Просвещение и просвещенный абсолютизм в европе. Просвещенный абсолютизм в Европе и России в XVIII в «Просвещённый абсолютизм» в Пруссии

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

В ЕВРОПЕ

Просвещённый абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ - крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796). Что их объединяло?

Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.

Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.

Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.

В-третьих, изменение взглядов на сущность государства, его природу повлекло за собой ускорение начавшегося ещё в середине 17 века процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Это способствовало укреплению системных начал в международных отношениях, сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс, живущий по своим, общим для него нормам, укрепляло правовые начала. Иными словами, просвещенный абсолютизм дал импульс формированию такого явления, как европейская цивилизация.

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:

1. Т. Гоббс создал теорию общественного договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.

2. Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.

4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).

Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.

Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Исторические предпосылки абсолютизма . Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640-1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.

Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
Историческое развитие просвещенного абсолютизма . В выше перечисленных странах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться «просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно - в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере.
Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов.

И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: устранены некоторые сословные привилегии, например, стали взимать налоги и с дворян (в Австрии - при Марии Терезии, в Пруссии - при Фридрихе II), проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные - при Иосифе II, отменившем крепостное право в Австрии. Церковь постепенно переходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли, закрывало монашеские ордена. В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявший правительство Португалии, добился изгнания из страны иезуитов и конфискации огромных богатств этого ордена. В Испании и Португалии было сокращено число монастырей, положено начало светскому образованию. Постепенно в обществе утверждалась веротерпимость. Фридрих II, например, любил повторять: «У меня пусть всяк спасается на свой манер», имея в виду спасение души. Из судебной практики искоренялся чудовищный пережиток средневековья - пытки. Прекращалась «охота на ведьм».
Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается и теории государства. Практика управления страной была весьма далека от идеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественного договора, придуманная просветителями, воспринималась монархами как соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Как только ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителя идти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут же заканчивалась. Так, многие из самодержцев, хотя и одобряли просветительские теории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, не отваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуру общества и привилегированное положение в нем дворянства. Этим, в частности, объясняется и неприязненное отношение Фридриха II к Руссо: «Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличные манеры и разумные идеи». Главными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшая необходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции, уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии. «Имей мужество пользоваться собственным умом!» - так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в. было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

Английское Просвешение. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству». Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ - «Статус об устройстве королевства» - вводил парламентаризм - ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665-1714). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге II (1683-1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат - палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии - тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738-1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась именно предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Французское Просвещение. Идея нравственного возрождения общества политическими методами - народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни придала особое своеобразие французскому Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784) и др.

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

Главный труд Монтескье «О духе законов» содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты - члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Просвещенный абсолютизм. Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов - «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф II (1741-1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Это идейно-политическое движение зародилось еще в конце XVII в. в Англии, в XVIII в. достигло своего наивысшего расцвета во Франции. Крупнейшими его представителями были английский философ Джон Локк , французские мыслители Вольтер (Ф.Аруэ), Д.Дидро, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, североамериканские Б.Франклин и Т. Джефферсон.

В основе идеологии Просвещения лежал рационализм , уже в XVII в. утвердившийся в европейской науке в качестве принципа познания мира. Просветители были убеждены, что все существующее в мире может и должно быть объяснено при помощи человеческого разума. Они создали настоящий культ Разума, верили в его безграничные возможности, расширили сферу его применения. Теперь не только природа, но и общество оказалось в числе объектов, подлежащих анализу и усовершенствованию. В основу общественной жизни должен быть положен закон. Просветители впервые обосновали идею прогресса , прогрессивного пути развития общества - т.е. неуклонного движения общество по пути к лучшему, более совершенному порядку, основанному на законе и разуме.

Рационализм Просвещение вызывал стремление к секуляризации как духовной жизни, так и жизни общества в целом. Религия в той форме, в которой она преподносилась церковью, казалась просветителям вредной, в религиозных верованиях они видели проявление суеверий, страха и невежества. Священное Писание подвергалось ими критике с точки зрения человеческой логики, в Библии они находили массу несообразностей. Все то, что противоречило разуму и сумме накопленных знаний отвергалось. При этом было бы неправильно считать, что просветители полностью отвергали веру в Бога. Вольтером, в частности, признавалось, что религия необходима для приучения людей к нравственному поведению. Большинство из них было деистами , полагали, что Бог сотворил мир, но не вмешивается в его развитие. Мир развивается по своим, свойственным ему законам. По мнению просветителей, человеку не стоит страшиться Божественного вмешательства или надеяться на него, считали. что человек сам творит свою судьбу и отвечает за свои неудачи. Появляется в XVIII в. впервые и атеизм , отвергающий вообще веру в Бога.

Общим убеждением также было признание личной независимости и свободы человека, наделенным от природы естественными , правами (право на жизнь, свободу, собственность). Просветители были убеждены, что естественным стремлением человека является стремление к счастью . Поэтому общество следовало устроить так, чтобы каждый человек мог реализовать это желание. Все это порождало острую критику существующего общественного строя – абсолютизм, сословное устройство общества и порожденное им неравноправие, ограничение личных свобод. Просветители полагали, что если природа не создала естественного неравенства, следовательно, оно не должно существовать в общественном устройстве, т.к. и природа, и общество основываются на общих законах. Констатация несправедливости в общественном устройстве воспринималась как призыв к преобразованию мира . Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость существующего политического порядка, который установлен не Богом, а людьми. Следовательно, государственный строй можно и должно изменять, совершенствовать.

Еще в конце XVII в., английским философом Джоном Локком была выдвинута мысль, что государственная власть – это результат общественного договора между народом и избранными им правителями. В своем трактате «Об общественном договоре» Руссо давал следующее объяснение. В естественном первобытном состоянии все люди были равны. Однако с появлением частной собственности гармония была нарушена. Избранная народом государственная власть на основе справедливых законов должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе. Однако условия общественного договора быстро оказались забытыми властью, которая распространила свой деспотизм на всех. Отсюда вытекала мысль, что правительство, нарушающее личные права и свободы человека, не выполняющее условия общественного договора не может оставаться у власти, а несправедливых правителей можно свергнуть. Дидро считал, что на деспотизм властей позволительно отвечать насилием, Руссо признавал, что восстания вполне правомерны. В целом, для всех просветителей была свойственна мысль о государстве, как главном инструменте обеспечения «общего блага».

При этом просветители расходились во взглядах на идеальное государственное устройство. Вольтер был сторонником просвещенной монархии, которая должна проводить реформы («реформы сверху»). Локк и Монтескье вступали за ограниченную (конституционную) монархию. Дальше всех пошел Руссо, который был сторонником установления республики. Общественный договор он трактовал как непосредственное верховенство суверенного народа, коллективная воля которого выше свободы отдельной личности. Государство, по его мнению, стоит выше отдельной личности и обладает правом принуждения по отношению к ней.

Наличие конституционной монархии или республики само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для того чтобы предотвратить в дальнейшем существование деспотической власти, Локк и Монтескье предложили теорию разделения властей . В соответствии с ней, было необходимо разделить функций власти между тремя составляющими – законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Это исключит концентрацию власти в одних руках и защитит общество от деспотизма. Эту концепцию дополнили американские просветители Б.Франклин и Т. Джефферсон, выдвинув идею создания системы «сдержек и противовесов» , которая легла в основу Конституции США. В соответствии с ней, ветви власти не следует противопоставлять друг другу. Они должны тесно сотрудничать, дополнять и одновременно уравновешивать друг друга. Это создаст эффективный механизм, способный формировать оптимальные условия для общественного прогресса.

Просветители верили в возможность построения гармоничного общества, царства справедливости. Им казалось, что стоит только уничтожить остатки феодализма и данный идеал будет достигнут. Речь шла о процветающем модернизированном обществе, в котором будут развиваться промышленность, торговля, науки, а человек будет свободен от предрассудков, порождающих страх перед правителями, церковью или Богом. Будущее общество должно основываться на принципе равенства . Некоторые просветители развивали утопические коммунистические идеи: Ж.Мелье, Морелли, Г.Б. де Мабли критиковали государственный строй, основанный на частной собственности, мечтали об общности имуществ, обязательном труде всех граждан. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников.

Просветители выступали за мирные средства обновления общественного устройства. Они полагали, что человек изменится, когда иной станет окружающая его жизнь. Для этого необходимо принять такие законы, которые бы убеждали человека, что необузданный эгоизм невыгоден для него самого. Просветители не считали, что революция является лучшим способом разрешения общественных противоречий. Насилию они противопоставляли духовное развитие, как правителей, так и населения путем развития образования, на основе идей Просвещения. Требовалось подготовить общество к осознанию полезности реформ. Несмотря на признание мирных средств достижения цели, концепция Просвещения сыграла революционизирующую роль в общественном сознании. Под знаком, прежде всего, теорий естественного равенства людей и общественного договора шли американская и французская революции конца XVIII в.

Идеи философов-просветителей быстро распространились по всей Европе. Характерной их особенностью было то, что они сделали их достоянием общества, его образованных кругов (например, во Франции почти половина взрослого мужского населения тогда была грамотной). Значительную роль в пропаганде этих идей сыграло издание знаменитой «Энциклопедии» («Энциклопедия наук, искусств и ремесел», 1751 – 1776 гг.), вышло 28+5 дополнительных ее томов. Ее издателями были Д. Дидро и Ж.Д`Аламбер . В ней содержались воззрения просветителей по вопросам политики, морали, искусства, техники, философии и в целом науки, истории, сельского хозяйства и т.д. «Энциклопедия» в популярной форме создавала новую систему представлений о мире, была подлинной «революцией в умах», воспитывала нового человека. Особенно бурное развитие идей Просвещения в широких народных массах приходится на бурные годы американской и французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой для создания правовых норм, политических систем XIX и особенно ХХ века в странах демократии.

Ряд европейских монархов и влиятельных сановников полагали, что идеи философов-просветителей не только верны с теоретической точки зрения, но и должны учитываться во внутренней политике их стран. Это привело к складыванию так называемого просвещенного абсолютизма. К числу таковых монархов относились прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, австрийские правители Мария-Тереза и Иосиф II, короли и высшие сановники в Швеции. Испании, Португалии, Дании, Польше, Франции. Некоторые из них писали философские трактаты. Философы поощряли монархов на преобразования, состояли с ними в переписке и даже сочиняли льстивые послания, полные восторгов и восхищения перед их деятельностью.

Политика просвещенного абсолютизма включала в себя:

· Покровительство национальной промышленности, создание условий для развития сельского хозяйства, роста внутреннего рынка;

· Усовершенствование налоговой системы;

· Введение единообразия в административно-территориальное устройство;

· Ослабление полицейской власти помещиков над крестьянами;

· Попытки упорядочения законодательства (кодификация), создание единой правовой системы, преобразование судебной системы;

· Забота о развитии образования, поощрение науки и прежде всего высшего образования;

· Противодействие политическим притязаниям католического духовенства (запрещалась деятельность иезуитов), провозглашалась веротерпимость.

Таким образом, просвещенные монархи не намеревались в полном объеме реализовывать представления философов-просветителей. Из их суммы они выбирали лишь те, которые были им выгодны, служили развитию экономики, улучшению управляемости страны, создания более гуманных порядков, а также были направлены на ликвидацию привилегий мелких и средних феодалов и церкви.

Ряд современных историков считают, что просвещенный абсолютизм был определенной стадией в развитии абсолютной монархии, которая осознала свой долг перед обществом. В тех странах, где правители сумели воплотить в жизнь данные представления (Пруссия, Австрия), общество стало на путь прогресса, избежав раскола и крайностей революций, политических переворотов, по которому пошла Франция. С другой стороны, возможности просвещенных монархов к изменению существующего устройства были ограничены. Несмотря на абсолютный характер власти монархов, успешность проводимых преобразований зависела от желания аристократии и чиновничества принимать и реализовывать идущие от верховной власти инициативы. В то время в большинстве стран Европы еще не сложились общественные силы, способные бросить вызов «старому порядку». Поэтому реформы, как правило, не затрагивали сословных привилегий дворянства. Попытка австрийского императора Иосифа II («революционер на троне») отнять у дворянства часть его «законных прав» вызвала столь мощное сопротивление, что он был вынужден отступить. Власть заботилась о сохранении стабильности в обществе, была ограничена в использовании насилия. К тому же, для просвещенных монархов стремление сохранить абсолютную власть в своих руках было более приоритетной целью их политики. Т.о., традиционное общество сохраняло еще мощный запас движения по инерции, чтобы двинуться по пути модернизации без жесткой внутренней ломки и потрясений.

24.Модернизация и революции Нового времени (середина XVII – XVIII вв.).

Революция – это радикальное, быстрое в рамках исторического времени, насильственное изменение политического строя и социальной структуры общества, духовных ценностей. По характеру насильственности действий революциям близки восстания, дворцовые перевороты, однако только революции приводят к кардинальной ломке старых устоев. Революция – это один из путей модернизации традиционного общества. Революции происходят в тех странах, которые уже стали на путь модернизации, в них произошли значимые изменения. Т.о., революции невозможны как в полностью традиционных обществах, так и в достигших высокого уровня модернизации. Новые отношения постепенно подтачивали основы традиционного общества, требовали изменения устаревших социальных и политических структур.

Первые революции в Новое время произошли в Нидерландах (1566 – 1609 гг.), Англии (1640 – 1660 гг.), крупные революции, имевшие значительное историческое значение для всей западной цивилизации произошли в США (война за независимость североамериканский колоний, - 1775 – 1783 гг.) и Франции (Великая Французская буржуазная революция, - 1789 – 1794 гг.). В XIX в. географические рамки процесса модернизации стали расширяться, что привело к учащению революций. Т.о., революция – одна из распространенных форм осуществления перехода от традиционного общества к индустриальному. При этом история знает и такие страны, в которых данный переход был осуществлен без революционных потрясений (например, Скандинавские страны).

Революции возникают при стечении ряда условий. Во-первых , они возникают в ситуации, когда социально-экономическое развитие вступает в противоречие с костной (консервативной) политической структурой, которая сдерживает его. В этих условиях власть нередко утрачивает чувство исторической реальности, видит свою роль в сохранении традиционной системы отношений. Во Франции к концу XVIII в. наступил кризис «старого порядка». Крестьяне не имели права собственности на землю и уплачивали обременительные платежи и поборы в рамках пережившего Средневековья сеньориального строя. Реальностью продолжало оставаться социальное неравенство, выраженное в господстве дворянства и католического духовенства. Буржуазия все болезненнее воспринимала явное несоответствие между своим приниженным статусом в рамках «третьего сословия» и реальным общественным значением. Экономические связи затруднялись наличием таможенных барьеров между отдельными районами страны.

Во-вторых , для начала революции необходима обстановка тяжелого кризиса. Обычно они стимулируются поражениями в войнах, неудачной политикой правительства, которая провоцирует недовольство широких слоев общества, неурожаи и голод, внезапные экономические трудности. Для общественных настроений времени, предшествующего революции, характерно ощущение обездоленности, недовольства несовершенством существующего порядка, готовности к общественному переустройству. Широкие слои населения приходят к убеждению, что они стали жить хуже.

Англия накануне революции находилась в состоянии финансового кризиса. Росли налоги с населения, возобновлялось взимание старых феодальных поборов, не собиравшихся целые столетия. В стране шли массовые гонения на пуритан – английских кальвинистов, которые выступали за более последовательное очищение церкви от влияния католичества. Недовольство состоянием церкви, главой которой был монарх, было в сущности выражением недовольства королевской властью. Английские короли первой половины XVII в. – Яков I и Карл I пытались ограничить полномочия парламента, что воспринималось как нарушение «древних прав и свобод».

В колониях Северной Америки накануне революции британское правительство стало запрещать торговать с Европой самостоятельно. Минуя английских посредников, был возобновлен запрет открывать мануфактуры, был введен обременительный гербовый сбор (с составления различных, главным образом коммерческих бумаг). Т.о. Британские власти стремились затормозить развитие местного производства, продавало привозные товары по завышенным ценам. Был введен запрет на переселение на Запад, на неосвоенные земли. Ограничивалась самостоятельность местных законодательных собраний, которые отстаивали интересы колонистов. Англия в целом стремилась ограничить наметившуюся в колониях тенденцию к автономности.

Во Франции к концу XVIII в. в состоянии застоя находилась промышленности и торговля. Казна была пуста из-за чрезмерных трат королевского двора и военных расходов. Высокие налоги были разорительны для населения и пагубны для экономики.

В-третьих , для возникновения революций сознание людей должно быть в достаточной степени модернизированным, чтобы они поверили в возможность и желательность изменения государственного строя. Это происходит, когда разрушается традиционное представление о незыблемости старого политического порядка и о Божественном происхождении власти.

Значительную часть населения английских колоний Северной Америки составляли религиозные диссиденты – последователи кальвинизма, противники официальной англиканской церкви, которые вынуждены были переселяться в «Новый свет». По своим политическим взглядам они были республиканцами, людьми, как правило, состоятельными, независимыми, обладали развитым чувством собственного достоинства.

В-четвертых , необходимо идеологическое обоснование недовольства существующим положением, грядущих изменений. В ранних революциях (в Голландии, Англии), данную роль выполняли религиозные представления. В Англии роль идейных вдохновителей революции сыграли пуритане – английские кальвинисты. Они отстаивали право народа на восстание против тиранической власти. В Голландии также получил распространение в эпоху Реформации кальвинизм. В дальнейшем, религиозная терминология постепенно уходила в прошлое, возникают светские идеи переустройства несовершенного общества. В подготовке революций в Северной Америке и Франции конца XVIII в. большую роль сыграли идеи Просвещения. Они послужили идейным обоснованием Американской декларации независимости (1776 г.) – первой в мире декларации прав человека, французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В целом, идеи справедливого социального устройства играют огромную роль в революциях. На первых порах революции дают очень мало свободы, но они формируют духовное единство людей, борющихся за то, чтобы социальная гармония, идеи свободы и равенства стали реальностью.

Для осуществления революций также характерно ряд закономерностей. Во-первых , нередко революции выражаются в форме национально-освободительной борьбы. Первой буржуазной революцией стала борьба объединившихся серверных провинций Нидерландов, принадлежавших Испании (Республика Соединенных Провинций, Голландия), за независимость. Обретение независимости сопровождалось освобождением от консервативных иноземных порядков, тормозивших общественное развитие, обеспечило мощный модернизационный прорыв, укрепивший в стране буржуазные отношения, способствовавшей быстрому развитию ее экономики, установлению господства на морях. Политическая власть перешла к представительному органу власти – Генеральным штатам, установилось республиканское устройство государства. Все эти изменения, достигнутые в ходе и после борьбы за независимость, носят революционный характер. Схожий характер имела война за независимость английских колоний в Северной Америке в конце XVIII в., которая также сыграла роль Американской революции.

Во-вторых , революции начинаются со стихийных массовых выступлений, в результате которых создается вакуум власти . В определенный момент королевская власть теряет в глазах народа свою законность и авторитет (легитимность). Управление страной переходит к представительным органам власти: Генеральным штатам в Голландии, парламенту в Англии (т.н. «долгий парламент»), Национальному собранию во Франции, Континентальному конгрессу в Северной Америке.

В-третьих , революции в своем развитии проходят ряд стадий (фазы революционного процесса). Разрушение старых государственных структур в начале революции может произойти достаточно быстро, достигается в результате ярких эпизодах революции (например, взятие Бастилии во Франции в 1789 г.). Это лишь первый этап революции. После него идет более продолжительный процесс корректировки основ нового общества , его различных сторон – политических, социальных и экономических. На этом этапе единство участников революции распадается. Начинается ожесточенная борьба различных политических группировок за власть. Это естественный (логический) процесс, т.к. цель революции не только сломать устои феодального общества, но и утвердить власть на более демократических основах. Часто это выражается в сменах разных форм правления, гражданской войне. В ходе этой борьбы радикальные течения борются с умеренными и консервативными, от исхода этого противоборства зависит характер преобразований, которые осуществляются революцией. Во Франции в ходе революции радикальная часть революционных сил – якобинцы сумели на один год захватить власть в свои руки. В принудительном порядке они стали создавать обществе всеобщего равенства. Для борьбы с политическими противниками широко применялся террор и репрессии, конфискации имущества. Были отменены предварительное следствие, свидетельские показания, защита обвиняемого, широко практиковались убийства заложников, казни без формального суда. Общее число жертв якобинского террора составляло ок. 40 тыс.человек, в тюрьмах находилось не менее 500 тыс. т.н. «подозрительных». Несмотря на принятие самой демократической конституции, появившихся во время революций, на деле якобинская республика представляла собой режим диктатуры, большинство демократических свобод не проводилось в жизнь. Насильственная уравнительность противоречила основам буржуазного общества, которому революция расчистила путь. Поэтому якобинская диктатура продержалась недолго, и была сменена в результате очередного революционного переворота, режимом буржуазной Директории. Вместе с тем, французские радикалы наиболее решительно и последовательно устранили отжившие старые феодальные отношения, господство католицизма в духовной сфере, расчистили путь для интенсивного развития буржуазных отношений.

Европейские революции в Англии середины XVII в. и во Франции в конце XVIII в. шли от республиканского правления к установлению военной диктатуры . В Англии это был протекторат О.Кромвеля 1653 – 1658 гг., во Франции – консульство Наполеона Бонапарта 1799 – 1804 гг., который затем провозгласил себя императором. Затем от военной диктатуры происходит переход к реставрации монархии . В Англии реставрация произошла в 1660 г., во Франции в 1814 – 1815 гг. Вслед за периодом глобальной ломки всех устоев общества происходило постепенное возвращение к эволюционному пути развития, в том числе восстановление прежних форм государственности – монархии, но уже в ином качестве. Характер социально-экономических отношений, кардинально изменившийся в ходе революции, при реставрации остается прежний. Восстановление абсолютизма становится невозможным. Любые попытки осуществление возврата к прошлому терпят неудачу. В Англии попытки королей Карла II и Якова II вернуть могущество королевской власти закончились «Славной революцией» 1688 г. – мирным переворотом, в результате которого в Англии утвердилась парламентская система правления. Попытки восстановления абсолютистских порядков, предпринятые королем Карлом Х во Франции, закончились революцией 1830 г. Наиболее радикальной по своим последствиям оказалась американская революция, участники которой сохранили республиканский строй, предоставили населению широкие права участия в политической жизни.

Буржуазные революции раннего Нового времени и XVIII в. по своим общественно-политическим последствиям имели важное значение. В Англии после «Славной революции» в 1789 г. парламентом был принят «Билль о правах», который ограничил власть короля, закрепил законодательную власть за парламентом, заложил основы английского парламентаризма. В комплексе с ранее принятым «Хабеас корпус акт» (1679 г., названо по первым словам акта – «пусть предъявят тело», по которому задержанному в случае ареста в течение 24 часов обязаны были предъявить обвинение, - гарантировал процессуальные права граждан, устанавливал правила ареста и привлечения обвиняемого к суду) он гарантировал населению гражданские права.

В 1776 г. II Континентальный конгресс принял Декларацию независимости США . Впервые теория «естественного права» была изложена не в форме отвлеченных философских рассуждений, а в важнейшем документе политического значения. В 1791 г. Конгрессом США были приняты 10 поправок к конституции, провозглашавшие гарантии демократических прав и свобод (свободы слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища, право на ношение оружия). В целом, в результате Американской революции возникло государство, признавшее принципы разделения властей, политического равенства граждан, верховенства личной свободы, веротерпимости, ответственности власти перед обществом.

В ходе Великой Французской буржуазной революции в 1789 г. Учредительным собранием была принята «Декларация прав человека и гражданина», которая определяла в качестве естественных и неотчуждаемых прав свободу личности, слова, убеждений, права на сопротивление режиму угнетения и тирании. Были сформулированы важнейшие принципы правового государства, согласно которым граждане объявлялись равными перед законом. Конституция 1791 г. (учреждала конституционную монархию) закрепила принцип разделения властей, были отменены сословия, окончательно упразднены феодальные ограничения в социальной и экономической сферах. Несмотря на то, что данные акты действовали недолго, содержащихся в них принципы общественного устройства получили широкое распространение. Принятый в 1804 г. при Наполеоне Бонапарте Гражданский кодекс закрепил неприкосновенность частной собственности, принцип свободы частного предпринимательства.

В целом, революции в Англии, США и Франции открывали путь экономической, социальной, политической модернизации, содействовали быстрому развитию политических отношений, способствовали складыванию гражданского общества и правового государства, закладывали основы современной цивилизации.


Похожая информация.


«XVIII век, как известно, был веком просвещённого абсолютизма.

Если что и поражает наблюдателя в этом веке, - так это какое количество способных монархов вдруг возникло по всей Европе; в тех же случаях, когда монархи оказывались не очень способны, вроде Петра III или Павла I , им быстро доставалось табакеркой в висок от сознательной элиты.

Это, если вдуматься, удивительно. Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Ни до, ни после никакая абсолютная власть не демонстрировала такой повальной эффективности.

Римские императоры были воспитаны высочайшей и свободолюбивой культурой, и то на одно столетие на десять выродков попадался один Тит. В XX веке на десяток Дювалье и Маркосов приходился один Пиночет. Загляните в историю длинноволосых Меровингов - это ж паноптикум! И вдруг, в XVIII в. - такая поголовная эффективность.

Феномен просвещенного абсолютизма объясняется довольно просто: это первый в истории случай модернизации сверху. Европейские монархи пытались угнаться за Англией, не приватизируя при этом, как в Англии, большинство функций государства, а насаждая модернизацию сверху. Это был гонка на выживание: неэффективные просто исчезали из истории.

Их завоевывали и расчленяли. Возьмём, к примеру, историю двух соседних стран - Пруссии и Польши. Обе находились в центре Европы, географические позиции обоих были совершенно не защищены. Польша не провела никакой модернизации и была расчленена.

В Пруссии к власти пришёл Фридрих Великий , мечтательный юноша, пытавшийся в детстве бежать из дворца, и великий вольнодумец. Для него корона была «просто шапка, которая не спасает от дождя», а про христианство он как-то выразился, что изобрели его фанатики, а верят в него идиоты. Патриот из Фридриха был, по нынешним временам, некудышный: он терпеть не мог даже родной язык. Со всеми своими приближёнными он беседовал по-французски, а немецкий был для него «язык, на котором говорят с лошадьми».

Однако этот романтичный юноша железной рукой внедрил в Пруссии абсолютно либеральные законы, совершенно неподкупную бюрократию, увеличил прусскую армию с 80 тыс. до 195 тыс. человек, и в своем дворце Сан Суси обходился двумя пажами и не имел персонального слуги. Что бы Фридрих сказал о 26 дворцах Путина , я предоставляю представить вам самим.

Причина реформ Фридриха Великого была очень проста: растянутая посереди Европы Пруссия без подобных реформ просто прекратила бы существование. С ними она в конце концов стала Германской империей.

В сущности, весь XIX век - это пример европейских правителей, так или иначе конкурировавших в реформах. Пётр I , Фридрих Великий , Наполеон - лишь самые яркие примеры.

К началу XX века такого же рода реформы стали проводить и в азиатских странах. Наиболее яркими примерами была революция и реформы Ататюрка . Интересно, что при этом реформаторы никогда не пытались сохранить, как это сейчас говорится, «драгоценные особенности местной культуры». Наоборот, они насаждали не только европейскую науку и европейские обычаи, но и европейскую одежду. Парадной одеждой при дворе японских императоров до сих пор является фрак. Ататюрк запретил чадру и перевёл Турцию на латинский алфавит . Дальше всех, наверное, уже в 1960-х пошёл глава Сингапура Ли Куан Ю , он просто заставил всю страну, 80% населения которой составляли китайцы, говорить по-английски.

Причина и реформ Ататюрка , и реформ эпохи Мейдзи проста - Япония или Турция, в отсутствие реформ, были бы или завоеваны, или, по крайней мере, к 1930-м годам очутились бы в сфере влияния Великобритании, как, скажем, не проведшие подобных реформ Египет или Иран. Сингапур, крошечный остров площадь 710 кв. км, отделённый километровым проливом от Малайзии и двадцатикилометровым - от Индонезии, просто не выжил бы среди своих агрессивных соседей.

Это, собственно, и есть кардинальное отличие тех реформ от нынешего времени. Сейчас ни одна страна не будет завоевана, если откажется от модернизации (Исключения, вроде Сингапура или Израиля, чрезвычайно редки.)

Если бы армия и экономика России в XVIII веке находились бы в том же состоянии, в котором они находятся сейчас, то Россия просто потеряла бы часть территории. В пользу Швеции, Польши, Германии, Турции - кого угодно. Понятно, что Путину война со Швецией и потеря Санкт-Петербурга не угрожают.

Это касается и любых других диктаторов. Уго Чавесу не угрожает война с США, Роберту Мугабе не угрожает война с ООН. Тот побудительный мотив к модернизации, который существовал у Фридриха Великого или Наполеона , исчезает, а остаётся другой мотив: мотив не допустить появления в стране самостоятельного бизнес-сословия, которое всегда требует своих прав на life, freedom и pursuit of happiness».

Латынина Ю.Л. , Русский булочник. Очерки либерал-прагматика, М., «Астрель», 2012 г., с. 356-359.

Характерная в развитии целого ряда стран Европы и пришедшая в Россию ко второй половине восемнадцатого века политика - просвещенный абсолютизм - принесла в отживающее феодальное общество преобразования, которые снизошли на государства сверху, то есть от правителей обновлённых государств. Устаревшие институты вроде сословных привилегий, цензурных запретов, подчинения государству церкви постепенно меняли свой облик.

Философствующие государи

Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века - Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.

Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью - всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.

Путь к трону

Она приехала в чужую страну в шестнадцатилетнем возрасте и отнеслась к новым обрядам и обычаям с исключительным уважением: быстро и качественно выучила язык, крестилась в православие как Екатерина, много читала, занимаясь самообразованием, внимательно относилась к государственным делам. И внешне она как никто другой короны российской была достойна. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в свете всего вышеизложенного не могла не получить поддержки среди всех слоёв общества. Царственной поступью белокожая и черноглазая Екатерина вошла не только в доверие, но и снискала огромную любовь русского народа.

Однако царь Пётр III жену почему-то не любил, на неё сыпались угрозы, среди которых наименее страшной было заточение в монастырь. Страной он управлять не любил и не хотел, дворянство и гвардия были раздражены этим чрезвычайно. А вот жена его своим неимоверным желанием стать русской очень пришлась по душе окружающим, у неё появились не просто фавориты, но люди, способные отдать за неё жизнь. Вот по совету братьев Орловых и свершилось злодеяние, положившее конец эпохе дворцовых переворотов, хотя и само было не более чем переворот. Измайловские гвардейцы встали горой за будущую императницу, а Пётр был убит заточённым в своём имении. И началась политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2.

Манифесты и временщики

Буквально сразу после случившегося переворота Екатерина опубликовала императорский манифест, где даже сам строй русского государства изобличался как зло, поскольку самодержавие практически всегда не отличалось человеколюбивыми и добрыми качествами, а все пагубные последствия всегда были причиной такого отсутствия. Манифестом царица пообещала внести в жизнь государства законность, в том числе и в саму государственную власть. Так хорошо начинался просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Но видимо, для создания по-настоящему правового государства время ещё не пришло. Тем не менее в самые первые годы её царствования графом Паниным был составлен замечательный проект, призванный сдерживать с помощью Императорского совета самодержавную власть. Однако воплотить его в жизнь так никогда и не удалось. Единственное, что в рамках этого проекта было сделано, - это раздел Сената на департаменты. Центральное управление осуществлялось по большей части временщиками и фаворитами, такими как князь Потёмкин и граф Орлов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II тем не менее пусть со скрипом, но проникал в жизнь разных слоёв русского общества.

Под влиянием Вольтера

Императрица активно переписывалась с Вольтером, много писала сама, поскольку ею навсегда и глубоко овладели идеи просвещения, господствующие в Европе. Она признавала в себе исключительно республиканскую душу, даже продолжая единоначально царить в тронном зале. Екатерина писала, что самое главное для страны - это законы. В двенадцати объёмных томах её сочинений были исследования не только относительно права, но и по философии, истории, даже сравнительному языковедению. Одновременно царица занималась плотно и прямой законодательной деятельностью: составляла указы, комиссии для сочинения нового уложения, где работали депутаты не только со стороны дворянства, но и обычные горожане, крестьяне и казачество.

Соборное уложение 1649 года сильно устарело, поэтому назрела острая необходимость составления нового свода законов. Под влиянием Монтескье императрица для новой Уложенной комиссии составила наказ о свободе и равенстве граждан, о веротерпимости, о смягчении крепостничества, о началах настоящей конституционной монархии. Депутаты были настолько впечатлены, что осыпали её титулами Премудрой, Великой и Матери Отечества, что не помешало им задачу свою не выполнить и новое уложение не составить. Потому что на деле Екатерина самодержавие всячески укрепляла, крепостничество расширяла: Малороссия тоже стала рабской, на господ запрещено было жаловаться. Это был пик развития крепостного права на Руси.

Привилегии дворянству и рождение буржуазии

Церковные земли подверглись секуляризации, Екатерина обратила их в государственную собственность. Зато дворянству были предоставлены новые сословные преимущества посредством жалованной грамоты, где свобода и вольность дворян подтверждались, служба их государству перестала иметь обязательный характер, они могли стать подсудными только со стороны собственного сословного суда, не подлежали телесным наказаниям. Сословные дела решались губернскими дворянскими собраниями и лично предводителем дворянства. Так просвещенный абсолютизм XVIII в. создал классовую организацию русского дворянства.

Также свою жалованную грамоту получили и города, где появилась возможность зарождения как класса русской буржуазии. Население в городах разделилось на шесть разрядов. Именные граждане высшего разряда - владельцы земель и домов в городах, купцы по гильдиям (даже низшие, третьей гильдии купцы имели капитал не ниже тысячи рублей, менее состоятельные оставались в ранге торговцев, то есть мещан). Также были люди посадские, цеховые ремесленники и низшие - чернорабочие. Однако внутренняя политика просвещенного абсолютизма вполне смогла предоставить городам самоуправление. Городская дума избиралась всеми шестью слоями населения, исполнительным органом являлась дума шестигласная - от каждого разряда горожан свой представитель. Выборы имели основой имущественный ценз, соответственно, формирующийся класс буржуазии составлял большинство среди избранных.

Противоречия

Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.

Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.

Консерватизм

Все монархи Европы, преследовавшие цели просвещенного абсолютизма, понимали, что базовые устои старого порядка для своей незыблемости требуют неких перемен. Все правители того времени из Австрии, Пруссии и других стран были реформаторами консервативными. Преобразования были примерно одинаковы: поощрялась торговля, развивалось образование, ограничивалась сфера деятельности отдельных цеховых структур, предпринимались попытки оптимизировать госуправление и финансы. Последние, так же как модернизация аграрных отношений, были затронуты чрезвычайно осторожно, с почти незаметным результатом.

Элита изменила взгляд на жизнь. Черты просвещенного абсолютизма наложились на всё общество и государство. Иерархия ценностей трансформировалась, поскольку ими оперировало всё окружение просвещённых монархов. Если ранее господствовали церковные догматы, определяя нормы взаимоотношений в повседневной жизни, обосновывая принцип государственного устройства, то теперь появилось стремление обосновать и объяснить жизнедеятельность общества со всех сторон. Науки и искусства получали невиданное покровительство, и это считалось хорошим тоном. Таким образом, в период просвещенного абсолютизма начался постепенный переход к гражданскому обществу.

Европейская цивилизация

В странах Европы начали изменяться взгляды на сущность государства, интересы их с середины семнадцатого века подвергались жёсткой критике, и в процессе формирования новой концепции укреплялись системные начала международных отношений, сплачивались отдельные страны в один комплекс, вырабатывавший общие нормы и укреплявший правовые начала. Идеи просвещенного абсолютизма гибко использовали лозунги просветителей и социальную демагогию, но стояли на страже сохранения прежних порядков, то есть послужили одним из этапов эволюции монархии, который привёл Европу к созданию единой цивилизационной системы.

Философы

Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.

  • Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
  • Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
  • Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
  • Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
  • Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.

Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.

Упадок абсолютизма

Уже во второй половине восемнадцатого века утвердившийся в Европе абсолютизм, давший монархам неограниченную власть, понемногу начал клониться к упадку. В Англии король перестал быть божией милостью, это была милость парламента. Во Франции окрепшая буржуазия уступками феодальной аристократии довольствоваться перестала, подводя к кровавой развязке. Остальные европейские страны пока возможности абсолютизма не исчерпали, дворяне господствовали даже при становлении капитализма.

Так происходило в Пруссии, Австрии, Дании, России, Испании, Швеции, Италии, Португалии. Активная деятельность самодержавия была характерна для всех этих стран, но направлена она была на закон, закрепляющий крепостничество, на усиление дворянских привилегий, на расширение государственных границ, на покровительство торговли и промышленности, на жестокость подавления народных восстаний. И как обычно, сохранялись противоречия между реакционной крепостнической политикой и официальной либеральной идеологией.

Абсолютные плюсы

Явный парадокс: идеи просвещения, в корне враждебные абсолютизму, постоянно использовались для его оправдания. И государи, и министры поголовно увлекались философскими трактатами просветителей, где были обрисованы картины нового общества, разумного, с монархом-преобразователем, который советуется с придворными философами. Вольтер, например, дружил близко с прусским Фридрихом, переписывался с русской Екатериной. То есть философы хотели преобразований без пролития крови, умными реформами сверху. Монархов такая точка зрения, естественно, удовлетворяла.

Благодаря просветителям были проведены самые неотложные реформы в государствах с абсолютной монархией. Сословные привилегии отчасти устранены (налоги стали взиматься и с дворян), в Австрии крепостное право отменено, во многих других странах прошли аграрные реформы, церковь расставалась со своими землями и подпадала под контроль со стороны государства. Монашеские ордена закрывались. В Португалии иезуиты изгнаны из страны, а их громадные богатства конфискованы. Монастыри сократили число. Началось светское образование. Обществу прививалась веротерпимость. Чудовищные пытки Средних веков постепенно искоренялись из судебной практики. Прекратилась "охота на ведьм".

Конец абсолютизма в Европе

Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии - ничто не могло остановить хода истории.

Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.