Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения методическая разработка на тему. Постановка правой руки при игре на виолончели. Способы держания смычка Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели

В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует: держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно "цепко" и прочно.

Пальцы слегка согнуты. Конец среднего пальца касается волос у самого металлического ободка колодочки; конец большого пальца упирается частью в выступ колодочки, частью в трость смычка; указательный палец располагается на трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец немного отодвигается от других, что облегчает нажим на смычок; безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке, помогая удерживать смычок (главным образом, при игре нижней частью).

В процессе игры положение пальцев несколько меняется в зависимости от используемой части смычка. Способ держания смычка определяется также индивидуальным сложением кисти и пальцев; он призван содействовать правильному, свободному ведению смычка и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.

ВЕДЕНИЕ СМЫЧКА

Правильное свободное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто -лишь согласованными движениями всех частей руки. Движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов.

От колодочки примерно до середины ведение смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца, - главным образом, движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными. Некоторые короткие штрихи (например, спиккато) исполняются, главным образом, кистью.

Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре piano у колодочки приходится удерживать смычок "на весу", в середине вести без нажима, у конца - с небольшим усилием. При игре forte нижней частью смычка рука заметно опирается на струну, в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительное давление. Опора руки сосредоточивается при этом, главным образом, на указательном и большом пальцах.

Смычок ведется обычно с небольшим наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен заметно меняться на протяжении всей длины смычка.

Учащимся необходимо постепенно усвоить очень важные двигательные ощущения: при ведении смычка вниз (П) его нужно "тащить", а при ведении вверх (У) -"толкать".

«Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)»


ПЛАН

1. Роль педагога в первоначальном обучении виолончелиста. Первые уроки.

2. Постановка при игре на виолончели.

2.1Посадка и установка виолончели. Методика развития у начинающего навыков правильной посадки и установки виолончели.

2.2Постановка левой руки. Методика развития начальных навыков постановки левой руки и приемов игры в первой позиции.

2.3 Постановка правой руки и развитие начальных навыков ведения смычка (звукоизвлечения). Методика развития навыков держания смычка. Методика развития начальных навыков ведения смычка (звукоизвлечения).

Заключение.обучение виолончелист игра посадка


Начало занятий - важное событие в жизни ученика. Методику проведения первых уроков следует тщательно продумать, имея в виду не только практичес-кую сторону обучения, но и музыкально-воспитательные задачи. Рекомендуется сначала провести с учащимися класса краткую беседу о музыке и музыкантах, познакомить их с виолончелью, сыграть доступные для их понимания пьесы. Словом, надо прежде всего постараться увлечь учащихся перспективами будущей деятельности и радостного труда музыканта, вызвать у них интерес к музыке и к тому инструменту, на котором они будут обучаться. При этом не следует скрывать трудностей, с которыми связано обучение игре на виолончели(но не запугивая их).Разумеется, беседа должна вестись непринужденно(не в виде лекции).

Точное и наиболее широкое представление о начинающем обучение ребенке играет огромную роль как база, от которой отталкивается педагог, намечая дальнейший план работы с учеником, и для организации первых уроков с ним. Определяющими факторами являются не только степень и качество дарования ребенка,но и черты его характера;активность или апатичность натуры,присущие ему внимательность или рассеянность,прилежание или леность,здоровая или болезненная организация и т.д.,степень общего и музыкального развития,условия окружающей его среды-все это вехи,которые определяют индивидуализацию педагогического процесса.

Задача педагога,работающего с детьми,прежде всего-полностью учесть все особенности ребенка и рационально использовать эти данные в педагогическом процессе,культивируя и развивая положительные стороны,изгоняя и искореняя недостатки ученика.

В педагогической работе с детьми в период подготовительной стадии надо немедленно включить ребенка в учебную жизнь класса.Он еще не обучается игре на инструменте,но,слушая других ребят и получая от педагога интересующие его разъяснения,он уже занимается и посещает раза два в неделю(на 1-1,5 часа)класс.Нужно показывать начинающему других учащихся различных ступеней развития,но преимущественно на первом-втором году обучения.В таких условиях он получает те сведения,которые ему будут нужны в самом начале индивидуальных занятий(основы игры),знакомится с анатомией инструмента(названием частей его и смычка,их предназначением в процессе игры).А за это время безболезненно разрешаются и моменты налаживания инструментария.

Очень важно заинтересовать ребенка в обучении.Но фактор интереса,вернее-культивирование его в учебе нельзя рассматривать как снижение требовательности педагога.Интерес учащегося к своей учебе-труду и создание этой заинтересованности у ребенка,дающей огромную активизацию учебного процесса,совершенно не влекут за собой понижения требований к работе.Наоборот,в таких условиях педагог имеет право быть еще более требовательным.Здесь уместно привести умное замечание отца одного одаренного ребенка:»Я знаю,что мой сын очень даровит,и я лелею его талант,но лелею так,что он этого не замечает».То же можно сказать и в отношении заботы педагога о своем ученике.Создаваемые для ребенка того или иного возраста максимально благоприятные условия учебы,заботливость педагога,привязанность и любовь к ученику никогда и ни в коей мере не должны иметь следствием понижение требовательности к учащемуся,не должны и не могут расцениваться как либеральное отношение педагога к учащемуся.Учащийся должен осознавать,что учеба есть творческий труд.

Рациональное воспитание технического аппарата играет в педагогике с детьми огромную роль.Педагоги-музыканты знают,что неправильные навыки,усвоенные учащимся на первоначальном этапе обучения,очень трудно исправить.Чаще всего такие приемы и навыки возникают из-за чрезмерно трудных,непосильных для ученика заданий и ошибок,которые допускают неопытные педагоги,работающие с начинающими.Поэтому совершенно необходимо соблюдать в обучении юных музыкантов последовательность,постепенность в возрастании трудностей.

Особенно важно придерживаться строгой постепенности в усложнении заданий в период первоначального обучения игре на смычковом инструменте,когдаучащиеся начинают овладевать очень сложными навыками постановки,звукоизвлечения,интонации и основными приемами техники.Педагогу-виолончелисту необходимо поэтому очень тщательно продумать методику первоначального обучения своих учеников,добиваясь постепенного перехода от менее трудных заданий к более сложным,подбирая учебный материал,доступный для ученика как со стороны художественного содержания,так и техники исполнения.

Внешняя форма игры (так называемая «постановка») педагога не может являться абсолютно неизменным критерием в воспитании у учащегося технической базы игры,т.к. в основе постановки учащегося лежат различные анатомо-физиологические типовые особенности конституции верхних конечностей и поскольку форма игры(постановка) является лишь внешним следствием всего процесса приспособления организма к игре,протекающего по «закону» экономии сил и движений.В этом процессе различные,часто диаметрально-противоположные,типовые особенности организации не могут не сказаться на форме игры (постановке). Следовательно,постановка в ее целостном понимании является лишь формой,вытекающей из правильно происходящего процесса приспособления организма,рационального усвоения двигательной функции,присущей смычково-струнной игре.

Постановка современного исполнителя в целом ряде фаз игры в немалой мере специфична и «искусственна» и стимулируется теми требованиями,которые диктует музыкальное искусство в области технических приемов исполнителю-струннику.Поэтому современное понимание «естественной» игры сводится к наиболее рациональному овладению различными техническими приемами в этих,нередко скорее искусственных положениях верхних конечностей организма играющего при минимуме затраты силы со стороны организма.Естественная игра есть игра без излишнего для поставленной цели,а тем более судорожного,напряжения,т.е.техника непринужденная и вполне подвластная исполнителю.Всякое движение есть выражение волеизъявления и должно быть в первой стадии овладения им со стороны учащегося сознательным,т.е.не должно быть вялым.Оно должно сознательно ощущаться и быть энергичным.Эта энергичность не есть судорожное напряжение-так же как ненапряженность не есть вялость.Тартини выставляет физиологический тезис:«Сила без судорожности,эластичность без расхлябанности».

В детских смычково-струнных классах выбор размера смычка и виолончели должен занять надлежащее ему место в прикладной методике педагога.

Внимательное изучение многих ребят, в игре которых обнаруживается ряд недочетов в основных приемах техники, показывает, что истоки этих дефектов сплошь и рядом таятся в неправильном подборе смычка и инструмента. Чистота интонации иногда не может быть достигнута, т.к. требует от ребенка непосильных пальцевых напряжений, в связи со слишком большим грифом инструмента. Случается, что неудачный подбор размера инструмента вызывает сильное перенапряжение соответствующей маскулатуры, влекущее своего рода профессиональные заболевания (растяжения, неврозы). Все это подтверждает огромную значимость в практике обучения вопроса выбора размера инструмента и смычка.

Выбор должен быть поставлен в связи с физическими данными ребят (величина рук и пальцев, способность к растяжению, длина руки в челом).

В среднем могут быть установлены следующие нормы:

Ребята 7-8 лет – 1/4 инструмент ½ смычок

Ребята 8-12лет - 1/2 инструмент целый смычок

Ребята 13-15лет -3/4 инструмент целый смычок

Ребята с 15 лет - целый инструмент целый смычок

Эти нормы подвержены большим колебаниям, ибо дети одного возраста имеют различное физическое сложение. Во всяком случае, надо избегать слишком больших инструментов и слишком длинных и тяжелых смычков, которые могут весьма затруднить правильное развитие первоначальных навыков ученика.

Естественно, что основная устремленность педагога на первых этапах обучения-развить в учащемся координацию в моментах работы правой и левой рук, тем более, что в организме человека заложено стремление к «симметричной»(если так можно выразиться)работе рук-одинаковой по форме и цели. Задача сводится к тому, чтобы развить в учащемся способность к одновременным, но различным по форме и цели движениям, т.е. в специфическом понимании-координировать работу левой и правой рук в процессе игры.

Первые уроки должны несомненно посвящаться воспитанию ведения смычка, без участия левой руки(«нажатие струн»).Но, ставя так вопрос, нельзя впадать и в другую крайность-чрезмерно длительное изучение функций одной лишь правой руки, что нарушает вышеизложенную задачу педагога-воспитание координации в моментах работы правой и левой рук. Подобные «загибы» также приводят(особенно у детей)к падению активности учащегося: уроки становятся «скучными», «сухими».Необходимо, следовательно, применить с самого начала обучения способ звукоизвлечения, не требующий особой подготовки и доступный для начинающего. Таким способом звукоизвлечения является pizzicato,которым любой ученик может овладеть в течение нескольких минут, в чем легко убедиться на практике. Этот простейший способ звукоизвлечения дает возможность на первом же уроке использовать «озвученные» упражнения для левой руки(которые легко контролируются слухом) и в том числе несложные, короткие мелодии. Это позволяет с самого начала обучения установить тесную взаимосвязь между развитием специальных навыков учащегося и его музыкально-художественным воспитанием. Кроме того, неизмеримо возрастает интерес ученика к занятиям.

Педагог специального класса не только обучает своих учеников игре на инструменте, на него так же возлагается большая и ответственная музыкальная и общевоспитательная работа. Задача педагога заключается в развитии у ученика музыкального слуха, ритма, чувства выразительной фразировки, в воспитании художественного представления о характере и стиле изучаемых произведений. Важно научить учащегося сосредоточиться на поставленной задаче, слушать себя во время игры (контролировать качество звука, точность интонации, устранять излишнее напряжение в процессе игры). Особенно велика роль педагога по специальности в период начального обучения, когда закладываются основы музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности ученика. Занятия в начале обучения следует начать со знакомства с инструментом, рассказа о его истории, строении. После этого нужно оценить физические возможности учащегося для подбора правильного размера инструмента, смычка, высоты стула и шпиля. Затем, собственно, начинается период освоения постановки за инструментом.

Она включает в себя:


- посадку и положение инструмента

- постановку правой руки: способ ведения и держания смычка

-постановку левой руки: расположение пальцев на грифе и положение руки во время игры.

Эти различные стороны постановки в процессе игры неразрывно связаны, но для большей ясности они должны быть рассмотрены с учеником каждый последовательно и в отдельности.

ПОСАДКА.
Большое значение имеет правильный подбор инструмента в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее целесообразно садиться примерно на 1/2 ,1/3 сидения стула, спина – прямая, корпус слегка может быть наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. Виолончель держится с опорой в 3-х точках:
1.шпиль
2.грудь ближе к правой стороне
3.у колена левой ноги.
В ряде случаев виолончель поддерживается и правой ногой, в особенности при игре с изогнутым шпилем. Наиболее целесообразная длина шпиля определяется опытным путем (средняя длина шпиля 24-28 см). Для удобства ведения смычка на струне ЛЯ и РЕ виолончель целесообразно незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, иначе ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне ДО.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ. СПОСОБ ДЕРЖАНИЯ СМЫЧКА.
В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно «цепко» и прочно. «Классический способ»: пальцы слегка согнуты, средний палец концом своим касается волос у самого металлического ободка колодочки; указательный палец располагается на трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец немного отодвигается от других, что облегчает нажим на смычок; безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке, помогая удерживать смычок (главным образом при игре нижней частью смычка). В процессе игры положение пальцев несколько меняется в зависимости от используемой части смычка. Держание смычка определяется так же индивидуальным сложением кисти и пальцев. Способ держания смычка должен способствовать правильному, свободному его ведению и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.
Ведение смычка. Правильное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто лишь согласованными движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. От колодочки до середины ведение смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца – главным образом движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными. Некоторые короткие штрихи (например, спиккато) исполняются главным образом кистью. Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре пиано у колодочки приходится удерживать смычок «на весу», в середине вести без нажима, у конца – с небольшим нажимом. При игре форте нижней частью смычка рука заметно упирается на струну, а в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительный нажим. Опора руки сосредотачивается при этом главным образом на указательном и большом пальцах. Смычок обычно ведется с небольшим наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен заметно меняться на протяжении всей длины смычка. Вести смычок следует под прямым углом.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ.

Постановка левой руки должна содействовать точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу. Для получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком близко от ногтя для этого пальцы не должны быть излишне согнутыми. Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать. Для точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра приходится несколько раздвигать пальцы – это нужно осуществлять без излишнего напряжения. Так же положение пальцев зависит от исполнительской задачи, в кантилене, при игре вибрато, пальцы устанавливаются на струну более плоско, что способствует достижению мягкости звука.
Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. При игре в первой позиции локоть находиться в более низком положении, чем в высоких позициях. Для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны. Кисть руки обычно находиться приблизительно на линии предплечья, бес заметного изгибы в суставе.

ПРАВИЛА УСТАНОВКИ ПАЛЬЦЕВ:

1. При нажиме струны её нельзя оттягивать в сторону от грифа.
2. Пальцы должны опускаться на струну активно отчетливо, но без излишне сильного удара; нажим струны должен быть достаточным для полного прижатия её к грифу и для получения чистого ясного звука.
3. При поднятии всех пальцев нужно следить за тем, что бы рука не сдвинулась с занимаемой позиции, а пальцы не отклонялись влево от грифа и оставались над струной.
4. Во время игры пальцы необходимо ставить прямо или с небольшим наклоном в сторону порожка.
5. Пальцы следует округло, не допуская прогибов (прогибания суставов).
6. Для получения мягкого звука следует нажимать струну более мясистой частью пальца (подушечкой).
7. Большой палец должен легко касаться шейки грифа.
8. Руку необходимо удерживать «на весу».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1.«Крылья птиц». Сначала педагог предлагает ученику «полетать» по классу, взмахивая «крыльями», как большая птица. Нужно обратить внимание на то, какие мышцы поднимают «крылья» (плечевые мышцы рук), а остальные мышцы должны быть свободны. Затем ученик садится и приподнимает свои «крылья» (руки), но не очень высоко - локти должны быть на той высоте, на которой они находятся в игровом положении. При этом все мышцы, кроме плечевых должны быть свободны. Особенно следить, что бы не напрягались мышцы шеи и лопаток. Когда это достигнуто педагог предаёт рукам ученика такое положение, которое приблизительно соответствует игровой позиции (птица складывает крылья). Оно является как бы наброском игрового положения рук (предупреждает не произвольный зажим мышц, не участвующих в игре).

2.Педагог поддерживает смычок в воздухе за колодочку левой рукой, а правой помогает ученику легко скользить пальцами по трости. Пальцы ученика должны находиться в естественном, свободном состоянии, приблизительно в том положении, как на колодочке смычка при его ведении.

3.«Качели». (Даёт почувствовать роль большого, указательного пальцев и мизинца при удержании смычка в горизонтальном положении). Сначала надо попробовать с более легким предметом, например, с карандашом. Ученик представляет себе, что указательный палец - основание качелей, то есть тот предмет, на котором лежит воображаемая доска (карандаш). «Приятели» качаются, то один поднимается вверх, то другой (одним и другим концом карандаша). После того, как ученик скоординирует эти движения на лёгком предмете, можно проделать то же самое и со смычком.

4.Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном свободном охвате колодочки и трости; затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработки у начинающего навыка свободного держания смычка.

5.Педагог устанавливает смычок на струну РЕ и СОЛЬ у колодочки, в средней части и у конца смычка, а сам удерживает его так, что бы колодочка оставалась свободной; ученик выполняет упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам выполняет это упражнение, держа трость левой рукой.

6.«Тяни, толкай». Ученик ставит середину смычка на струну РЕ и СОЛЬ. Педагог придерживает трость смычка, не позволяя этим сдвигать его с места, и предлагает ученику представить себе, что пальцы - это верёвочки, за которые надо потянуть смычок. Ученик тянет смычок пальцами, они немного вытягиваются, запястье прогибается, но смычок не сдвигается с места, так как его придерживает учитель, помогая ученику свободной рукой почувствовать передачу веса руки, опоры на трость смычка через первый и второй пальцы. После этого педагог предлагает ученику «потолкать» смычок в другую сторону. Пальцы вытягиваются в обратном направлении, запястье слегка выгибаются. (Цель - помочь ученику разобраться в ощущениях пальцевых и кистевых движений в момент смены смычка).
Работа над освоением технических приемов правой и левой руки ведется параллельно на каждом уроке. Рекомендуется также ежедневные подготовительные упражнения для укрепления пальцев левой руки.

Упр.1. Выполнять каждый день, не меньше минуты и без чрезмерных усилий:
-1 палец оттянуть, держа 2,3 и 4 вместе
-1 и 2 вместе, оттянуть их от 3 и 4, соединенных вместе
-4 палец оттянуть от 3, 2 и 1,сложенных вместе.

Упр.2. Положить пальцы левой руки на край стола так, чтобы вторые суставы касались ребра доски. Прогнуть запястье и опустить локоть, т.е. как бы «повесить» свободную руку на пальцах. Затем, опираясь весом руки на подушечку какого-либо пальца, как бы «вытащить», подтянуть этим пальцем, постепенно закругляя его, всю руку, локоть, выровнять запястье и привести ее в то положение, в котором обычно при игре находится рука пианиста (выполнять приблизительно 1-2 минуты, способствует укреплению мышц пальцев).

Работа над постановкой – одна из очень важных задач на всех этапах начального обучения. С первого урока надо приучать учащихся правильно устанавливать виолончель, сохраняя непринужденную посадку; без напряжения держать и вести смычок, извлекая звук хорошего качества.
Когда ученик достаточно прочно усвоит способ ведения смычка и навыки игры раздельными смычками, следует перейти к изучению legato и простейших сочетаний равномерных, а затем и неравномерных штрихов (четвертями). Уже в 1 полугодии ученик должен освоить в элементарном виде приемы левой руки, при игре в 1 позиции. Далее учащемуся необходимо начать изучение способов перехода смычком со струны на струну. С понятливым учеником во 2-м полугодии можно начать изучение 4-й позиции и начать изучение приемов смены позиций.
Основным учебным материалом первого года обучения служат небольшие упражнения (для укрепления правильной постановки правой и левой рук, посадки) и некоторые однооктавные гаммы (например, соль, до и ре мажор). Для заинтересовывания ученика и для разнообразия репертуара, нужно включать в него небольшие и несложные попевки, песенки, пьесы. За 1 полугодие рекомендуется пройти 3-5 пьес.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Бирина « Особенности начального обучения игре на виолончели». Москва 1988 год.
2.Сапожников «Основы методики обучения игре на виолончели». Москва 1967 год.
3.Беккер «Техника и искусство игры на виолончели». Москва 1978 год.

Р. Сапожников

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

В процессе обучения игре на инструменте педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений.

Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы его музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства.

Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности учащегося.

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений рук.

Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел сознательно применять их в различных случаях.

Необходимо воспитать в ученике волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении намеченной Цели, упорство в преодолении трудностей, умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи.

Следует уделять большое внимание правильной организации домашних занятий учащегося, учитывая его возраст, индивидуальные данные, количество времени, которое он может уделять для ежедневных занятий на инструменте.

Школа включает переложения и обработки народных песен, сочинения русских, западноевропейских и советских композиторов, небольшие этюды и специальные упражнения. Этот материал расположен в порядке постепенного возрастания трудностей. Но педагог может изменять последовательность изучения приемов игры, учитывая индивидуальные данные и успеваемость каждого ученика.

Школа составлена в виде отдельных заданий, рассчитанных на несколько уроков. Задание, как правило, включает упражнения, этюд и пьесу, в которых используются одинаковые приемы. Этим достигается развитие определенных навыков в связи с художественными задачами.

Количество уроков, требуемых для прохождения того или другого задания Школы, зависит как от трудности учебного материала, так и от успеваемости ученика.

Почти во всех заданиях Школы упражнения даются в сокращенном виде. Учащиеся должны понять и сознательно продолжить упражнение, что активизирует их внимание и развивает творческие навыки. Этой же цели служат задания по самостоятельному транспонированию этюдов и упражнений.

Материал Школы изложен крайне сжато и предполагает собственную инициативу педагога в подборе дополнительной учебной литературы, согласно требованиям существующих программ.

Особое внимание следует обратить на расширение учебно-художественного репертуара; в этом отношении инициатива педагога имеет наиболее важное значение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №4» г. Курска

Открытый урок

«Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения»

Выполнил: преподаватель

оркестрового отделения

Гончарова М.А.

Курск – 2016 г.

Цель урока:

    Формирование навыков игры на виолончели,

    Формирование интереса к музицированию;

Задачи урока:

Образовательные:

    Формировать исполнительские умения и навыки с помощью специальных упражнений;

    Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (деташе, легато), обучение выразительному исполнению;

    Сформировать и закрепить навык правильной посадки за инструментом;

    Сформировать навык правильной постановки;

    Формировать умение использовать простейшие средства музыкальной выразительности;

    Формировать умение применять теоретические знания на практике;

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащегося;

    Развивать технические возможности;

    Развивать музыкальный слух и чувство ритма учащегося;

    Развивать координацию рук;

    Развивать навык слухового контроля;

Воспитательные:

    Воспитывать эстетический вкус;

    Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Изучение нового материала.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Методы:

    Словесный

    Наглядный

    Практический

Реализуемые технологии:

    Развивающего обучения

    Творческая лаборатория

    Художественно-эстетическая

    Здоровьесберегающая

Оборудование:

    Виолончель 3\4

    Виолончель 4\4

    Фортепиано

    Стул

    Сборники нот

Ожидаемые результаты:

    Ученик умеет самостоятельно контролировать правильную посадку и постановку рук;

    Учащийся владеет начальными приёмами игры на виолончели;

    Учащийся умеет применять знания об основных штрихах и средствах музыкальной выразительности на практике;

    Учащийся имеет понятие о транспонировании;

    Учащийся умеет транспонировать лёгкие мелодии на квинту;

    Учащийся умеет самостоятельно разбирать несложные пьесы;.

План урока:

    Начало урока:

-организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

    Основной этап:

- развитие и закрепление полученных навыков правильной посадки, звукоизвлечения, приёмов игры «пиццикато», «деташе» и «портато» при помощи упражнений и работы над пьесами ;

- Изучение нового : знакомство со штрихом «легато»: показ, обсуждение, практическая работа;

    Заключение:

- итоги работы;

- оценивание;

- домашнее задание.

Ход урока

1. Представление учащегося . Сообщение темы урока и задач.

2. Основная часть .

Посадка за инструментом. Преподаватель напоминает о важности правильной посадки и просит учащегося вспомнить и назвать три точки опоры инструмента. Учащийся садится и берёт инструмент. Если нужно, преподаватель исправляет ошибки.

Учитель: «Перед тем, как изучить новый материал, давай вспомним те приёмы игры, с которыми мы уже познакомились и над которыми ты работал в классе и дома. И начнём с пиццикато ». Преподаватель просит вспомнить, что это за приём игры и продемонстрировать его. Ученик исполняет пьесу А. Гедике «Танец» (исполняется на открытых струнах). Учитель обращает внимание на ритмическую точность и свободу правой руки.

Далее начинается работа над постановкой левой руки и игрой в первой позиции. Преподаватель просит учащегося вспомнить основные принципы постановки левой руки и проверяет результаты домашней работы с упражнениями №1, 2 и 3. Учитель замечает неточности исполнения: «Как ты думаешь, почему пальцы не всегда падают на нужное место и не всегда вовремя?». Если ученик затрудняется с ответом, обращает внимание на то, что пальцы высоко подняты над струной и\ или находятся в стороне от грифа. Поясняет, что если держать пальцы над «своим рабочим местом» им будет легче работать; предлагает сыграть упражнения и проследить за этим. Упражнения исполняются ещё раз.

Работа над интонацией. Учитель просит определить в каких упражнениях звучит тон, а в каких полутон. Слушаем как они звучат на фортепиано, повторяем голосом, попевками, а затем на инструменте. Учитель: «Как мы можем увеличить расстояние между звуками, повысить ноту?» (Использовать диез) «В классе и дома ты играл песенку «Серый кот». Какие ноты ты использовал? Сыграй, пожалуйста!» Ученик исполняет пьесу «Серый кот». Учитель: «Попробуй повысить ноту «фа» и играть вместо неё «фа#». Ученик исполняет. Преподаватель просит рассказать, как изменилась мелодия.(Изменился характер, мелодия стала светлой, весёлой, мажорной). Преподаватель: «Эту песенку ты исполняешь на струне.”ре” . Как ты думаешь, можно ли её исполнить на других струнах в той же первой позиции, такой же аппликатурой? Попробуй!» После исполнения на других струнах учитель спрашивает: «Что изменилось, а что осталось прежним?» (Такое же расстояние между звуками, мелодия, но изменился тембр). Преподаватель даёт понятие о транспонировании, как о «музыкальном лифте, который переносит мелодию вверх или вниз.

Физкультминутка: стоя выполняются следующие упражнения: повороты и наклоны головы, повороты корпуса вправо- влево(руки у груди), наклоны с выдохом.

Звукоизвлечение смычком. Деташе. Учитель просит вспомнить учащегося, как правильно располагать пальцы на смычке. Упражнение-разминка «Рисование». Учащийся рисует в воздухе «восьмёрку», «кружок» . Учитель акцентирует внимание на работе кисти и пальцев. Упражнения на открытых струнах. Преподаватель просит вспомнить,какие части руки участвуют в работе в разных частях смычка. Ученик работает сначала в нижней, а после в верхней половине смычка. Затем исполняет упражнение всем смычком. Учитель обращает внимание на необходимость плавной смены смычка. «У колодочки ты опираешься на смычок весом всей руки, а у конца рука вытянута и находится далеко от струны и ей трудно извлечь такой же громкий звук. Как можно уравновесить звук?» (приподнять кисть у колодочки, подобрать пальцы на смычке, у конца развернуть волос). Учитель просит ученика исполнить пьесу «Пойду ль, выйду ль я» (на открытых струнах) и обратить внимание на правильное распределение смычка (более длинные «половинные» всем смычком, а короткие «четверти» половиной смычка). Учащийся исполняет. По необходимости, учитель указывает на недостатки и просит их исправить.

Игра на инструменте двумя руками. Учитель просит учащегося исполнить гамму до-мажор целыми длительностями. Спрашивает: «На что нужно обратить внимание при игре двумя руками?»(Синхронность смены смычка и падения пальцев, уровень локтя на разных струнах, пальцы над струной, смычок двигается по единой игровой точке, смена смычка Учащийся исполняет гамму. Учитель просит ученика проанализировать, что удалось выполнить, а что нужно исправить. Ученик исполняет гамму ещё раз. Исполнение гаммы ритмическим рисунком

Работа над распределением смычка.

Учитель: «Всё, чему мы учимся, исполняя гаммы и упражнения, мы должны уметь применять при исполнении музыкальных произведений.» Ученику предлагается исполнить пьесу «Не летай, соловей у окошечка». Он её исполняет. Учитель интересуется характером пьесы (грустная, напевная) и её жанром (это песня), а затем просит разделить её на предложения и построить музыкальные фразы. Ученик исполняет пьесу и напевает её. Звук становится тише там, где заканчивается дыхание, исполнение становится более осмысленным, звук певучим, смена смычка незаметнее.

Учитель предлагает исполнить контрастную по характеру пьесу «Цыплята» . Ученик определяет характер пьесы (весёлая, подвижная). Учитель: «Да, эта пьеса совсем другая и играть её нужно иначе. Если в предыдущей пьесе ты вёл смычок медленно и плавно, то здесь движения должны быть какими?» Ученик отвечает и исполняет пьесу более весело, живо. Учитель по ходу исполнения подсказывает, на что обратить внимание.

Учитель: « Теперь, когда мы закрепили свои знания, мы можем двигаться дальше и познакомиться с новым приёмом игры. Послушай , пожалуйста пьесу Р . Ловланда «Song from a secret garden». Как ты можешь её охарактеризовать? Как звучит инструмент?» Учитель исполняет отрывок из пьесы « Song from a secret garden ». Ученик делится впечатлениями.(музыка.напевная, плавная, звуки пропеваются на одном дыхании и.т.д). Учитель: «Штрих, при котором несколько звуков исполняются «на одном дыхании», несколько нот укладываются на один смычок и звучат связно- называется «легато». Давай попробуем его исполнить в гамме до мажор. Обьединим по две ноты на смычок.» Ученик исполняет гамму. Если штрих более-менее получается, то ведётся работа над распределением смычка и чёткостью падения пальцев. Если же учащемуся очень сложно, то сначала гамма исполняется штрихом «портато» по две ноты на смычок. Учитель так же обращает внимание на распределение смычка, чёткость падения пальцев и соединение струн.

    Заключительная часть .

Итак, сегодня мы закрепили навыки исполнения «пиццикато» и «деташе». Научились транспонировать мелодии на квинту. Познакомились с новым штрихом- «легато».

Домашнее задание: гамму до-мажор играй штрихами деташе и легато.; пьесы «Не летай соловей» и «Цыплята» играй соответственно их содержанию, правильно распределяй смычок, добивайся красивого звука.