюда. А вот разговаривать так и не научился.

Девочки-волчицы

В 1920 году в Индии в логове волков были обнаружены Амала и Камала. Первой было 1,5 года, второй уже исполнилось 8 лет. Большую часть жизни девочки воспитывались волками. Хоть они и были вместе, но специалисты не считали их сестрами, так как разница в возрасте была достаточно значительной. Просто их оставили в одном месте в разное время.

Одичавшие дети были найдены при достаточно интересных обстоятельствах. В то время в деревне большое распространение получили слухи о двух призрачных духах, которые обитали вместе с волками. Испуганные жители пришли за помощью к священнику. Он, спрятавшись возле пещеры, дождался ухода волков и заглянул в их логово, где и были обнаружены дети, которых воспитали животные.

По описанию священника, девочки были «отвратительными с ног до головы существами», передвигались исключительно на четвереньках, и не обладали какими-либо человеческими признаками. Хоть у него и не было опыта в адаптации таких детей, он их забрал с собой.

Амала и Камала спали вместе, отказывались от одежды, ели только сырое мясо и часто выли. Ходить вертикально они уже не могли, так как сухожилия с суставами на руках стали короче в результате физической деформации. С людьми девочки общаться отказывались, стараясь вернуться обратно в джунгли.

Через некоторое время умерла Амала, из-за чего Камала впала в глубокий траур и даже впервые заплакала. Священник думал, что и она скоро умрет, поэтому стал более активно работать над ней. В итоге хоть немного, но ходить Камала научилась, и даже выучила несколько слов. Но в 1929 году и она умерла по причине почечной недостаточности.

Дети, воспитанные собаками

Мадина была обнаружена специалистами в трехлетнем возрасте. Ее воспитанием занимались не люди, а собаки. Мадина предпочитала лаять, хоть и знала некоторые слова. Найденная девочка после обследования была признана умственно и физически полноценной. Именно по этой причине девочка-собака еще имеет шанс вернуться к полноценной жизни в человеческом обществе.

Еще одна подобная история приключилась в Украине в 1991 году. Родители оставили свою дочь Оксану в трехлетнем возрасте в конуре, где она и росла в течение 5 лет в окружении собак. В связи с этим, она переняла поведение животных, стала лаять, рычать, передвигалась исключительно на четвереньках.

Девочка-собака знала только два слова - «да» и «нет». После курса интенсивной терапии ребенок все-таки приобрел социальные и вербальные навыки, начал разговаривать. Но психологические проблемы так никуда и не делись. Девочка не умеет выражать себя, и довольно часто пытается общаться не речью, а проявляя эмоции. Сейчас девушка живет в Одессе в одной из клиник, часто проводя свое время с животными.

Девочка-волк

Девочку Лобо впервые увидели в 1845 году. Она вместе со стаей хищников нападала на коз рядом с Сан-Фелипе. По прошествии года информация о Лобо подтвердилась. Ее увидели, когда она поедала мясо убитой козы. Жители деревни приступили к поискам ребенка. Именно они поймали девочку и назвали ее Лобо.

Но, как и многие другие дети-Маугли, девочка пыталась вырваться на свободу, что у нее и получилось. В следующий раз ее увидели только через 8 лет у реки с волчатами. Испугавшись людей, она подхватила животных и скрылась в лесу. Больше ее никто не встречал.

Дикий ребенок

Девочка Рочом Пьенгенг пропала вместе с сестрой, когда ей было всего 8 лет. Нашли ее только через 18 лет в 2007 году, когда родители уже и не надеялись на это. Обнаружен дикий детеныш был крестьянином, у которого девочка пыталась украсть еду. Ее сестру отыскать так и не получилось.

С Рочом много работали, всеми силами старались вернуть к нормальной жизни. Через некоторое время она даже начала произносить некоторые слова. Если Рочом хотела есть, то показывала на свой рот, часто ползала по земле и отказывалась от одежды. К человеческой жизни девушка так и не привыкла, сбежав в лес в 2010 году. С того времени ее местонахождение неизвестно.

Запертый в комнате ребенок

Всем тем, кого интересуют дети, которых воспитали животные, известна девочка по имени Джин. Хоть она и не жила со зверьми, но напоминала их своими повадками. В 13-летнем возрасте она была заперта в комнате, где находился только стул и привязанный к нему горшок. Также отец любил связывать Джин и закрывать ее в спальном мешке.

Родитель ребенка злоупотреблял своей властью, не давал разговаривать девочке, наказывая за попытки что-нибудь произнести палкой. Вместо человеческого общения он рычал и лаял на нее. Глава семьи не давал общаться с ребенком и ее маме. По этой причине словарный запас девочки включал в себя всего 20 слов.

Джин была обнаружена в 1970 году. В первое время думали, что она страдает аутизмом. Но потом врачи все-таки обнаружили, что ребенок стал жертвой насилия. На протяжении длительного периода Джин лечилась в детской больнице. Но к каким-то значительным улучшениям это не привело. Хоть она и была способна отвечать на некоторые вопросы, но все еще обладала повадками животного. Руки девочка все время держала перед собой, словно это были лапы. Она не переставала царапаться и кусаться.

Впоследствии ее воспитанием стал заниматься терапевт. Благодаря ему она научилась языку жестов, начала выражать эмоции через рисунки и общение. Обучение длилось на протяжении 4 лет. Потом она уехала жить к своей матери, а затем и вовсе попала к приемным родителям, с которыми девочке опять не повезло. Новая семья заставила ребенка стать немой. Сейчас девушка проживает в Южной Калифорнии.

Дикий Питер

Синдром Маугли, примеры которого были описаны выше, проявился и у ребенка, живущего в Германии. В 1724 году людьми был обнаружен волосатый мальчик, который двигался только на четвереньках. Поймать его смогли с помощью обмана. Питер совсем не разговаривал и питался только сырыми продуктами. Хоть впоследствии он и начал выполнять простую работу, но общению так и не научился. Умер дикий Питер в преклонном возрасте.

Заключение

Это далеко не все примеры. Можно без конца перечислять людей, у которых имеется синдром Маугли. Психология диких найденышей вызывает огромный интерес у многих специалистов хотя бы потому, что еще ни один воспитанный животными человек так и не смог вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Что такое Человек.И каким он может быть.

Познай себя-познаешь мир. Как познать себя? Как вспомнить кто ты?Память человека слаба,мы постоянно что-то забываем и пытаемся вспомнить, ворошим прошлое.Пытаемся докопаться до истины, ищем её везде.Говорим истина в нас, крупинка её и не видим.
Ищем начало, начало всего, начало мира. Но нет начала и нет конца.
Есть только точка отсчёта.Линия на которой есть точка и всё имеет эту точку. Есть и у человека она. Это называется Рождением, Затем детство, юность, отрочество и т.д.Возьмём и рассмотрим точку отсчёта жизни человека.
Рождение ребёнка, прекрасный миг. Радость родителям, пришёл в мир новый человек.Рождение человека счастье. Вот что омрачает наше счастье? Говорят на человеке лежит первородный грех, грех лежит на всём человечестве. Был грех, была ошибка. Уже не важно, как это звучит,ошибку или грех надо исправить. Исправить ошибку и искупить первородный грех.Кто может искупить ошибку, тот, кто её совершил человек, но человек слаб по своей природе и один может не справится, но мир поможет и всем миром можно справится и искупить и свои грехи и грехи всего мира. Одним махом и кто-то должен это сделать.И люди справятся с ошибкой, справятся всем миром.
Но чтобы искупить их надо понять в чем была ошибка.
Сейчас 21 первый век, наука сделала много открытий.И продвигается дальше. Найден геном человека, и в нём только 5% занимает ДНК человека, величина непостоянная, у одних больше, у других меньше. Рождаются гении и умственно отсталые люди. И это неправильно.И это ошибка,природа не допускает ошибок, выходит ошибка в человеке? Оставшуюся часть генома человека назвали мусором, грубо звучит, но это неважно. Им виднее.Но откуда мусор, откуда может взятся мусор в человеке, ребенок рождается и приходит в мир с чистой душой и вдруг мусор. Как такое может быть?
Но ведь не бывает просто так ничего.В природе всё взаимосвязано. Давайте подумаем и разберёмся, среди вас люди разных профессий.
Во многих древних трактатах есть упоминания о том, что человек может обладать огромными возможностями, ясновидящие, телепаты и другие неограниченные способности.
Рассмотрим человека и где у него концентрируются такие способности. В одной из религий говорится, что человек, открывающий в себе такие способности обладает всем, энергией, силой.И центр этой силы связан с работой всего организма и с работой всех органов в человеке. Зрение, слух,гармональный фон и от него зависят перепады настроения,нервное сплетение. Раньше называлось - солнечное сплетение.Солнышко плетёт паутину жизни. Этот центр наодится между солнечным сплетением и пупком.Что и где неясно, не видят люди, то что нельзя пощупать, но знают, что там что-то есть.Понять верх сплетения солнца, это для нас находящихся внизу не по силам, не дотянемся, рухнем вниз. Попыток было много во все века.
Но вот с тем, что на земле разобраться можно с человеком и все вместе я верю мы сможем.Что есть в каждом из нас. Пупок. Была пуповина, а сейчас пупок. Где-то в глубине, каждый считает себя пупом земли. Собственное я заглушить очень непросто, оно постоянно рвётся наружу.
Пуповина из себя представляет длинную нить,связывающую мать и ребёнка, длина её до 70 см. Это упругий ремень, опоясывающий тело младенца в утробе. Только у человека пуповина имеет такую длину, у животных она очень короткая. Это наталкивает на мысль, а почему? И почему говорят, что человек влачит животное существование. Грубо звучит и неприятно слышать такое. В чём тогда причина. Почему у человека длинная, у животного короткая.Только в этом и различие,хотя строение органов одинаковое.
Рассмотрим младенца в утробе, ребёнок дышит кислородом, его несут парные пупочные вены. Кровь обогащённая кислородом проникает к нему и он дышит и питается.Две другие артерии несут кровь насыщенную углекислым газом. Ребёнок развивается.И растёт.Последние наработки учёных говорят о том, что в однодневном зародыше содержится информация, занимающая объём 50-ти книг, по 33 тома каждая. Это мощнейший интелект, невероятные возможности. Где же они?
Куда они исчезают и кто в этом виноват? В чем ошибка, и чья она?
Время перерезания пуповины имеет большое значение. В случае быстрого перерезания богатая кислородом кровь не успевает вернуться из плаценты в кровеносную систему, уровень гемоглобина и железа снижается. Получается, чем быстрее перерезана пуповина, тем хуже мозгу ребёнка, какое-то время мозг находится без кислорода, ведь ребёнок ещё сам не дышит, а иногда проходит и не одна минута,и его бьют, не успел родится, уже познаёт боль, ещё не начав дышать.... Сколько времени при этом длится кислородное голодание и как оно вредно для только что родившегося неокрепшего ума,который ещё слеп и глух и как это отражается на умственных способностях.Можно только догадываться.
Золотая середина,золотое сечение, она есть у всего, её просто надо найти или увидеть.Золотую нить, ведущую к цели к разуму, разуму малому и разуму большому.К тому, к которому стремится человек. Мы же рвём нить, сами не ведая того, что творим, порвали не вовремя, сделали что-то не вовремя и так проходит жизнь, текут года, летят столетия, мы живём и называем это жизнью, даже не видя и не замечая ничего вокруг. А как хотим увидеть и услышать, не дано говорим, а хотим ли мы этого.

Возможно, кто-то возразит, но проанализиров с научной точки зрения вы поймёте,мысль.

Гипокси?я (др.-греч. ??? - под, внизу + греч. ??????? - кислород) - состояние кислородного голодания как всего организма в целом, так и отдельных органов и тканей, вызванное различными факторами: задержкой дыхания, болезненными состояниями, МАЛЫМ содержанием КИСЛОРОДА в атмосфере. Вследствие гипоксии в жизненно важных органах развиваются необратимые изменения. Наиболее чувствительными к кислородной недостаточности являются центральная нервная система, мышца сердца, ткани почек, печени. Может вызывать появление необъяснимого чувства эйфории, приводит к головокружениям, низкому мышечному тонусу.
Проявления гипоксии зависят от конкретной причины возникновения (пример: цвет кожи при отравлении угарным газом ярко-розовый, окислителями - землистый, при дыхательной недостаточности - СИНЮШНЫЙ) и возраста (пример: гипоксия у плода и взрослого человека).

Добавлено спустя 15 часов 31 минуту 12 секунд:
Дополнение к вчерашнему материалу, но с начным подходом.

Перевод вчерашнего моего текста для людей логики, более сухими науными терминами. Здесь и колебания и резонанс,
викисловарь помог...

Как происходит рождение ребёнка.
В пуповине находится кислород и углекислый газ,пуповина обрезаеется и перетягивается сразу после родов,завязывается узел и чаще всего ребёнок ещё не начал дышать.Получается что младенец представляет из себя на какое то время вакуум,внутренний вакуум. Это происходит не во всех случаях, но есть выражение родился синюшный, потом порозовел, начал дышать.Почему, это происходит, попробую описать. Во время родов уровень окситоцина возрастает, сосуды суживаютсяи закрываются, идёт быстрый процесс атрофии пуповины.В норме кровоток по сосудам пуповины сохраняется только в течении 5-20 минут после рождения ребёнка. Выходит, что в этот промежуток времени даже независимо дышит ребёнок или нет процесс идёт.
Как он происходит можно рассмотреть, к примеру четырехугольник два верхних угла кислород и углекислый газ, остаточные явления. Два нижних угла, это нагревание и охлаждение, охлаждение идёт за счёт воды.
А вот нагревание за счёт того, что происходит в организме, в крови. Гормон окситоцин создаёт вращательное движение, идёт возбуждение крови, задействованы гипотоламус 5% и гипофис. Они работают, как два в одном.
Один верхний, другой нижний. Это кровяное давление,кровь давит на стенки сосудов, или превышение давления жидкости в кровеносной системе над атмосферным.
Гипоталамус создаёт верхнее давление, за счёт вплескивания большого колличества окситоцина в кровь, процесс происходит стремительно 5-20 минут,
Давление очень большое.Он работает, как ускоритель, усилитель большой мощи и скорости,это артериальное давление вихрь.Это верх.
Гипофиз, это нижнее природное, атмосферное давление, то что заложено в нас природой, гипофиз отвечает за нижнее давление.Это, то что заложено в нас при зачатии, та память. Это низ.
Оба должны работать синхронно, гармонично.
Но они создают резонанс, сложно подобрать слова не физику. Но похоже это на маятник,/явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний/. И слишком сильный верх угнетает низ. Низ отвечает за работу эпифиза, мистической железы. Мета .
За счёт чего это происходит. Причина очент проста, те 5-20 минут минут ребёнок представляет из себя закупоренный сосуд в котором находятся всё, все четыре сразу. Это кислород, углекислый газ,и кровь и котором две силы, невероятно высокое верхнее давление, процесс атрофии идёт быстро и спокойное нижнее давление низкое.
Верх угнетает низ, есть точка, середина золотая, они сами себя отрегулируют, будут работать синхронно.
Мешает пробка, нельзя создавать замкнутый сосуд. Нужно выждать время, те 5-20 минут пока идёт процесс.
Мешает завязанная пуповина, пробка.Есть выражение, ребёнок лежит и пускает пузыри, он не справляется. Обмывание водой ускоряет процесс охлаждения, но тоже не успевает. В итоге у нас угнетён гипоталамус и шишковидная железа.
Мы должны рождаться, другими.
Время, всё решает время, выждать надо и не торопиться.

Среди общих признаков "синдрома маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями"; так восемнадцатилетняя девочка, которую воспитывали собаки, научившись говорить, по-прежнему настаивала, что она - собака. Впрочем, в данном случае имеют место уже психические отклонения, которые также неизбежны.

На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты, опять же не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. Шансы стать нормальным человеком у "маугли" зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.

В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет: до этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно.

Как отмечает специалист, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только "надрессировать" или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность - большой вопрос.

Говоря о "синдроме маугли", возможность дальнейшего выживания человека в обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь - переучить будет уже невозможно.

Известны разные случаи: иногда детям-маугли удавалось выжить среди людей, иногда - нет. Так, две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая - практически сразу, а старшая - спустя несколько лет, так и не научившись говорить.

В другом случае - когда десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, он смог вернуться: врачи объяснили это тем, что он попал к животным уже в том возрасте, когда уже успел осознать себя человеком.

Девочка восемнадцати лет, считающая себя собакой - деградирует в развитии уже после возвращения. Но есть и исключительные случаи:

В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший "синдромом маугли". Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике...

После того как мальчика нашли - совершенно случайно - его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в "Дом милосердия" Лилит и Александра Гореловых. Несмотря на то, что врачи давали весьма скептические прогнозы, за год мальчик научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться. Возможно, мальчик мог бы восстановиться, но закон в данном случае оказался против ребенка: проблемы с документами поставили под угрозу существование "Дома Милосердия". Как сообщала газета "Московский Комсомолец" , сейчас идет процесс оформления опекунства над мальчиком, чтобы супруги Гореловы могли забрать ребенка на законных основаниях.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Может быть, первым и наиболее актуальным парадоксом в жизни человечества к ХХ веку стало заметное несоответствие между развитием науки и производства и поведением людей. Все громче и чаще звучит фраза: «Цивилизация губит человека!»

Налицо возникновение и постепенное распространение такого эффекта, который очень похож на эффект Маугли: люди «звереют»! Резко снизился возрастной ценз уголовных деяний, детская преступность расцвела махровым цветом. Педагоги забеспокоились и стали пытаться подвигнуть общество «раскошелиться» на детей. Нищенское финансирование (которое скорее можно назвать подаянием) нужд народного образования - ни для кого не секрет. Эта экономия на детях вызывает недоумение, ведь все мы на бытовом уровне прекрасно понимаем, что вкладывать надо именно в детей, даже если это «последний кусок». Необходимо позаботиться о тех, ради кого мы сегодня живем. Это должно быть понятно и здравомыслящим представителям правящих кругов.

Отметим при этом, что подобные просчеты общества напрямую и сильнейшим образом связаны не только с финансированием, но и с теорией и практикой обучения и воспитания подрастающего поколения. Педагогическую науку общество недооценивает, «педагогическая промышленность» практически отсутствует; ко всему этому в обществе относятся крайне несерьезно. Внутренние просчеты самой теории обучения и воспитания оставляют общество равнодушным. Шум поднимается только после очередного школьного ЧП, именно вокруг определенного негативного события со смакованием деталей, но без анализа глубинных истинных причин, его породивших.

Здесь уместно вспомнить, что крупные успехи и подъем мировой цивилизации, как правило, являются следствием принципиального изменения в отношении общества к образованию. Это просматривается от Академии Платона в Древней Греции до современной японской школы.

У нас же творческая мысль не напрягается - ассигнования увеличиваются не на образование и воспитание, а на силовые структуры. Идет борьба не с причинами, а со следствиями, что и приводит к закономерному результату -отрицательному. Общество упорно игнорирует аксиому: профилактические меры выгоднее, действеннее, а в данном случае и гуманнее, чем исправительные. Там же, где власти упорствуют в своих попытках решить вопрос «усовершенствования» человеческой природы силовыми методами, прикрываясь обывательскими рассуждениями или действуя по пресловутой традиции - от порки у казаков до отрубания рук в Чечне,- там мы наблюдаем не только крах этих попыток, но и крах самой власти.

Недальновидная политика государства провоцирует разрушение системы школ и воспитательных учреждений изнутри. Принуждает их заниматься, например, коммерцией с целью выживания, тем самым, отвлекая учебные заведения от выполнения их прямых обязанностей. Идет катастрофическое снижение эффективности общеобразовательного процесса в массовой школе.

Пренебрежительное отношение к профилактике детской преступности улучшением педагогического процесса крайне тормозит внедрение новаторских идей в педагогику. Этой участи не избежала и предлагаемая система, авторы которой получили грамоту и премию СПб Комитета по образованию по итогам Конкурса педагогических достижений ещё в 1992 году (приказ Комитета по образованию № 353 от 30.09.92).

Признание этой системы состоялось ещё в 1953 году в Ленинградском институте усовершенствования учителей; в 1968 году в Новосибирском университете и в Академгородке г. Новосибирска; в 1989 г. в Москве, на Всесоюзном совещании работников ПТУ. Все - на словах! Новаторство не имеет спроса в Минпросе.

Не будет никакой натяжки в утверждении, что обвинять «в одичании» надо не цивилизацию как таковую, а отставание науки о воспитании и обучении от наук, позволяющих повышать уровень материального благосостояния.

Образование на сегодняшний день не осознается обязательной частью культуры в целом. Оно словно «выдергивается» из культуры. Даже в бюджете расходы на культуру и образование разведены по разным статьям. Общее у них пока лишь то, что обе эти отрасли финансируются по остаточному принципу. Между тем человек необразованный может воспринимать в лучшем случае лишь «массовую», «бульварную» культуру. «Высокая» культура будет до тех пор мало влиять на общий уровень развития людей и оставаться узкоэлитарной, пока народное образование не обеспечит выращивание личностей, способных эту культуру воспринимать.

Эффект «маугли» возникает не только тогда, когда несчастные дети оказываются в логове зверей, но и когда они воспитываются примитивно, особенно если система обучения ребёнка сродни плетке безжалостного дрессировщика. При примитивном воспитании и жестоком обучении, как и в условиях звериного логова, мы получаем примитивное существо, у которого развились лишь элементарные инстинкты.

Мы настаиваем на том, что не цивилизация, а именно эффект «маугли» при воспитании детей в промышленно развитых странах приводит к одному из опаснейших парадоксов ХХ века.

Образование стало массовым. Экономические преимущества массовости стали всем очевидны, потому они быстро абсолютизировались и догматизировались. Догматизация «массовости», как всякая догматизация, остановила, а потом повела по ложному руслу дальнейшее развитие теории обучения.

Мы покажем, как это происходило в дидактике. В дальнейшем, излагая свою систему, мы подробно обрисуем пути, по которым может идти преодоление тех сложностей, которые принесла с собой догматизированная «массовость». Мы не только не собираемся умалять достоинства, которыми обладает массовое народное образование, но постараемся выявить функционально значимые элементы, позволяющие считать такую массовую образовательную деятельность политическим и экономическим достижением человечества. И эффект «маугли», если его увидеть и осознать, вполне преодолим в массовой школе.

Итак, общая (большая, великая) дидактика провозглашает, что можно всех собранных вместе учеников одного возраста научить одному и тому же за один и тот же срок. «Одним и тем же способом», - продолжила по инерции педагогическая мысль, хотя родоначальник дидактики великий Ян Амос Коменский, провозвестник «массовости», прямо этого не утверждал, оно лишь как бы предполагалось.

Появился перечень обязательных предметов. В результате какого-то невообразимо случайного расчета для изучения каждого предмета было отведено строго определенное количество часов. Возникли методические разработки («малые» дидактики), разъясняющие, как формально уложиться в это ограниченное число часов (этакое прокрустово ложе).

Методисты, безусловно, восторгаясь возможностью резкого увеличения обучающегося одновременно контингента, стали разрабатывать единую технологию, естественно, рассчитывая на предполагаемого среднего ученика.

Однако для детского контингента уровень усредненности всегда трудно установить. Даже в двух параллельных классах одной школы конгломерат учащихся имеет большой разброс способностей. Что уж говорить о подобных средних показателях по различным регионам страны! Но, казалось, выбора не было: если учить, то всех! Так возникли стандартные, то есть усредненные, учебники. Так возник стандартный, то есть усреднённый, урок: проверил домашнее задание, объяснил новое, закрепил и дал опять домашнее задание.

Оставался один «пустяк»: успеваемость этого среднего ученика никого не устраивала. Первыми почувствовали опасность сами педагоги. Усредненный подход к многоликому коллективу учащихся не мог стимулировать методистов на поиски удовлетворения интересов и особенностей отдельных обучаемых личностей. Этот усредняющий подход вынуждал ограничиваться научными спорами об особенностях конкретного предмета, включенного в программу преподавания.
Идя от «объекта», методисты надеялись добраться до «субъекта». «Обрушилась» бесконечная смена учебников.
Наконец забеспокоилось все общество, так как уровень среднего ученика стал резко падать. Аттестаты зрелости начали превращаться в фикцию. Появилась потребность в ПТУ, так как некуда стало девать все возрастающее число «маугли». Cозданная система ПТУ, несмотря на энтузиазм работающих в ней людей, не смогла решить поставленные перед ней и увеличенные по сравнению со средней школой задачи, как общепедагогические, так и дополнительные (подготовку квалифицированных кадров для производства и сельского хозяйства).

Конечно, не стоит забывать, что целый ряд принципиальных положений «Великой дидактики» Коменского остается не только востребованным, но и определяющим принципы педагогической стратегии народного образования на сегодняшний день, как-то:

  • массовость школьного обучения;
  • составление программ обучения;
  • природосообразность;
  • разделение учащихся на возрастные группы и года обучения;
  • четкое расписание уроков;
  • доведение каждого вопроса программы до уровня возрастной усвояемости.

А вот предложение Коменского об использовании некоторых способных учащихся в качестве помощника учителю применяется очень редко и робко или грубо примитивно, так как и сам Коменский упоминает об этом вскользь.

К недостаткам, которые не ликвидированы никакими предложенными на сегодня дидактическими системами, мы относим следующие:

  • при работе с коллективом отсутствует индивидуальный подход;
  • отсутствует демократизация педагогического процесса как отражение в школе естественного хода развития общества, как необходимое условие становления современной личности, воспитания человеческого достоинства даже у самого маленького человека;
  • программы быстро отстают от жизни вследствие того, что в них не заложен механизм слежения и коррекции, связанный с темпом познания природы и изменениями в обществе;
  • не разработаны системы своевременной и непрерывной помощи учителю, как в учебной работе, так и в воспитательной;
  • нет алгоритма контроля за ежедневной деятельностью учителя, хотя ученики находятся в его власти не только часы, но месяцы и годы; эпизодические проверки, дают случайные показатели; такой контроль оказывается фиктивным, не только не помогая делу, но и мешая ему, так как вводит всех в заблуждение;
  • нет взаимно полезной связи между школой и семьей, ребёнок не с ними, а между ними.

Наличие этих существенных недостатков дидактики завело общество в тупик (и это не гипербола), заставляя искать панацею в прошлом, возвращаться к гимназиям и лицеям в надежде красивыми названиями и новыми учебными предметами прикрыть все огрехи дидактики и получить «готового джентльмена, надев на недоросля смокинг». Феномен «маугли» слегка завуалировался благодаря новизне ситуации. Но с чего бы ему начать исчезать? Ведь остались те же педагоги, те же методики и несколько новых лозунгов типа: «Даешь сотрудничество!»

Мы ограничились разбором достоинств и недостатков только теории основоположника дидактики Коменского, так как все последующие разработки не отменяли его основополагающий принцип, а именно классно-урочную, программированную по годам обучения систему. Последующие авторы-дидакты, совершали интереснейшие находки и излагали свои предложения, но оставались «внутри Коменского» и не устраняли указанных выше недостатков.

В последнее время появились некоторые частные и авторские школы, пытающиеся «ударить» по Коменскому как по врагу. Они стали отменять программы, классы, уроки. Однако подобные попытки выглядят незрелым протестом отдельных личностей и не имеют серьезного дидактического и экономического обоснования.

Поиски шли все время вокруг самих программ обучения, то есть вокруг проблемы «чему учить». Для общей же дидактики этот вопрос хотя и важен, но имеет скорее общепедагогическое, даже социальное, чем сугубо дидактическое значение.

Создаваемые сейчас различные по названиям учебные заведения - колледжи, гимназии и лицеи - отличаются только программами или чисто внешним ритуалом. Ритуал же интересен, пока нов, но очень скоро становится безразличным или даже смешным, если его смысл не вливается гармонично в общую теорию обучения.

Всем известно, что теория обучения - дидактика - включает в себя две главных проблемы: «чему учить» и «как учить». При этом проблема «как учить» включает в себя два аспекта: как учить данному конкретному предмету и как учить данного конкретного человека.
«Малые» дидактики разрабатывают первый аспект, забывая о втором.
Они забывают о конкретном ребёнке, пытаясь его усреднить, и в результате получают некий абстрактный усредненный обучающийся субъект. Для детей, воспитанных животными, в среде которых отсутствует индивидуализация, явление «мауглизма» естественно. А у детей-школьников, усредненных в силу несовершенства «малых» дидактик, «мауглизм» провоцируется искусственно, из-за плохой разработанности теории обучения коллектива.

Предлагаемая нами «Большая дидактика» рассматривает оба аспекта проблемы в их взаимосвязи «чему учить и как это делать», отвечая на вопрос, как учить любому предмету каждого конкретного ученика, когда они учатся все вместе.

Общедидактический вопрос «как учить конкретного ребёнка» опять же сложен и рассматривается нами с нескольких позиций:

  • как учить, желающего учиться;
  • как сформировать у ребёнка желание учиться;
  • как учить всех вместе, когда их много и заинтересованность различна.

С учётом этих сложно разрастающихся позиций мы и разрабатываем нашу систему «Большой дидактики». Предмет изучения с его объективными научными проблемами как бы накладывается нами на сложную субъективную сетку восприятия различных обучающихся в классе индивидуумов. Мы искали и обнаружили мощные дидактические закономерности в индивидуальности как в природном явлении и ещё большие дидактические закономерности - в личности как явлении социальном.

Предлагаемая нами общая теория обучения «Большая дидактика» и приложенная к ней «1000 мелочей» не зависят от конкретного предмета преподавания. Дидактические проблемы решаются путем открытия закономерностей взаимодействия между учеником и учителем. При этом учитывается целый комплекс сопутствующих и нередко определяющих обстоятельств, как-то: отношения между личностью и коллективом соучеников, между школой и обществом, между наукой и политикой и т. д.

Тщательная разработанность системы позволяет не только предупредить возникновение эффекта «маугли», но и обеспечить коррекцию ошибочного или даже ложного воспитания ребёнка до школы.

Развивая общую теорию обучения, мы предлагаем исследование с законченным практическим выходом - «как учить». При этом отдаем должное традиционной классно-урочной системе как наиболее приемлемой форме массового (государственного и частного) обучения и дидактически и экономически.

В исследовании мы четко различаем две одинаково важные составляющие:
1) фундаментальную часть - общую теорию обучения (большую и малую);
2) инновационную часть как научную теоретическую разработку процесса переноса общетеоретических закономерностей в массовую практическую деятельность.

Все возникающие в школьной жизни сложности такого процесса указывают на отсутствие промежуточного звена между теорией и практикой. Учёные Новосибирска ввели понятие новой науки - инноватики. Это научная теория перехода новых (инновационных) фундаментальных исследований в прикладную деятельность. «Большая дидактика» посредством «1000 мелочей» примыкает к инноватике как науке и позволяет:

  • методистам частных методик - перенести общую дидактику на конкретный предмет и сделать это более успешно, чем удавалось до сих пор;
  • учителю-практику - перенести эту частную методику на свою группу обучающихся, то есть преодолеть неизбежно предполагаемое усреднение; - обществу, через его инспекторские, методические институты и семью, - обеспечить своевременную помощь педагогической практике, осуществляя проверку и коррекцию непрерывно развивающегося педагогического процесса.
  • Применение «Большой дидактики» позволяет надеяться на то, что эффект Маугли постепенно исчезнет из школьной практики. И мы это сразу заметим по поведению школьников во время перемен или при выходе из школы. В школах и отдельных классах, где применяется наша система, количество «маугли» резко снижается.

    Вопрос: Что надо делать, чтобы ребёнок вошёл в цивилизованный мир, радуясь тому, что люди успели создать и понять до него? Встал бы на достигнутую цивилизацией ступеньку. Шёл на дальнейший подъём в организации человеческой жизни? И этот подъём был для него возможен в его единении с природой и обществом людей?

    Ответ: Не считать, что всего этого ребёнок может достичь быстро и тем более самостоятельно. Ему надо терпеливо во всём этом помочь. Главное, что необходимо понять взрослым, что не только и не столько в семье, сколько в среди сверстников формируется из детёныша человечек. Взрослые обязаны позаботиться о комфортности и благополучии пребывания ребёнка в сообществе детей, подростков и юношества. Позаботиться своевременно, помогать квалифицированно, а не обрекать его на перманентное пребывание в условиях исправительных учреждений.

– совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.

Общие сведения

Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.

Причины синдрома Маугли

Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:

  • Гибель родителей. Наиболее вероятная причина в небольших поселениях, расположенных вблизи диких лесов. Дети остаются одни, блуждают, примыкают к звериным семьям.
  • Недостаточный присмотр. Младенцы могут быть украдены некоторыми животными (например, крупными видами обезьян). Малыши постарше уходят из дома самостоятельно, дезориентируются в природных условиях, не находят обратный путь.
  • Психические расстройства родителей. Детей-Маугли находили в подвалах, клетках для животных, закрытых комнатах дома. Условия заточения создавались родителями, имеющими психопатологию, в том числе спровоцированную употреблением наркотиков, алкоголя.

Патогенез

В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.

Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.

Классификация

Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:

  • Феральные дети. Развитие и воспитание происходит в условиях дикой природы без присутствия людей. Последствия практически не поддаются коррекции.
  • Дети с синдромом Хаузера. К данной группе отнесены малыши, оставленные без помощи и подвергшиеся заключению. Предположительно, насильственная изоляция в ранние годы проявляется менее устойчивыми нарушениями психики.

Симптомы синдрома Маугли

Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью . «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.

Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.

Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.

Осложнения

Осложнения более вероятны в случаях продолжительной изоляции, отсутствия педагогического и воспитательного воздействия. Основная проблема диких детей – невозможность полноценной социализации. Случаи позднего овладения речью, развития высших форм поведения единичны. Чаще формируется бездумное повторение слов и фраз, осваиваются простейшие формы бытового взаимодействия, но обучение в школе, освоение профессии остается недоступным. Неизученным осложнением является внезапная смерть некоторых детей-маугли в неволе. Перед гибелью они проявляют выраженное стремление к бегству, возвращению в дикую природу.

Диагностика

Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром , неврологом . Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:

  • Опрос. Беседа проводится с родителями, но полноценный контакт в большинстве случаев невозможен, устанавливается лишь информация о продолжительности заключения. Опрашиваются люди, нашедшие ребенка – определяются условия его жизни, особенности поведения.
  • Осмотр. Невролог исследует чувствительность, сформированность и адекватность рефлексов, особенности двигательной активности. Характерен высокий болевой порог, хорошие показатели ловкости движений.
  • Наблюдение. Проводится врачами различных специальностей. Оцениваются различные показатели физического и психического развития: сформированность прямохождения, речи, интеллекта, социальных способов взаимодействия, бытовых навыков.

Лечение синдрома Маугли

Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:

  • Развивающие методы. Занятия проводят психологи , олигофренопедагоги, логопеды . Первичная цель – обучить установлению контакта, выражению потребностей и нужд, снизить вероятность агрессивных реакций. На втором этапе разрабатывается индивидуальная программа развития, ориентированная на формирование речи, произвольности, освоение навыков самообслуживания.
  • . Препараты подбираются неврологом, психиатром с учетом клинической картины и данных инструментальных обследований. При расторможенности поведения назначаются транквилизаторы, нейролептики. При сопутствующих органических поражениях ЦНС применяются медикаменты для улучшения мозгового кровообращения, ноотропы.
  • Реабилитация. Усилия педагогов направлены на адаптацию детей в коллективах. В интернатах, психоневрологических диспансерах они посещают трудотерапию, творческие занятия. Формируются простые коммуникативные и рабочие навыки.

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами,