Основные причины открытого кризиса в психологии. Его проявления в отечественной и зарубежной психологии. Кризис психологии на рубеже XIX и XX веков и его причины. Изменение представлений о предмете психологических знаний А также другие работы, которые мог

8. Открытый кризис в психологии и появление первых психологических школ.

Открытый кризис в психологии отмечен созданием новых школ и направлений в психологической науке.

В открытом кризисе выделяют три этапа:

    Возникновение кризисной ситуации (с 3 четверти 70ых до десятых годов 20 века)

    Открытый кризис (с 10 по 30ые годы 20 века)

    Затухание борьбы школ (с 30ых по наст. время)

    Общественно-исторические условия, экономические, политические изменения. В культуре появляются разные течения, проникнутые духом декаданса.

    Общенаучные изменения. Фундаментальные открытия в физике, химии. Отказ от разума в пользу интуиции и мистики. Пересмотр места человека в мире.

    Обстановка внутри психологии. В Европе развивается психологическое учение В. Вундта. В США – Титченера. К началу 20 века в мире насчитывается 84 лаборатории, где проводились экспериментальные исследования и накапливалось новое знание, которое не могла объяснить ни одна теория.

При накоплении нового знания появляется потребность в их объяснении, в связи с этим появлялись новые школы.

1909 год – психоанализ. Фрейд и Юнг в США читают «Пять лекций по психоанализу»

1912 год – гештальтпсихология. Первый эксперимент по изучению фи-феномена Вертгеймером. Эксперимент был проведён над Кёллером и Кофкой.

1913 год - бихевиоризм. Статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма».

Так же чуть позже появляются школы описательной психологии (Дихтей и Шпранглер) и французская социологическая школа.

Каждая из этих 5 школ выступала против положений традиционной психологии.

Старые положения

Противопоставление школ

    Психика отождествляется с сознанием.

Бихевиоризм: психика и сознание не были предметом изучения.

Гештальтпсихология: не рассматривали психику и сознание.

Описательная психология: согласны с данным положением.

Фр. Соц. Школа: расширение понятий, добавление идеи о прологическом мышлении.

    Область сознания противопоставляется остальным явлениям действительности

Психоанализ: не согласны с данным утверждением. Основой является биологический фактор.

Бихевиоризм: схема «стимул» - «реакция» по типу животного мира.

Гештальтпсихология: инсайт есть и у животных, человек не уникаленю

Описательная психология: человек противопоставляется окружающему миру.

Фр. Соц. Школа: человек противопоставляется окружающему миру.

    Единственный метод – интроспекция.

Психоанализ: модификация интроспекции: анализ сновидений, свободные ассоциации.

Бихевиоризм: эксперимент

Гештальтпсихология: эксперимент.

Описательная психология: использовали интроспекцию, но не отрицали другие методы.

Фр. Соц. Школа: исторический подход.

    Индивидуализм – изучение сознания в пределах индивидуального сознания.

Психоанализ: распространение результатов не всех

Бихевиоризм: отождествление человека и животного в поведенческих актах.

Гештальтпсихология: гештальты врождены

Описательная психология: индивидуализм – вершиная психология.

Фр. Соц. Школа: ???????

    Атомизм – изучение сознания путём разложения его на элементы.

Психоанализ: факты бессознательной жизни.

Бихевиоризм: поведение можно разложить на стимул и реакцию.

Гештальтпсихология: гештальт неделимая единица.

Описательная психология: выступали против атомизма.

Фр. Соц. Школа: изучали элементы в рамках исторической психологии.

    Бытие психики исчерпывается сознательным опытом.

Психоанализ: изучение бессознательных процессов.

Бихевиоризм: психика и сознание не являются предметом.

Гештальтпсихология: инсайт – неосознаваемый процесс.

Описательная психология: творчество – неосознаваемый процесс

Фр. Соц. Школа: прологическое мышление – неосознаваемый процесс.

Краткое описание основных психологических школ, появившихся в период открытого кризиса психологии.

    Психоанализ. З. Фрейд (1856 – 1939 гг.)

Психоанализ – направление психологического учения, в центре изучения которого находятся бессознательные психические процессы. Психоанализ Фрейда рассматривал душевную жизнь с динамической (внутренняя жизнь индивида – это результат столкновения противоположных сил), экономической (энергетическая характеристика душевной жизни) и типической (наличие структуры) точек зрения.

Психоанализ имеет две группы источников:

    Философские концепции:

    Лейбниц: идея о различных степенях сознательной жизни.

    Гербарт: «концепция порога сознания», согласно которой новые знания могут вытеснять старые в зону, находящуюся ниже порога сознания.

    Шопенгауэр: «концепция воли к жизни», в которой разрабатывалась идея наличия у человека двух влечений: полового и агрессивного.

    Гартман: «Философия бессознательного» - книга, в которой обобщены все знания о бессознательном, функция которогоподдержание жизни, сохранение человеческого рода. Бессознательное – стимул для творчества. Но в бессознательном есть и «демоническая» сторона.

    Ницше: вывел идею о воли к власти, которая движет человеком и выражается в аффектах.

    Психотерапевтические и психопатологические концепции.

    С конца 18 века стали предприниматься попытки лечения душевнобольных.

    Месмер, Шарко: идея о психических нарушениях, попытки групповой терапии.

    Дарвин: «О психическом развитии ребёнка» - труд в котором описано эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста.

    Крафт-Эббинг: 1886 год книга «Сексуальная психопатия», которая рассматривала идею о том, сто человеком управляет сексуальный инстинкт.

    Моль: введение термина «libido» 1887 год. Книга «Детская сексуальность».

    Брайер, Шарко: сновидения использовали как метод терапии.

Развитие идей Фрейда можно поделить на 3 этапа:

Основные положения и события

Основные труды

Психоанализ как метод лечения неврозов.

Разработка первого варианта структуры личности: сознательное, предсознательное, бессознательное. «Период блестящей изоляции» из – за пансексуализма теории.

Появление «Венского кружка» (Адлер, Юнг, Абрахам, Джонс и др.)

«Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка теории сексуальности»

Психоанализ – учение о личности и её развитии. Новая структура личности: Id, Ego, Superego.

Появление идеи о libido,martido.

1909 год – турне по Америке. Признание психоанализа.

Изгнание из кружка Адлера и Юнга.

Предложения о создании международной психоаналитической ассоциации.

«Пять лекций о психоанализе», «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика», «Тотем и табу», «Леонардо ДаВинчи»

Расширение рамок психоанализа.

Распространение идей на культуру и её проявления – религию, антропологию.

Становление психоанализа как философской системы.

«По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Моисей и единобожие», «Недовольство культурой».

Методы психоанализа: катарсис, анализ сновидений, свободные ассоциации, гипноз, анализ шуток, оговорок и ошибочных действий.

У Фрейда были последователи и отступники. Тут я совсем чуть-чуть, в качестве напоминания.

Отступники критиковали теорию Фрейда и сделали несколько нововведений:

    Права Egoрасширены, оно обладает своей энергией и функциям.

    Проведена переоценка влияния биологических и социальных факторов на развитие личности в пользу социальных.

    Переоценка роли детской сексуальности и Эдипова комплекса.

Отступники:

    А. Фрейд: детский психоанализ. Вводит игровые методы диагностики и коррекции, так как классический психоанализ не учитывает несовершенство вербализации у детей.

    К. Юнг: идея коллективного бессознательного. Идея архетипов. Libido, согласно Юнгу, энергия, которая имеет разную интенсивность в разных возрастах. Личность человека определяется на только детскими переживаниями, но и целями на будущее. Добавление «врождённого опыта человека» в сферу бессознательного.

    А. Адлер: чувство неполноценности, которое формируется к 5 годам и определяет поведение человека. Недостатки закрепляют комплекс неполноценности. Социальный интерес и стремление к превосходству. Неделимость личности на структуры. Человеку присуще «Творческое Я», которое его формирует.

    К. Хорни: Базальная тревожность, имеющая причиной недостаток внимания от родителей. Переоценка в сторону социальных факторов.

    Г. Салливан: Концепция межличностной психиатрии. Решающую рольк развитии личности играют МЛО, нарушение которых приводит к неврозу.

    Э. Фромм: Социальный фрейдизм. Концепция «экзистенционального противоречия», возникающего при разрыве связей с природой. Продуктивный путь - воссоздание связей с природой и обществом. Но соц условия блокируют этот путь и человек вынужден «бежать».

    В. Райх: Телесноориентированный психоанализ. Основа для здоровой личности – свободно циркулирующая энергия. Невротические индивиды направляют энергию на мышечные зажимы, что приводит к появлению «мышечного панциря».

Наследники:

    Г. Олпорт: На человека решающую роль оказывают рациональные мотивы и лишь невротики живут под влиянием эмоций. Личность – то, что присуще каждому из нас, она уникальна. «Проприум» - присущий.

    Г. Мюррей: Id– это импульсивные тенденции. Помимо энергии жизни и смерти оно содержит в себе социально желательный импульс- любовь и эмпатия. Проекция – основной защитный механизм. ТАТ.

    Э. Эриксон: концепция «Кризиса идентичности», охватывающая всю жизнь человека. Развитие человека – преодоление конфликтов, свойственных каждой стадии.

    Э. Бёрн: транзактрный анализ. Три Ego - состояний: Родитель (контроль и забота), Ребёнок (игра), Взрослый (контроль за внешним миром). Понятие сценария.

    Ж. Лакан: введение лингвистики в психоанализ. Рассмотрение структуры с точки зрения языка. Вербальные методы диагностики.

    Бихевиоризм.

Отказывается от рассмотрения субъективного мира человека. Предметов провозглашает поведение, к которому относит все внешне наблюдаемые реакции организма на внешние стимулы.

Источники:

    Объективизм и механицизм. О. Конт. Истинность только того знания, которое можно наблюдать.

    Функционализм. Энджел: «скоро термин «сознание» уйдет из психологии».

    Зоопсихология. Ж. Леб – теория поведения животных на основе вынужденных движений. Принцип ассоциативной памяти- животное можно научить реагировать определённым образом на определённый стимул.

    1900 год – «лабиринт» У. Смолла

    1906 год Тёрнер статья «Некоторые предварительные замечания о поведении муравьёв»

    И. П. Павлов: Условный рефлекс.

    1910 год – 8 лабораторий по зоопсихологии.

    1912 год – журнал «Поведение животных».

    В.М. Бехтерев: объективная психология. Сочетательных рефлексов. Поведение высшего уровня можно объяснить как сочетание моторных рефлексов низшего уровня.

    Э. Торндайк: Проблемный ящик. Закон упражнения: чем чаще действие используется в ситуации, тем сильнее связь между действием и ситуацией. Закон эффекта: любое действие, появляющееся в ситуации, ассоциируется с этой ситуацией, и когда ситуация возникает вновь, вероятность этого действия высока.

Бихевиористы:

    Дж. Уотсон (1878 – 1958 гг.):

1913 год – призыв к изучению поведения, осознанное нападение на психологию. Предмет: «Стимул» - «Реакция». Стимулы могут быть простыми и сложными. Реакции могут быть явными и неявными. Методы: наблюдение, тестирование реакций, дословные записи, метод условных рефлексов (1915 г.). «Психология как наука о поведении», «Психологический уход за ребёнком».

    Необихевиоризм 30-60 годов. Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер.

Э. Толмен: целенаправленный бихевиоризм. Целенаправленность поведения можно объяснить в терминах объективного бихевиоризма, то есть любое поведение направлено на цель. Эксперименты с крысами позволили установить, что у крыс формируются когнитивные карты, которые могут передаваться по наследству. В поведении есть «промежуточная переменная» - организм, который не подлежит наблюдению, но влияет на реакцию. Появление термина «гештальт-знаки» - ассоциативные связи, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения действия. Когнитивная карта – сеть гештальт- знаков.

К. Халл: радикальный бихевиоризм. Человеческое поведение можно свести к языку физики. Организм- самоподдерживающися робот из природных материалов. Методы: простое наблюдение, системное контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод.

Б. Скиннер: введение термина «оперантная реакция» - направленность поведения на цель. Система поощрений и наказаний при научении. Со временем свои разработки Скиннер переносит в социальную жизнь – воздушная колыбель для младенцев, обучающая машина. Развитие программированного обучения.

3. Социальный бихевиоризм:

А. Бандура: изучение когнитивных процессов с помощью эксперимента. Косвенное подкрепление, основанное на чужом опыте. Социальное научение – моделирование поведения на примере поведения других людей. Понятие самоэффективности – чувство уверенности в компетентности решения проблем. Она может быть социальной и деятельностной. Работа с фобиями, неврозами.

Дж. Роттер: социальное научение: оценка возможных положительных и отрицательных последствий. Локус контроля: внутренний и внешний.

    Гештальтпсихология. Понимание сознания как динамического целого, поля, каждая точка которого взаимодействую со остальными. Единицей анализ является гештальт, как целостная образная структура.

Философской предпосылкой гештальт-психологии является «критический реализм»:

    Э. Махх: анализ ощущений – как человек воспринимает фигуры и мелодии. Доказал, что восприятие этих объектов может оказаться независимым от восприятия этих элементов.

Брентано: психология должна изучать процессы или акты сознания.

К. Эренфенсье: обозначил качества объекта, которые могут быть объяснены простым сложением элементарных ощущений.

Гештальтпсихология как психология восприятия:

    «Фи-феномен» - движений, которого не существует. 1912 год статья «Экспериментальное исследование восприятия движения».

    1921 год – журнал «Психологические исследования»

    Кофка проводил эксперименты, связанные с восприятием с целью объяснения динамики формирования образа.

    Принцип изоморфизма: головной мозг можно рассматривать в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют те же элементы, которые в данный момент оказались активны. ГМ – эквивалент внешнего мира.

    Кёллер: «Интеллект человекообразных обезьян» 1930 год. Появление понятия «инсайт».

Гештальтпсихология как психология личности:

    Курт Левин: 1926г. – «Намерения. Воля. Потребности.», 1935 г. – «Динамическая теория личности». Деятельность человека происходит в условиях взаимодействия полей, которые влияют на человека, формируя гедологическое пространство. Объектам присущи валентности. Левин вводит понятие «эмоционально-когнитивное представление», подразумевая под ним чередование циклов возникновения и снятия напряжения. После 30ых Левин переносит теорию поля на групповые процессы. Разрабатывает теорию стилей руководства.

    Б. Зейгарник: эффект незаконченного действия.

    Гештальт-терапия: Ф. Пёрлз: индивид обладает способностью к саморегуляции. Принцип «здесь и теперь». Роль невербалики в диагностике. Основная процедура – игра, которая позволяет экспериментировать (влияние психодрамы). Цель терапии – интеграция личности. Клиентцентрированный подход.

    Описательная психология: идеографический подход.

1894 год – В. Дильтей «Описательная психология».

Призыв отказаться от эксперимента, так как это естественнонаучный метод. Предмет – развитой человек и внутренняя душевная жизнь. Основным методом понятия человека и его проблем считали понимание. Оценить субъективные переживания и включить их в социальный контекст. Ценности человека изменяются на протяжении жизни: игра, затем идеалы, затем осознание действительных ценностей, затем особо значимые ценности. Психология Дильтея – вершинная психология, так как человека можно познать в его высших проявлениях – творчестве и свободе.

Шпранглер: ценности как эмоциональное отношение к чему-либо. Классификация ценностей:

    Теоретические ценности- область науки

    Экономические ценности- материальные блага

    Эстетические ценности – самовыражение

    Социальные ценности - общение

    Политические ценности – власть, влияние

    Религиозные ценности – смысл жизни

    Французская социологическая школа:

Э. Дюркгейм, Леви-Брюлль.

Человек – существо двойственное – социальное и биологическое. Биологическое влияет на практическую деятельность человека. Социальное под влиянием общества формирует социальную часть психики, что отличает человека от животного. Общество рассматривается как особая реальность, которая состоит из различных мнений, знаний, то есть из количественных представлений, которые закрепляются в языке. Исторический подход – анализ влияния развития человека на становление его психики.

    Леви-Брюлль: пралогическое мышление, свойственное первобытному человеку.Пралогическое мышление подчинено законам партиципации – сопричастности, то есть все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу. Такой тип мышления не требует доказательств, он иррационален.

Пралогическое мышление уступает место логическому по мере филогенеза.

I. Причины кризиса

II. Основные течения

1) Структурализм

2) Вюрцбургская школа

3) Функционализм

4) Бихевиоризм

5) Гештальт-психология

6) Теория "поля" Курта Левина

7) Психоанализ (глубинная психология)

8) Гуманистическая психология

III. Последствия раскола

I. Причины кризиса.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая ра­бота, резко расширявшая поле изучаемых психоло­гией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натрениро­ванной интроспекции под контролем инструкции экс­периментатора. Крупные успехи новой биологии ра­дикально меняли воззрения на все жизненные фун­кции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, уста­новка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффектив­но "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми­ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расши­рялась зона познания объектов, недоступных для ин­троспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все бо­лее очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориаль­ный аппарат психологии. Напомним об его основ­ных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исход­ным элементом психики считались показания орга­нов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов - ощущений - потерял научный кредит.

Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

II. Основные течения

Вследствие кризиса появились такие течения:

1 Структурализм.

Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу - прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и в его таланте.

2. Вюрцбургская школа

В начале XX века в различных университетах ми­ра действовали десятки лабораторий эксперименталь­ной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: ана­лиз ощущений, психофизика, психометрия, ассоци­ативный эксперимент. Работа велась с большим рве­нием, но существенно новые факты и идеи не рож­дались.

В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вло­женным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об­щей психологии", которые, как оказалось впоследст­вии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Лат­вии (входившей в состав России), был мягкий, добро­желательный, общительный человек с широкими гу­манитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбур­ге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечатель­ного не было. Определялись пороги чувствительно­сти, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространен­ным ассоциативный эксперимент.

Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практи­ку школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Мето­дика заключалась в том, что перед испытуемым ста­вилась сложная проблема и он должен был, не ис­пользуя хроноскопа, возможно более тщательно опи­сать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сде­лал очевидным, что в опыте существуют данные, ко­торые не являются сенсорными".

Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экс­периментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца- "О законе упорядоченного движения мыс­ли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктив­ной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в на­цистском концентрационном лагере.

Традиции экспериментального изучения мышле­ния, созданные вюрцбургской школой, были разви­ты другими исследователями, к ней не принадлежав­шими.

3. Функционализм

У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция - не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам.

К. Штумпф (1848-1936) был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области – феноменологии, связывая её с философией, а не с психологией.

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация. Ее причин было несколько: отрыв психологии от практики; почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии, в частности - связь психических явлений с физиологическими и поведением человека. Одновременно обнаружился значительный разрыв между теорией и практикой. Множество теоретических конструкций, которыми располагала психология к тому времени, не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными, а те из них, которые приводились в доказательство соответствующих теорий, не выдерживали критики с точки зрения статистической достоверности. Положения, постулаты интроспективной, атомистической (ассоциативной) психологии очень трудно было примирить с новыми фактами, тенденциями преобразования, проявившимися в различных других областях знаний. К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология соответствующим требованиям не отвечала.

Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были направлены на решение сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность из них получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм).

12. Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Зарубежная психологическая наука исповедует различные подхо­ды к пониманию психики и поэтому включает в себя несколько на­правлений: псшаоналитическое, бихевиористское, гешталътпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Психоанализ - одно из наиболее известных направлений психоло­гии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на поло­жении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассо­циаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Бихевиоризм - направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследо­вания и сводящее психику к различным формам поведения, являю­щегося результатом ответа организма на воздействия внешней сре­ды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раз­дражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Про­стота схемы S-R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание пси­хологического явления и применять математические методы для об­работки результатов его исследования.



Гештальтпсихология - направление в западной психологии, воз­никшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее про­грамму изучения психики с помощью целостных структур - гешталътов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная орга­низация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входя­щих. Понятия фигуры и фона - важнейшие в гештальтпсихологии.

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений со­временной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и про­тивопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуаль­ность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Ис­следование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гу­манистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возни­кают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими пе­реживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого ду­ховного опыта, требующими взгляда на психику человеках нетрадиционных позиций.

I. Причины кризиса

II. Основные течения

1) Структурализм

2) Вюрцбургская школа

3) Функционализм

4) Бихевиоризм

5) Гештальт-психология

6) Теория "поля" Курта Левина

7) Психоанализ (глубинная психология)

8) Гуманистическая психология

III. Последствия раскола

I. Причины кризиса.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая ра­бота, резко расширявшая поле изучаемых психоло­гией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натрениро­ванной интроспекции под контролем инструкции экс­периментатора. Крупные успехи новой биологии ра­дикально меняли воззрения на все жизненные фун­кции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, уста­новка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффектив­но "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми­ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расши­рялась зона познания объектов, недоступных для ин­троспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все бо­лее очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориаль­ный аппарат психологии. Напомним об его основ­ных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исход­ным элементом психики считались показания орга­нов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов - ощущений - потерял научный кредит.

Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

II. Основные течения

Вследствие кризиса появились такие течения:

1 Структурализм.

Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу - прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и в его таланте.

2. Вюрцбургская школа

В начале XX века в различных университетах ми­ра действовали десятки лабораторий эксперименталь­ной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: ана­лиз ощущений, психофизика, психометрия, ассоци­ативный эксперимент. Работа велась с большим рве­нием, но существенно новые факты и идеи не рож­дались.

В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вло­женным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об­щей психологии", которые, как оказалось впоследст­вии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Лат­вии (входившей в состав России), был мягкий, добро­желательный, общительный человек с широкими гу­манитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбур­ге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечатель­ного не было. Определялись пороги чувствительно­сти, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространен­ным ассоциативный эксперимент.

Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практи­ку школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Мето­дика заключалась в том, что перед испытуемым ста­вилась сложная проблема и он должен был, не ис­пользуя хроноскопа, возможно более тщательно опи­сать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сде­лал очевидным, что в опыте существуют данные, ко­торые не являются сенсорными".

Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экс­периментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца- "О законе упорядоченного движения мыс­ли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктив­ной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в на­цистском концентрационном лагере.

Традиции экспериментального изучения мышле­ния, созданные вюрцбургской школой, были разви­ты другими исследователями, к ней не принадлежав­шими.


  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  • IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  • Основные положения культурно –исторической теории:

    В своих работах сам Л.С. не использует термин «культурно-историческая теория» для названия свей концепции можно встретить скорее иное определение, а именно – «инструментальная».

    Исторической концепция Л.С. называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления , но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Л.С. пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов . Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.

    Культурной данная концепция называется потому, что Л.С. считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

    Основные характеристики ВПФ:

    § Могут без остатка сводиться к элементарным функциям

    § Имеют знаковую опосредованность

    § Имеют социальное происхождение

    § Формируются прижизненно

    § Осознанны и произвольны

    Исторически возникновение ВПФ как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. ВПФ – продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. Положение о родстве труда и высших интеллктуальных функциях привело к выводу о том о «психологических орудиях» , в качестве которых выступает язык . Психологические орудия отличаются от орудий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступает как средство воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и непроизвольными. Основным процессов развития ВПФ является интериоризация. ВПФ происходят из вне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». Переход от интерпсихической функции к интрапсихической происходит в сотрудничестве ребенка с другими детьми и со взрослыми. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития , область выполняемого самостоятельно – область актуального развития.

    Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает и своей собственной психикой с помощью орудий особого рода - психологических. Психологические орудия - это знаки , посредством которых строится сознание. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

    В начале 10-х гг XX в. психология вступила в период открытого кризиса, который продержался до середины 30-х гг. Статья Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» – первая попытка исследования и научного объяснения кризиса психологии с марксистских позиций.

    Критерии наличия кризиса : крах единства психологи, наличие большого кол-ва школ и направлений, враждебных друг другу (разная терминология, предмет, методы и т.д.). Т.О. внешним выражением этого кризиса было появление новых школ и направлений. Наука разделилась на направления, сторонники которых оперировали разными фактами и идеями, не принимая в расчет друг друга. Каждая система (фрейдизм, бихевиоризм, гештальтизм, персонализм) претендовала на открытие новой эры в психологической науке.

    Сущность кризиса : кризис методологический (Выготский). Ставились вопросы о методах, основных понятиях, интерпретациях этих понятий, т.е. методологическая проблема.

    Психология сформировалась в самостоятельную науку в конце 19 века, но на базе философии 18-го века (Декарт, Локк). И на этом противоречии возникает психология в виде интроспективной психологии, психологии сознания.

    Психология сознания (основные принципы) :

    интроспективная трактовка сознания;

    принцип сенсуализма (познание начинается с ощущения; элемент сознания – ощущение);

    принцип атомизма (сознание расчленяется на элементы);

    принцип натурализма (психика рассматривается в связи с телесностью -- позиция Декарта; психика как побочный продукт работы НС);

    интеллектуализм трактовки сознания;

    можно добавить принцип ассоцианизма.

    Психология провозглашала себя эмпирической наукой, опирающейся на факт (экспериментальное исследование). Эксперимент ведет к открытию новых фактов, которые вступают в противоречие с основными принципами интроспективной психологии. Например, открытие целостного характера восприятия отвергает принцип атомизма (гештальтисты), безобразный характер мышления подрывается тем, что в основе ткани сознания лежит ощущение (подрывы принципа сенсуализма) – Вюрцбургская школа; открытие бессознательного (подрыв, что предметом является сознание). Каждое новое открытие опровергает старый принцип. Каждое из направлений отталкиваясь от собственного открытия предлагает свой объяснительный принцип .

    Логика развития объяснительных идей : сначала появляется частный факт, факту дается определенная интерпретация, возникает частный объяснительный принцип, который потом раздувается на более широкую область явлений, до сферы психологии в целом, а потом и на более широкие явления вплоть до мировоззренческого принципа. Но как общий психологический принцип ни одна школа не удовлетворяет задаче дать объяснение большинству психологических фактов, накопленных в области психологии. (Выготский)

    Выготский наблюдает поразительное сходство между эволюцией разных психологических концепции (фрейдизм, рефлексология, гештальтизм, персонализм): от частного открытия в специальной дисциплине к последующему распространению своих идей на всю психологию и на человеческое знание в целом. Этим показывается назревшая потребность в общей науке.

    О кризисе в психологи свидетельствует тот факт, что психология осознала необходимость общей науки (методологии), но не готова произвести ее на свет. Отдельные дисциплины пытаются заместить общую психологию – это детская психология, патопсихология, зоопсихология и др.

    Цель кризиса : «Согласовать разнородные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы – тем самым построить общую науку ».

    Для В. создание «общей науки» являлось важнейшим заданием. Создавать ее нужно исходя из марксистской интерпретации теоретического знания, из принципов отражения и историзма . В абстракции всегда содержится кусок реальной действительности.

    Общая наука зарождается на стадии зрелости. Психология подошла к тому, что ее дальнейшее движение без общей науки невозможно. Общая наука нужна, прежде всего, потому, что психология не может справиться с возрастающими практическими задачами; для этого нужна собственная логико-методологическая инфраструктура.

    Общая наука – это наука, получающая материал из частных научных дисциплин и производящая обобщение этого материала, что невозможно внутри каждой отдельной дисциплины. С помощью фундаментальных понятий (категория) и объяснительных принципов общая наука выполняет роль методологии по отношению к конкретному эмпирическому исследованию.

    В. считает, что понятия должны непрерывно критиковаться в практике, т.к. всякое открытие в науке есть всегда и акт критики понятия.

    Такое взаимодействие понятия и факта образует предмет общей науки . Ее можно назвать методологией в смысле учения о способах, путях, приемах конкретно-научного познания.

    Общая наука перенимает это оперирование понятиями, а именно общими понятиями. Таким образом, она определяет предмет и метод любых форм научно-психологического исследования.

    Методология конкретной науки складывается под влиянием философии, предмета этой науки, исторической развертки ее категориальных структур.

    Краеугольный камень рассуждений Выготского – идея о нераздельности двух способе исследования науки: логического и исторического.

    Научная методология на исторической основе возможна потому, что закономерность присуща самому процессу познания. Закономерность в смене и развитии идей связано с:

     с общей социально-культурной подпочвой эпохи;

     с общими условиями и законами научного познания;

     с объективными требованиям объективной действительности, которую изучает наука.

    Выход из кризиса (Выготский): создание общей психологии – обобщение и систематизация накопленных фактов, формулировка общего объяснительного принципа и факта, выстраивание иерархии частных дисциплин и как они соотносятся.

    Причины кризиса (по Выготскому):

    Неотрефлексированность методологических основ и философской базы . За этим стоит общая установка психологии, которая определяла себя как эмпирическую науку, основывающуюся на опыте. Психология стремилась отмежеваться от философии. Психолог вступает в принципиальный самообман, что лабораторная работа поможет решить его вопросы. Т.е. с одной стороны психологи отказываются от философии, но с др. стороны – опираются на философскую парадигму (Декарто-Локковскую парадигму).

    Излишний академизм психологии . Отношение к прикладной психологии как к чему-то низшему и выходящему за пределы науки (презрение к практике).