Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - политология. Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - политология Политические элиты: теоретические подходы

Для элитологов важно объяснить, почему происходит смена властных групп в обществе, и одна элита сменяет другую. Для части элитологов историческое развитие есть смена элит элитами. Теория, которая объясняет процессы смены элит, называется теория циркуляции элит . Ее основоположником был В.Парето. Он для объяснения социальной динамики сформулировал известное положение: социальная система стремится к равновесию и при выводе ее из равновесия с течением времени возвращается к нему; процесс колебания системы и прихода ее к «нормальному состоянию» равновесия образует социальный цикл; течение цикла зависит от характера циркуляции элит. Парето стремился представить исторический процесс в виде вечной циркуляции основных типов элит: «Элиты возникают из низших слоев общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются, уничтожаются и исчезают... Этот кругооборот элит является универсальным законом истории». История для Парето – это история преемственности привилегированных меньшинств, кладбище аристократий.

Смена элит происходит потому, что многие аристократии являются преимущественно военными, и они истребляются в бесконечных войнах. Через несколько поколений аристократия становится изнеженной, теряет жизнестойкость и решительность в использовании силы. Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла со­циального развития.

По Парето существует два главных типа элит , которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип – «львы» (Парето использует терминологию Макиавелли), для них характерен крайний консерватизм, грубые, «силовые» методы правления. Второй тип – «лисы», мастера обмана, политических комбинаций, интриг. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов». Напротив, неустойчивость состояния политической системы требует прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой является результатом того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому для равновесия социальной системы требуется постоянный процесс смены одной элиты другой.

С социальной точки зрения циркуляция элит бывает трех типов.

Если элиту понимать предельно широко – как правящий слой любого общества, то, вслед за классиками элитизма Г.Моска и В.Парето, выделим наиболее существенный процесс, характеризующий существование элит: процесс циркуляции элит, связанный с заменой одной исторической формы элиты другой.

Циркуляция элит может быть представлена как социальный и политический феномен, основу которого образуют процессы двух типов. Первый тип – социальная циркуляция, которая может происходить либо в форме революционной замены одной элиты другой, либо постепенного замещения или слияния одного исторического типа элиты с другим. Очевидно, что в рамках ХХ века представлены оба варианта. Катастрофический (революционный) вариант смены элит представлен Россией.

Вариант слияния или постепенного замещения одного типа элит другим представлен европейскими элитами. В их поведении, социальном облике, историческом опыте наиболее представлен элемент преемственности, органичности. Органицизм европейской элиты – основа стабильности ее существования и устойчивости к внешним воздействиям. На протяжении всего ХХ века европейским элитам удавалось находить внутренний консенсус, что было решающим условием контроля над массами. Внутренний консенсус элиты базировался на огромном историческом опыте европейского развития, именно он позволил выйти из революционных кризисов, вызванных мировыми войнами, сохранив основы общественного порядка.

Циркуляция элит, если не рассматривать ее крайние варианты, происходит постепенно благодаря политическому обновлению правящего класса, а затем и всего политического класса. Политическая циркуляция гораздо более динамична, демократические механизмы властвования создали эффективный механизм смены одной фракции властвующей элиты другой, способствуя постепенному ее обновлению.

В Западной Европе в ХХ веке можно видеть существенные изменения внутри элиты, связанные с воздействием как демократических механизмов властвования, так и стихийных явлений, вызванных войнами и революциями. В частности, в первой половине ХХ века властвующая элита европейских стран существенно изменила свой состав за счет привлечения партийной элиты социал-демократов, исключения из своих рядов коллаборационистов, запятнавших себя сотрудничеством с нацистами, включила в свои ряды наиболее деловых представителей рабочего класса, профсоюзов, средних слоев.

Трансформация элиты – это процесс смены внутренних состояний элиты. Так, элита домонополистического мира существенно отличалась от элиты начала ХХ века по внешним формам деятельности, хотя имела общие родовые черты. С определенной долей погрешности можно заключить, что трансформации элит происходят с периодичностью 20-30 лет.

Как правило, трансформация сопровождается сменой доминирующей идеологии (или течения политической мысли, определяющего деятельность элиты), целями во внутренней и внешней политике, самое главное – формой общественных практик, с помощью которых реализуются эти цели. Можно предположить, что эти трансформации определенным способом связаны с большими циклами экономического развития, определяющими динамику экономики. В результате трансформаций тип элиты не меняется, базовыми остаются все (или большинство) параметров, определяющих бытие элиты: тип общественных отношений, форма политической власти, ценностные ориентации, формы осуществления господства в обществе, тип общественных практик.

Главными факторами циркуляции и трансформации элит выступают промышленные технологии, базовый тип общественных отношений, социальные силы, политические институты и практики, общественные идеологии.

Промышленные технологии были основой возникновения и развития индустриальных элит, именно они предопределили фундаментальный разрыв между аристократией, основывающей свое господство на происхождении, заслугах предков, земельной собственности, и буржуазией, действующей на основе прибыли. Мануфактурная стадия была переходным периодом, по сути, подготовившим переход части буржуазии на элитные позиции. Теперь они (элиты) были подкреплены мощью технологий, ролью в управлении, без которого сложный общественный организм мог рассыпаться. Промышленные технологии, технологические перевороты предопределяли фундаментальные сдвиги в элите.

Базовый тип общественных отношений определялся соотношением частной и государственной форм собственности. Собственно, в рамках ХХ века было два базовых типа общественных отношений, принципиально отличавших различные типы индустриальных элит . Во-первых, западный (частнособственнический) тип общественных отношений, основанный на конкуренции и открытости. Динамизм западных индустриальных элит во многом был обусловлен стремлением к максимизации прибыли и острой конкурентной борьбой внутри элиты, между элитами. Во-вторых, социалистический (государственнический) тип общественных отношений, основанный на вертикальной интеграции элит и закрытости их функционирования. Между двумя основными вариантами существует множество модификаций, содержание которых определяется логикой исторического развития национальной элиты, конкретными целями развития, спецификой ситуации и др.

3.Рекрутирование элиты .

Рекрутирование – это отбор в элиту с целью ее пополнения и формирования элиты. Элита заинтересована в своем воспроизводстве так же, как и в воспроизводстве элит-массовых отношений. На рекрутирование элиты влияет ряд факторов, таких как социальное происхождение, образование, квалификация, связи в обществе, политическая конъюнктура и др.

Социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию. Ясно, что выходцам из среды фермеров, рабочих, служащих, определенных этнических других групп легче понять специфические запросы соответствующих слоев населения. Однако совсем не обязательно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, крестьян – крестьяне, молодежи – молодежь и т.п. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества

Более важной по сравнению с социальным происхождением гарантией социальной представительности элиты выступает организационная (партийная, профсоюзная и т.п.) принадлежность руководителей. Она прямо связана с их ценностными ориентациями. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточно возможностей для воздействия на своих представителей в нужном направлении.

В современном демократическом обществе партийные механизмы контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, средства массовой информации (СМИ), опросы общественного мнения, группы давления и т.д.

Существуют две основные системы рекрутирования: гильдий и антрепренерская. В чистом виде они встречаются редко. Система гильдий преобладает в этатистских обществах, антрепренерская – рыночных обществах.

Антрепренерская система – открытая конкурентная; определение состава кандидатов в элиту происходит в процессе выборов в результате выявления мнения электората. Открытый отбор претендентов на более высокие должности из нижестоящих слоев самой элиты или масс происходит благодаря высокой степени институционализации отбора. Для системы свойственна высокая роль личностных качеств претендентов в элиту, она более приспособлена к современной динамичной жизни. Данная система имеет и другие названия – рыночная, западная, открытая и др.

Система гильдий – закрытая, неконкурентная система; определение состава кандидатов в элиту происходит в процессе выявления мнения селектората, т.е. тех представителей элиты, которым предоставлено право от имени всей элиты определения критериев соответствия, процедуры отбора и принятия окончательного решения. Классической системой гильдий может считаться номенклатурная система советского общества. Для системы гильдий характерна тенденция к воспроизводству уже существующего типа отношений в обществе, типа элиты и масс-элитных взаимоотношений. Данная система называется также азиатской, номенклатурной, этатистской (чаще всего).

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относится уравновешенность, строгий отбор, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы – консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, порождает массовый конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенному вырождению элиты, ее отрыву от общества и превращению в узкую привилегированную касту.

Между двумя системами рекрутирования не существует непроходимой границы. Они часто взаимодополняются. Можно вести речь о доминирующем принципе рекрутирования в той или иной социальной системе.

Понятие «рекрутирование элиты» уже прочно утвердилось в научной литературе, однако оно отражает только процесс перехода в элиту из масс, но не учитывает обратного процесса – исключения из элиты, который также осуществляется постоянно, особенно в переходные и кризисные эпохи. Поэтому предлагаются другие термины (О.В.Крыштановская), которые должны устранить данные недостатки. Это инкорпорация в элиту (включение в элиту) и экскорпорация из элиты (исключение, удаление из состава элиты.

Процесс рекрутирования элиты в каждом обществе институционализирован, т.е. подчиняется определенным правилам, осуществляется через устойчивые каналы рекрутирования. Каналы рекрутирования – это те общественные институты, через которые осуществляется переход представителей масс в элиту. В качестве важнейших каналов рекрутирования выступают институт образования, государственный аппарат, бизнес, партии, церковь, армия и др. В обществах, в которых силен традиционализм, роль каналов рекрутирования могут выполнять родовые, земляческие, клановые, клиентельные структуры. Для индустриальных обществ наибольшее значение имеют такие каналы рекрутирования как образование, партийно-политические структуры, бизнес.

Процесс рекрутирования, как правило, ограничен определенным бассейном рекрутирования , т.е. теми социальными группами, которые являются основными поставщиками представителей элиты. К таким бассейнам рекрутирования могут относиться, например, выпускники престижных высших учебных заведений, высшие и средние руководители государственного аппарата, офицерство, руководители корпораций и их заместители, лидеры партий и видные работники партийного аппарата и др. Соотношение каналов рекрутирования и бассейнов рекрутирования в каждой стране зависит от исторических традиций, политической ситуации, исторических задач, решаемых в обществе и др.

Внутриэлитные процессы кадровых перемещений называются ротацией кадров или внутриэлитной ротацией . Ротация может носить горизонтальный или вертикальный характер.

Вертикальная ротация имеет две разновидности. Первая – перемещения внутри вертикальной структуры элиты (вверх – вниз), которые проявляются как повышение или понижение должностного статуса, изменение соотношения служебных (социальных) статусов и др.

Вторая – перемещение представителей элиты или ее отдельных слоев на внеэлитные или околоэлитные позиции . Переход на внеэлитные позиции сопоставим с экскорпорацией из элиты, хотя полностью с ней не совпадает. Если экскорпорация означает выход из элиты, то переход на внеэлитные позиции в результате ротации означает временный переход на менее значимые должностные, статусные позиции. Переход на околоэлитные позиции проявляет себя как перемещение «в тень», «в опалу». Ротация происходит или по инициативе власти или под влиянием естественных закономерностей кадровых перемещений. Так, Сталин постоянно перемещал высших и средних партийных и государственных руководителей с должности на должность, из региона в регион с целью недопущения складывания сплоченных команд руководителей, повязанных отношениями личной преданности.

Афанасьев М. Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений // Полис. 1996. № 2. С. 68–74.

Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 1997. 301 с.

Ашин Г.К. Рекрутирование элиты // Власть. 1997. № 5.

Ашин Г.К. Смена элит // Общественные науки и современность.1995. №1.

Ашин Г.К., Лозаннский Э.Д., Кравченко С.А. Социология политики. М., 2001.

Ашин Г.К., Понеделков А.В. и др. Основы политической элитологии: Учебное пособие. М.: ПРИОР.1999. 304 с.

Барзилов С., Чернышев А. Провинция: элита, номенклатура, интеллигенция // Свободная мысль. 1996. № 1.

Васильев Л. Кризис социализма // Через тернии. М., 1990. С. 5–59.

Весоловский В. Классы, слои, власть. М., 1981. 231 с.

Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита: определение основных понятий // Полис. 2000. № 3.

Гаман-Голутвина О.В. Российские политические элиты: факторы эволюции // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, 2002. С. 65–91.

Гельман В.Я., Тарусина И.Г. Изучение политических элит в России: проблемы и альтернативы // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, 2002. С. 6–28.

Грушин Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия // Рабочий класс и современный мир. 1984. № 5.

Дука А.В. Властные элиты: социологический анализ // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, 2002. С. 29–64.

Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1.

Крыштановская О.В., Радзиховский Л.А. Каркас власти // Вестник РАН. 1993. Т. 63. № 2.

Крэстева А. Власть и элита в обществе без гражданского общества // Социс. 1996. № 4. С. 19–29.

Куколев И., П.Штыков Становление элитоведения // Социальные исследования в России: немецко-российский мониторинг Под ред. И.Освальда и др. М.: Полис. 1998. С. 132–137.

Ледяев В.Г., Ледяева О.М. Позиционный метод в эмпирических исследованиях власти в городских общностях // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, 2002. С. 134–140.

Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002.

Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.

Медушевский А.Н. Формирование правящего класса // Социологический журнал. 1995. № 4. С.36–49.

Милановски В. Политические элиты – элиты в политике // Политология вчера и сегодня / Отв. за вып. Е.А.Куприна. М., 1991. Вып. 3.

Моска Г. Правящий класс. // Социологические исследования. 1994. № 10,12.

Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

Мохов В.П. Элиты как руководящая и напрвляющая сила индустриального общества // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, 2002. С. 114–133.

Мохов В.П. Региональная политическая элита России (1945–1991 годы). Пермь, 2003.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. С.43–163.

Парето В. О применении социологических теорий //Социс. 1995. № 10; 1996. № 1,2,7,10.

Понеделков А.В. Политико-административная элита: генезис и проблемы ее становления в современной России // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, 2002. С.92– 114.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Власть и собственность // Социологические исследования. 1991. С.50-61.

Ривера Ш.В. Тенденции формирования состава посткоммунистической элиты России: репутационный анализ // Полис. 1995. № 6. С.61–66.

Российская элита: опыт социологического анализа. Часть 1. Концепция и методы исследования / Под ред. К.И.Микульского. М., 1995.

Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

Сартори Дж. Вертикальная демократия // Политические исследования. 1993. № 2.

Тоффлер Э. Третья волна. М.: Издательство АСТ, 2000.

Тощенко Ж. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как называть тех, кто правит нами? // Социс. 1999. № 11. С. 123–133.

Шаповалов В. Восстание масс по-российски // Свободная мысль. 1993. № 12. С.33–41.

Шаран П. Элитизм // Мир политики: Суждения и оценки западных политологов. М., 1992.

Шкаратан О.И., Фигатнер Ю.Ю. Старые и новые хозяева России (от властных отношений к собственническим) // Мир России. 1992. Том 1. № 1. С. 67–91.

Элитизм в России: «за» и «против». Пермь, 2002.

Важно отметить, что концепция элиты у Парето оказывается связанной с теорией нелогического действия, о чем свидетельствует использование им понятия "осадков" и их классификации для обоснования типологии элиты . В начале каждого периода развития того или иного конкретного общества к власти приходит элита первого типа, в основе деятельности которой - "осадки" первого класса. Это означает, что она властвует на основе убеждения, подкупа, обмана, иногда прямого одурачивания масс (власть "лис"). Происходит, следовательно, усиление "осадков" первого класса и ослабление "осадков" второго класса.

Как указывает Парето , на этом этапе господства элиты первого типа материальные интересы довлеют над идеальными, интересы индивида - над интересами социальных групп, интересы ближайшего будущего - над интересами отдаленного будущего. Это означает, что правящая элита первого типа заботится о настоящем больше, чем о будущем. Такая ситуация постепенно вызывает неудовлетворенность ее деятельностью. Эта неудовлетворенность усиливается, доходит до высшей точки и в результате политической революции на смену элите первого типа приходит элита второго типа (власть "львов"), в основе деятельности которой - "осадки" второго класса. Характерными становятся агрессивность, авторитарность, упорство и др. Таким образом, описывая круговорот элит, Парето говорит о постепенной замене "лис" "львами", которые, в свою очередь, в определенных обстоятельствах сами окажутся смещенными с пьедестала власти "лисами".

Основным состоянием общества, как уже отмечалось, итальянский социолог считал равновесие. Его обеспечение - цель властвующей элиты , которая ради этого может и должна использовать любые средства. Парето любил повторять афоризм итальянского политического мыслителя конца XV - начала XVI в. Н. Макиавелли: "Цель оправдывает средства".

Чтобы осуществлять успешное управление обществом, правящий класс, по мнению социолога, должен постоянно заботиться` о своем обновлении за счет здоровых сил и лучших представителей низшего класса. Необходима социальная мобильность, которая должна проявляться в изгнании из правящего класса наиболее разложившихся членов и переходе в его состав энергичных и жизнеспособных людей из не-элиты . Только в этом случае действующая элита окажется способной к длительному господству. Иначе ей обеспечена деградация и, как следствие, наступление политической революции.

Парето полагал, что политические революции осуществляются в результате замедления круговорота элиты и создания таких негативных условий, при которых наиболее достойные представители низших классов не в состоянии перейти в правящий класс. Это происходит исключительно вследствие действия самой правящей элиты , которая начинает себя оберегать от появления в ее составе новых, чужеродных элементов. Таким образом, причиной разложения и гибели действующей элиты является поведение самого правящего класса. Суть политической революции, по Парето , - в насильственной замене одной правящей элиты другой.

Не следует думать, будто социолог считал, что процесс циркуляции, круговорота элит является результатом изменений личного характера либо борьбы группировок за власть. Этот процесс отражает наиболее важные потребности общества в радикальных изменениях своих основных структур - профессиональных, социальных, духовно-идеологических. Поэтому смена властвующих элит является отражением процесса чередования экономических и политических циклов в развитии общества. С этими циклами Парето связывает и развитие циклов духовного производства (религиозного, художественного, интеллектуального и др.). Здесь также происходит циклическая смена периодов веры и скепсиса, в основе которых лежат "остатки" чувств.

В отличие от концепции нелогического действия, теория элит оказала большое влияние на последующее развитие социологии . Она дала возможность исследовать механизмы власти с новых теоретических позиций, обращаясь к психологии человека и социальных групп. Популярной была идея социолога о манипулировании сознанием групп людей с помощью идеологий, создаваемых правящими элитами и направленных на маскировку и сокрытие подлинных их намерений.

В.Парето , введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг

друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть

пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис»эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые

она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история

постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, – лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

«Железный закон олигархичеких тенденций» Р.Михельса

Р.Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что

развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это

закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.

Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена.

По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

Правящая и неправящая элиты

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом.

Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой») . Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых,

аристократия преступников и т.п.» . Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством сипы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий».

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют следующие идеи:

1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

5. Руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

Современные теории элиты.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди кото- рых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Макиавеллистский подход.

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Г. Моска и В. Парето. Для представителей данного под- хода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике. Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

Ценностный подход.

В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе. Элита - это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Министерство образования Российской Федерации

Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
Кафедра управления социально-экономическими системами

Государственное и муниципальное управление

Реферат на тему

«Теория элиты В. Парето»

Выполнила : студентка

4 курса специальности

«Бизнес-информатика»

Проверил : к.э.н., старший

преподаватель кафедры управления

социально-экономическими системами

Субачев А.А.

Кострома


1. Введение (эпоха, течения)………………………………………………стр.3

2. Биография Вильфредо Парето……………………………………….....стр.5

3. Теория элиты Вильфредо Парето………………………………………стр.7

4. Заключение……………………………………………………………...стр.12

Список литературы………………………………………………………..стр.15


1 . Введение (эпоха, течения)

В конце XVIII - начале XIX века в Европе начинается становление социологии как самостоятельной науки. Это связано с глубокими изменениями в мировоззрении в обществе. Человечеству нужна была новая наука, которая дала бы ответ на многие волнующие вопросы. Так появилась социология.

Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.

Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н.Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.


2. Биография Вильфредо Парето

Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923).

Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В.Парето в его «Трактате общей социологии», в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но в последствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией.

Хотя большая часть жизни Вильфредо Парето приходится на XIX век, в качестве социолога и политического мыслителя он заявил о себе в самом начале ХХ столетия. Именно в этом столетии им были созданы фундаментальные труды, предпринята попытка построения грандиозной системы, которая охватила бы все наиболее принципиальные отношения между человеком и обществом. Этим замыслом Парето напоминает классических мыслителей прошлого, но его образ мыслей, используемый им инструментарий больше соответствуют ХХ веку.

Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 1864–1867 годах Вильфредо изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физико–математическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь Д’Арно». Причем становится его генеральным директором. Как и Гаэтано Моска, он не избежал соблазна политики. В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он выступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони, говорил, что в политике «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди». В начале 90–х годов Парето резко меняет свою жизнь.

Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году стал профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали «отшельником из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.

3. Теория элиты Вильфредо Парето

Вильфредо Парето говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Он называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - писал Парето, - и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

«Допустим, - писал Парето, - что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе». Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, - 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» - честным или нечестным путем, - дается 10. Тому, кто заработал тысячи, - 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, - 1; тому, кто там оказался, - 0. В конечном счете, Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой». Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть морально–этических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой. С легкой руки Парето функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.

На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется.

Деление на способную к управлению «элиту» и «контр-элиту» Вильфредо Парето считал «… существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно. В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», (в указанном смысле ранее термины «львы» и «лисы» ранее использовал Никколо Макиавелли – Прим. И.Л. Викентьева) которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Парето считал, что он живет во времена «лис» (имея в виду Италию и Францию). Политическая и экономическая сцена заполнена политически недобросовестными юристами и интеллектуалами-софистами, манипулирующими сознанием людей. Если это состояние оставить бесконтрольным, то социальное равновесие будет фундаментально подорвано. Однако он видел в истории доказательства тому, что всегда в подобной ситуации люди консервативных «львиных» качеств начинают набирать силу и отодвигают господство «лис». Они создают уверенность в том, что социальная стабильность установится, а вера, патриотизм и национальная гордость вновь заявят о себе».

Васильева Н., Вильфредо Парето: провозвестник львов, в Сб.: Восстание масс, СПб, «Мидгард», 2005 г., с. 25-26.

Вот что писал о циркуляции элит сам Вильфредо Парето:

«… феномен новых элит, которые в ходе непрерывной циркуляции, возникая в низших стратах общества, поднимаются в его высшие страты, там захватывают себе пространство и впоследствии приходят в упадок, вымываются и исчезают, представляет собой один из самых важных исторических фактов, и его необходимо принять во внимание, чтобы понять крупные социальные движения. Очень часто существование этого объективного феномена бывает завуалировано воздействием на нас страстей и предрассудков, и то, как мы его воспринимаем, существенно отличается от того, каков он в реальности.

Циркуляция, которая возносит элиты, рождающиеся в низших стратах, к вершине, а также низвергает и приводит к исчезновению властвующие элиты, в основном бывает скрыта за множеством фактов. Прежде всего, это связано с тем, что данный процесс развивается, как правило, достаточно медленно, и потому, только изучая историю за длительный период времени, к примеру, в несколько веков, можно постичь общий характер и основные линии такого движения. Современный наблюдатель, охватывающий взглядом лишь короткий период времени, не видит ничего кроме случайных обстоятельств. Он видит соперничество каст, гнет тиранов, народные бунты, либеральные требования; он замечает аристократии, теократии, охлократии, однако общий феномен, по отношению к которому все перечисленное оказывается лишь частными деталями, зачастую полностью ускользает от него. Среди иллюзий, возникающих при этом, есть те, которые встречаются особенно часто и потому заслуживают быть отмеченными. Чтобы влияние эмоций, от которых не так-то легко освободиться, когда рассматриваются конкретные случаи, не могло затемнить наши рассуждения, мы будем рассуждать абстрактно. Пусть А - это элита, находящаяся у власти; В - элита, пытающаяся оттеснить от власти элиту А, чтобы самой занять её место; С - остальная часть населения, включающая неадаптированных людей, тех, кому недостает энергии, характера, ума, одним словом - людей, оставшихся вне элиты. А и В главенствуют и стремятся заручиться поддержкой своих сторонников от С, используемых ими как орудие. Одни С были бы беспомощны, как армия без командиров; они приобретают значимость и вес только тогда, когда их возглавляют А или В. Очень часто и даже почти всегда именно В оказываются во главе их, в то время как А усыпляют себя надеждами на собственную безопасность и презирают С. Впрочем, именно В могут лучше прельстить и привлечь к себе С именно потому, что они не обладают властью и их обещания рассчитаны на более долгий срок. Однако А иногда мечтают опередить В, в надежде на то, что им удастся угодить С мнимыми уступками, не делая их слишком реальными. Если В постепенно занимают места, принадлежащие А, благодаря медленной инфильтрации, если социальная циркуляция не прерывается, то С лишаются лидеров, которые могли бы побудить их к бунту, и наблюдается период процветания. Но обычно А стремятся противодействовать этой инфильтрации, однако такое противодействие может оказаться неэффективным, порождая лишь недовольство и не давая ощутимого результата.

Если такое противодействие эффективно, то В могут захватить власть только сразившись с А и обратившись к помощи С. Когда успех окажется на их стороне, В захватят власть и начнет формироваться новая элита D, которая по отношению к В сыграет ту же роль, которую прежде играла элита В по отношению к элите А; и т. д. Большинство историков не замечает этого движения. Они описывают данное явление так, будто оно всегда оказывается борьбой одной и той же аристократии или олигархии против народа, который также все время один и тот же. На самом же деле: 1) речь должна идти о борьбе одной аристократии с другой аристократией; 2) аристократия, пребывающая у власти, непрерывно изменяется, и места, занимаемые сегодня одними людьми, спустя некоторое время будут заняты их противниками. Когда элита В приходит к власти и сменяет элиту А, дошедшую до полного упадка, как правило, наступает период высшего процветания. Некоторые историки видят в этом исключительно заслугу «народа», т. е. С. В таком утверждении верно только одно - то, что низшие классы производят новые элиты. Что же касается самих низших классов, то они не способны управлять, и охлократия не приводила никогда ни к чему другому, кроме бедствий. Более глубоко по сравнению с теми, кто привык смотреть на вещи издалека, заблуждаются люди, вовлечённые в движение и принимающие в нем активное участие. Многие индивиды, входящие в В, искренне верят, что добиваются выгоды не для себя и своего класса, но действуют на благо С и борются просто за то, что называют справедливостью, свободой, гуманностью. Эта иллюзия воздействует также и на представителей А. Среди них появляется немало людей, изменяющих своему классу, верящих, что они воюют за осуществление этих прекрасных принципов ради того, чтобы помочь бедным С, между тем как в действительности единственным результатом их усилий является помощь В в захвате власти, оборачивающейся затем новым игом для С, часто более тяжким, чем иго А. Тот, кто в конце концов понимает, каким окажется результат, порой обвиняет в лицемерии как В, так и А, твердивших, что их стремления направлены только к тому, чтобы оказать помощь С, но в целом он не прав, поскольку многих таких людей как из В, так и из А нельзя упрекнуть в неискренности. Симптомом, почти всегда предвещающим упадок аристократии, является распространение гуманистических настроений и болезненной чувствительности, отчего аристократия оказывается неспособной защитить свои позиции.

Не следует путать насилие с силой. Насилию часто сопутствует слабость. Встречаются индивиды и классы, потерявшие могущество и способность удержаться у власти, становившиеся все более одиозными из-за творимого ими насилия, при котором они наносили удары вслепую, наобум. Сильный наносит удар только тогда, когда это совершенно необходимо, и уже ничто не останавливает его. Траян был сильным и не проявлял насилия; Калигула проявлял насилие, но не был сильным. Если у живого существа пропадают чувства, необходимые ему в данных обстоятельствах, чтобы выстоять в борьбе за жизнь, то это верный признак вырождения, поскольку атрофия этих чувств в более или менее недалеком будущем приводит к вымиранию вида. Живое существо, которое не желает ответить ударом на удар и боится пролить кровь своего врага, признаёт себя побеждённым и попадает во власть противника. Баран всегда мог встретиться с волком, готовым его съесть, и если теперь он избегает такой участи, то просто потому, что человек охраняет его, как пищу для себя самого. Всякий народ, который до такой степени боится пролить кровь, что оказывается неспособным себя защитить, рано или поздно становится жертвой какого-нибудь воинственного народа. На нашей планете нет, пожалуй, ни одного клочка земли, который бы не был когда-то завоеван мечом, и на котором народы-оккупанты не удерживались бы с помощью силы. Если бы негры оказались сильнее европейцев, то они поделили бы Европу, а не европейцы - Африку. «Право» народов, называющих себя «цивилизованными», завоевывать народы, которые они именуют «нецивилизованными», выглядит совершенно смехотворно, или, лучше сказать, это право есть не что иное как сила. Пока европейцы будут оставаться сильнее, чем китайцы, они будут навязывать им свою волю, но если бы китайцы стали сильнее, чем европейцы, то позиции переменились бы, и гуманистические декларации не смогли бы воспрепятствовать вторжению армий противника. […]

Всякая элита, не готовая сражаться ради защиты своего положения, находится в полном упадке, и ей не остается ничего иного, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством и твёрдостью, которых прежней недостаёт. И если такая элита верит, что провозглашенные ею гуманные принципы будут применяться к ней самой, то она просто впала в иллюзию. Победители прожужжат ей уши неумолимым vae victis (горе побежденным – Прим. И.Л. Викентьева).

Вильфредо Парето, Социалистические системы / Теоретическая социология: Антология в 2-х частях, Часть 1, М., «Университет», 2002 г., с. 269-272 и 272.