Определение личности в социальной психологии. Личность как предмет исследования в социальной психологии. Модели динамической структуры личности

Основные теоретические направления в социальной психологии. Бихевиоризм. Психоанализ. Когнитивизм. Интеракционизм. Основные положения и объяснительные принципы социального поведения в различных направлениях

Европейская критика американской социальной психологии и возрождение интереса к анализу психологии больших групп, межгрупповых отношений и массовых социальных процессов.

Общая характеристика современной американской социальной психологии.

Период экспериментального развития социальной психологии в 20 в.

В 20-е годы ХХ в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами Меде, Ф.Оллпорта, В.М.Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. При этом эксперимент для его распространения (с исследования простейших психических процессов на изучение социально-психических явлений) должен быть значительно усовершенствован и преобразован в силу большей сложности учета социальных влияний.

В результате проведенных экспериментов В.Меде установил: 1) имеются различные типы людей относительно влияния на них группы (положительного, отрицательного, нейтрального); 2) в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; 3) в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психической сфере.

Таким образом, были выявлены особенности протекания познавательных процессов в условиях изоляции и присутствия группы.

Несколько позже, уже в ином направлении, проводил эксперименты в группах В.М.Бехтерев. Он установил, что группа способствует увеличению объема знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению отношения к проступку, позволяет выдерживать более сильные раздражители, дает общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой деятельности.

Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идем, разрабатываемые в рамках психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, символического интеракционизма, когнитивизма и гуманистической психологии.



Разработка психоаналитического направления в психологии связана прежде всего с именем З. Фрейда он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. З. Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда – К. Юнга и А. Адлера.

Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности. В психоанализе основным источником активности выступает стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей. Многие аспекты человеческой активности объяснялись с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не может объяснить многие формы активности личности, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: человек ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Его деятельность требует усилий, а поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

Неофрейдисты выдвинули ряд положений о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека (даже национального характера) и семейного воспитания для выбора групп и лидеров в обществе; сведении социально-психологических и общественных связей к глубинным, бессознательным процессам, выводимости из взаимоотношений родителей и детей модели малых и больших групп и т.п. В отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений.

В рамках неофрейдизма были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.

Бихевиоризм (от англ. – поведение) – это направление в психологии, выдвинувшее требование изучения психики объективными методами. "Объективность" бихевиоризма состояла в том, что для исследования использовались методы регистрации, записи, фиксирования исключительно внешних проявлений психики процессов – поведения. Бихевиористы полагали, что изучать можно лишь то, что воспринимается органами чувств. Единицей изучаемого предмета – поведения – они считали связь (сочетание) между определенным стимулом и реакцией (S R), закрепляющуюся в опыте как навык. Развитие человека представлялось как накопление опыта реагирования на стимулы, закрепление полезных реакций.

Первым в США распространил принцип бихевиоризма на область социальной психологии Ф. Оллпорт. По его мнению, социальная психология изучает тот уровень поведения индивида, на котором он сам является стимулом для другого, либо другой является стимулом для него. Поэтому социальное поведение – это такое поведения, которое стимулирует поведение других людей или само стимулируется другими людьми. В таком поведении наблюдаются две формы:

линейная (воздействие) (А→В→С→Д …);

круговая (взаимодействие) (А↔В).

примером линейного поведения является реализация приказа в армии, а кругового поведения – беседа, обмен мнениями. В качестве социальных стимулов могут выступать речь, жесты, мимика, действия и некоторые соматические реакции. Социальными реакциями на стимулы являются: подражание, симпатии, обсуждения, общая работа, заразительность реакций в толпе и т.п.

Основные достижения бихевиоризма связаны с изучением диадных (парных) взаимодействий. Однако упрощенное представление о человеческом взаимодействии, принятое в бихевиоризме, не позволяет адекватно описать сложные формы социального поведения людей.

Резкая критика бихевиоризма в конце 20-х – начале 30-х годов заставила классический бихевиоризм в США принять форму необихевиоризма. В социальной психологии необихевиоризм разрабатывался в исследованиях Э. Богардуса, Г. Оллпорта, В. Ламберта, Р. Бейлза, Г. Хоманса, Э. Мэйо и др. В плане общей теории необихевиористы изменили основную формулу поведения, введя промежуточные переменные в традиционную формулу "стимул – реакция" (S→N→R). Для Э. Толмена, например, в качестве таких переменных выступали врожденные и приобретенные детерминанты в виде стремлений, намерений, осознания гипотез, целей поведения.

Дж. Миллер вместе с Е. Галантером и К. Прибрамом также пред­принял попытку модифицировать бихевиористскую формулу S→R, добавив к ней средние звенья: образ и план. Эта теория поведения стала опираться на план поведения человека, строящийся по системе: проба – операция – проба – исполнение (t – o – t – e). План поведения представляет собой иерархию t – o – t – e, где операция высшего порядка есть завершение t – o – t – e низшего порядка. Этот путь разложения по операциям целостного плана поведения приближает необихевиоризм к возможностям моделирования поведения человека.

В рамках необихевиоризма, вводящего промежуточные пере­менные (К. Халл) и оперантное обусловливание (Б. Скиннер), были разработаны теории: фрустрации – агрессии, социального обмена и т.д. Кроме того, с позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения. Центральной идеей этого направления выступает идея подкрепления. Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига. Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулировании, награды или другого позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека, любых процессов обучении, а также при установлении и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровне. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений улучшать готовность организма к соответствующим реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига заключается в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральны) раздражитель приобретает способность вызывать ту же реакцию.

В соответствии с положениями гештальтпсихологии, основу психического явления составляет его целостность. Это направление возникло как противопоставление ассоционистской концепции Вундта и опиралось на феноменологию, развитую в работах Эмиля Гуссерля. По мнению Гуссерля, мир постигается как целое, выходящее за пределы составляющих его частей. В основе восприятия вещей лежат интенции (от лат. – стремление) субъекта, т.е. направленности его сознании, мышления на какой-либо предмет. Каждая из таких интенций ведет к различному, но целостному и непосредственному, внутреннему восприятию вещей.

В рамках этого направления были развиты теория психологического поля и концепция групповой динамики (в работах К. Левина и его последователей), разработаны методы манипулятивного эксперимента, групповой дискуссии, гештальттерапии и т.п.

Такое направление, как интеракционизм (взаимодействие), берет свое начало из социологической ориентации. Его источник – теория символического интеракционизма Дж. Мида.

Интеракционизм исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ – это слово, жест, знак. Символическая коммуникация – начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного направления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, полевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная система, проявление которой можно наблюдать в независимом и импульсивном поведении, и как зависимая социальная система, проявление которой наблюдается в поведении. Обусловленном ожиданиями окружающих. Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но также и общества. И в этом смысле изменения общественных отношений можно рассматривать как случайные, которые не подчиняются закономерностям.

Интеракционизм сосредоточивается на четырех проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущими постулатами этого направления являются:

1) человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации;

2) направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;

3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми;

4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т. Сарбин), референтных групп (Г.Хаймар, Р.Мергон), социальной драматургии (Э.Гофман) и др.

В силу специфики идей интеракционизма они внесли существенный вклад не только в социальную психологию, но прежде всего в социологию как науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

Значительным направлением в развитии социальной психологии являлся когнитивизм, зародившийся в недрах гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Исходный принцип когнитивизма – рассмотрение социального поведения с позиции познавательных, когнитивных процессов индивида. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи, менталитет и подобные явления играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений. Собственно, ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитивная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается прежде всего как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремиться разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.

Когнинивизм возник как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования: преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, решающую роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти субъекта, развитие интеллектуальных функций и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и эта опосредованность связана с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый человек имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его мышления. Он принимает решения на основании собственного взгляда, своей точки зрения, своего видения и понимания событий. Зная когнитивную структуру данного человека, можно многое понять в его поведении.

Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами – взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия (несоответствия)

Особое место в когнитивной социальной психологии занимают так называемые теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признается потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся теория сбалансированных структур (Ф. Хайдера), коммуникативных актов (Т. Ньюкома), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч. Осгуда и П. Танненбаумана).

Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.

Таким образом, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к редукции напряжения, с другой – стремление к напряжению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, т.е. нацелена на окружающий мир. Личность функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации. На одних уровнях она действительно стремится к разрядке напряженности, на других – наоборот. Диалектическое единство данных двух тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение меры социальной активности человека связано обычно с явным преобладанием той или иной тенденции. Так, например, у больного человека будет преобладать тенденция к редукции напряжения. С другой стороны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью, стремлением к чрезмерному напряжению, возбуждению в ущерб здоровью человека.

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся и будут вестись долгие и нескончаемые споры. Личность является объектом изучения некоторых гуманитарных наук -это прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология же изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Личностью в психологии называют человека, являющегося носителем сознания. Как показывает история, личностями не рождаются, ими становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я» и развивается.

Психологические свойства личности полноценно раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека. Личности бывают разные, но при этом каждая личность неповторима.

Личность может быть раскрыта только в системе устойчивых межличностных связей, ценностями, опосредованных содержанием смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи формируют личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, присущим для предметной деятельности.

Личность каждого человека имеет только ей принадлежащее сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, которые составляют его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность же проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в познавательных процессах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Понятие «образ жизни» являющееся социально-философским понятием. Отбирает в многообразии качеств и свойств данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, его потребности, предпочтения, интересы, вкусы со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Итак, если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а присущая только ему уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть такое социальное. Исходя из сказанного, образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, представляет своеобразное единство социально-унифицированного и индивидуально- уникального в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

Развитие человека - это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, как социальных,так природных факторов. Развитие проявляется в прогрессивном усложнении, углублении, расширении, переходе от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

С развитие общества и коммуникаций в нем усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.

Социальное же развитие человека есть не что иное, как продолжение психического развития. И состоит оно в постепенном вхождении в общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усваивая и применяя эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества.

Самым важным для человека является его духовное развитие. Оно дает человеку осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Рост и развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, через передачу опыта своего собственного и предшествующих поколений. Чтобы говорить о социологии личности, необходимо рассмотреть и, определиться с самим понятием личности.

Социологический подход же выделяет в личности социально-типическое. Основная проблема социологической теории личности связана, именно, с процессом формирования личности, развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность есть субъект социальных отношений и характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная же независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности в развитии и познанию превращается в жизненную позицию личности. Жизненная позиция личности представляет собой принцип поведения, который основан на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из самых важных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что является двигателем поступков каждого конкретного человека. Индивидуальное же представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества в целом.

В отличие от психологии социология дает ответы на вопросы о социальном поведении личности, представлении личности во всем многообразии социальных связей. В ходе изучения личности в контексте социальных связей социология имеет и дает знание о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Таким образом, личность в психологии - это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.

Личность же в социологии является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Лекция Социальное развитие личности. Социализация.

Вопросы:

Понимание личности в социальной психологии

Социализация личности.

Основные сферы социализации.

Институты и стадии социализации.

Виды и формы социализации.

Вопрос 1. Понимание личности в социальной психологии.

Существует достаточно много подходов, которые тяготеют к тому, чтобы рассмотреть личность как сугубо социально-психологи­ческое понятие.

В персонологических теориях развивается так называемая сценическая модель личности. В соответствии с этой моделью «личностные психологические механизмы формируются у человека как условие убеждения других людей в том, что он (этот че­ловек) есть то, кем и чем он претендует быть. Поэтому личность есть искусство (не искусство быть личностью, а сама личность как созда­ние искусства), своеобразный язык, способ выражения результатов творчества индивида по формированию самого себя».

В ролевых теориях (Т, Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) человек рассматривается как носитель и реа­лизатор некоторой системы социальных ролей. Социальные роли рождаются из устойчивых ожиданий окружающих людей по отноше­нию к поведению человека.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев рассматривают личность как особый способ существования человека - существова­ния в качестве субъекта своих социальных отношений (личность как реальность для других). Как синонимы термина «субъект» они ис­пользуют слова «распорядитель», «инициатор». Личность - это ха­рактеристика человека, который способен ответственно, свободно и самостоятельно задавать свою позицию в системе социальных взаи­моотношений, свое место в пространстве культуры и времени исто­рии. Личность проявляется через особую форму социального пове­дения - поступки.

Ещё одно направление в изучении личности в западной психологии – это изучение личности в контексте функционирования Я-концепции. Я-концепция – набор представлений человека о самом себе. Источники знания о себе самом: ранняя социализация , отражённые оценки, даваемые нам другими людьми , окружающая обстановка , процессы социального сравнения , социальная идентичность, культура .

Человек всегда стремится к поддержанию и целостности своей Я- концепции. В связи с этим часто выбирает аргументы в пользу своего Я. Предрасположение в пользу своего Я помогает адаптации, снижает тревогу.

Таким образом, с точки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, прояв­ляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью таких специфичес­ких понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности и другие.


В отечественной психологии 1970-1980 гг. личность рассматривалась не только как субъект собственных социальных отношений, но и как носитель оп­ределенных психических свойств и качеств, как субъект предметной деятельности и т.д. (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и другие). Дис­кутировался вопрос о специфике именно социально-психологичес­кого подхода к личности. К. К. Платонов рассматривал социальную психологию как науку, изучающую психические явления, свойст­венные либо группе личностей, либо личности в группе.

Г. М. Анд­реева делает акцент на взаимодействии личности и группы.

По сути дела, социальная психология личности - это психология соци­ального развития человека, формирования психических механизмов, регулирующих его социальное поведение. Такой подход представля­ется перспективным и сегодня.

Проблема личности в психологии необъятна и охватывает огромное поле исследований. В рамках изучения личности также рассматриваются такие социально-психологические феномены, как характер, способности, темперамент, потребности и т. д., при этом многие из них, оставаясь научными понятиями, входят и в повседневный язык.

В настоящее время сложился целый ряд направлений в понимании феномена личности: биологическое, социологическое, индивидуально-психологическое, социально-психологическое и др. В соответствии с первым направлением развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности.

С позиций социологического направления личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. Основной недостаток этого направления заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности.

С точки зрения индивидуально-психологического направления на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.п. Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия: «индивид», «человек», «личность».

Специфика социально-психологического направления к пониманию личности заключается в следующем:

1) оно объясняет механизмы социализации личности;

2) раскрывает ее социально-психологическую структуру;

3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Итак, личность (с точки зрения социальной психологии) – это, во-первых, индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, во-вторых, системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, и формирующееся в совместной деятельности и общении.

В структуре проявлений личности принято выделять три главных составляющих:

1) индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Это отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки природной ограниченности, способное посредством орудий и знаков овладеть собственным поведением и психическими процессами;

2) персона – образуется социально-типическими образованиями личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения;

3) индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого, т.е. это индивид как субъект своего жизненного пути, уникальная, самобытная личность, реализующая себя в жизнетворчестве. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное – это оригинальность личности. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярче, других – менее заметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической жизни человека. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. При этом данное взаимодействие протекает в двух ведущих формах – общении и совместной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное множество подходов и определений феномена личности, что обусловлено глобальностью данного явления, сложностью его структуры и многообразием составляющих элементов.

1. В отечественной психологии существуют следующие подходы:

· В.Г. Ананьев – личность как единство 4-х сторон: человека как биологического вида, онтогенеза и жизненного пути человека как индивида, человека как личности, человека как части человечества;

· К.А. Абульханова-Славская – личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие активности, способности организации времени, социального мышления;

· А.Н. Леонтьев и А.В. Петровский – личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, поэтому в ней можно выделить компоненты разной меры общности и устойчивости;

· В.Н. Мясищев – ядро личности – система ее отношений к внешнему миру и самому себе, формирующаяся под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, является одной из форм этого отражения;

· К.К. Платонов – личность имеет динамическую функциональную структуру, состоящую из направленности, опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств;

· Д.Н. Узнадзе – личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которого могут носить неосознанный характер;

· Д.И. Фельдштейн – в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости, а ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность;

· военные психологи – личность – конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями.

2. В западной психологии выделяют такие подходы.

Социогенетический подход – объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими. Его составляют следующие теории:

· теория социализации – человек становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни;

· теория научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер) – жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков;

· теория ролей (У. Доллард, К. Левин) – роли, предлагаемые обществом, накладывают отпечаток на характер поведения личности.

Биогенетический подход – основа развития личности – биологические процессы созревания организма. В рамках данного подхода выделяют теории:

· З. Фрейда – поведение личности обусловлено биологическими, бессознательными влечениями;

· Э. Кречмера – тип личности зависит от особенностей телосложения;

· С. Холла – развитие личности воспроизводит в свернутом виде стадии развития общества.

Психогенетический подход – на первый план выдвигается развитие собственно психических процессов:

· психодинамическая ориентация (Э. Эриксон) – поведение личности зависит от эмоций и влечений;

· когнитивистская ориентация (Ж. Пиаже, Д. Келли) – личность развивается через интеллект;

· персонологическая ориентация (Э. Шпрангер, А. Маслоу) – уделяют внимание развитию личности в целом.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2)социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др.

На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией, т.к. по-английски слово личность – это персона. В русском языке слово «личность» означает – маска. Это обстоятельство подчеркивает типическое в личности, что позволяет говорить о ней как о социотипе, архетипе.

Специфика социально-психологического подхода к личности заключается в следующем:

1. он объясняет механизмы социализации личности;

2. раскрывает ее социально-психологическую структуру;

3. позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на ее.

Исследование личности в с.п. надо отличать от исследований в социологии и психологии. С.п. занимается рассмотрением личности как представителя определенной соц. группы.

Главные проблемы общей психологии - проблема соц. типологии личности, социализации личности, структуры личности. структура личности рассматривается как:

1. конкретный субъект д-ти в единстве его инд св-в и соц. ролей

2. соц св-во индивида, совокупность интегрированных в нем соц. черт.

С.п выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает соц влияния, и каким образом она реализует свою соц. сущность. С.п. выясняет, каким образом складываются социально-типические черты личности. исследуется и макро- и микросреда индивида. осн проблемы здесь –

1. взаимоотношение личности с группой

2. проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.

3. проблема соц. установки (см 45)

теории развития личности:

Мид: Я - соц. продукт, сформированный на осн. взаимодействий с др. людьми

Кули: эффект зеркального отражения: чел воспр себя так, как его оценивают другие.

Фрейд: личность проходит стадии, на кажд. из которых возн напряженность между Ид и Суперэго. различные кач-ва формируются у человека в зависимости от успешности прохождения стадии.

Пиаже: стадии

сенсомоторная стадия – 0-2

предоперациональная стадия - 2-7

стадия конкретных операций – 7-11

стадия формальных операций – 12-15

Колберг: стадии

избегание наказания

завоевание поощрения

завоевание одобрения других

осознание интересов общества и правил поведения в нем.

осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями

формирование собственных нравственных принципов.

Социально-психологическая структура личности включает в себя: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира), «Я-характеристики» (Я-концепцию, Я-образ, самоотношение, самооценку); локус контроля; статусно-релевые характеристики личности, эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.


В структуре проявления личности выделяются три главные составляющие: 1) индивид, 2) персона и 3) индивидуальность. Индивид – живое существо, представитель человеческого рода. Персона – социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения. Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.

Ключевыми признаками личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение, черты личности.

Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний человека; чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий.

Саморегуляция – это системная характеристика личности, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности.

Побуждение – это мотивационный компонент характера.

Черты личности – это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных между собой признаков. В психологии описывается ряд типов личностей, которым присущи те или иные черты. Психологические портреты учащихся в терминах черт легко доступны для неспециалистов. Использование таких обыденных описаний оптимально при совместных корекционно-развивающих мероприятиях, проводимых психологом вместе с родителями.

В психологии широко применяется различная типология личности. Различия в потребностно-волевых переживаниях позволяют выделить: «пессимиста», «уравновешенного», «оптимиста». По содержательным направленностям: «деловой», «экстраверт», «игрок», «интроверт». По уровню усвоения деятельности: «ученик», «исполнитель», «творец» и др.

Т.о., в социальной психологии под личностью понимают человека, как представителя общества и социальных групп, занимающегося определенным видом дятельности, осознающего свое отношение к окружающему, наделенного индивидуально-психологическими особенностями.

Характеристика социально-психологических теорий личности.

В СП существует различное множество теорий, которые тем или иным образом трактуют социальную природу личности.

Психоанализ З.Фрейда. В структуре личности рассматривал три эго состояния: Оно, я, Сверх я. В поведении человека доминирующую роль играет бессознательное Оно.

Психоанализ К.Юнга. Наряду с индивидуальным бессознательным выделял коллективное бессознательное, содержанием которого являются так называемые архитипы – образы. Коллектисное бесссознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. В структуре личности Юнг выделял: персона (то каким мы представляем себя миру), эго (центр сознания), тень (бессознательное), анима и анимус (представление о женственности и мужественности соответственно), самость(совпадение бессознательного и сознания)

Психоанализ А.Адлера. Кочевым в личности видел «комплекс неполноценности», с которым ребенок уже рождается на свет. Чувство неполноценности вызывает у него стремление к превосходству. Адлер также подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть.

Бихевиоризм (Уотстн, Скинер). Бихевиористы использовали для объяснения поведения два основных понятия: стимул и реакцию, важность сознания и бессознательного отрицали.

Гуманистическая психология (К.Роджерс) В каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.

Трансактный анализ Э.Бёрна. В структуре личности выделяет три состояния: Родитель, Взрослый, Дитя. Эти состояния и определяют систему отношения людей друг к другу при взаимодействии и совместной деятельности.

Экзистенциональный подход (Дильтей, Фромм, Франкл). Нормальное развитие личности возможно лишь при ясном представлении и наличии у него смысла жизни.

В отечественной психологии можно выделить следующие теории личности: теорию отношению Мясищева, теорию установки Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К.К.Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Концепция личностных отношений (выдвинута Лазурским, разработана В.Н.Мясищевым)

Ядром личности, по Мясищеву, является система ее отношений к внешнему миру и к самому себе. Личность формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности и является одной из форм этого отражения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимодействия с людьми, однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности.

Теория установки Д.Н.Узнадзе – общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. (Установка – готовность, предрасположенность субъекта к деятельности по отношению к данному объекту.). Узнадзе развил представления об установке как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребности. Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для экспериментального исследования установки предложен метод фиксации, различные варианты которого применяются для анализа развития личности в онтогенезе и межличностных отношениях.

Одна из перспектив развития У.т. – концепция уровней психического развития (Ш.А.Надирашвили)

Исследованиями в области личности занималась Л.И.Божович

Основная область исследования педагогическая и детская психология. Божович изучала познавательную сферу школьника, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связь со сферой социальных мотивов. Использовала для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

Культурно-историческая теория личности Л.С.Выгодского. (при участии А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия).

Согласно этой теории главная закономерность в развитии личности состоит в интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности) ребенком структуры его внешней социально-символической (т.е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и развернуться в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает слово.

Деятельностный подход А.Н.Леонтьева. – теория рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивида.