С п нечаев. Нечаев, сергей геннадиевич. Приговор и смерть

С. Г. Нечаев

Нечаев Сергей Геннадьевич (1847–1882) среди русских заговорщиков, создателей тайных организаций и террористов наиболее парадоксальный. Именно он нанёс наиболее сильный удар по… революционерам (невольно).

Происходил он из мещан Владимирской губернии. С 14 лет служил рассыльным в фабричной конторе. Подрабатывал, рисуя вывески для ивановских купцов. Отличался сообразительностью. Сдав учительский экзамен, стал преподавателем в училище. Осенью 1867 года поступил вольнослушателем в Петербургский университет. Лекций почти не посещал. Его привлекали студенческие кружки, где он познакомился с трудами Луи Блана, Карлейля, Руссо, Робеспьера.

Он принимал активное участие в студенческих волнениях. Спасаясь от репрессий, уехал в Швейцарию. Встретился с Бакуниным и Огарёвым, произведя на них сильное впечатление своей энергией, энтузиазмом, самоотверженностью. Он выдавал себя за представителя влиятельного в России революционного комитета, готового поднять восстание. Об этом рассказывал увлечённо и убедительно. Анархические взгляды Бакунина Нечаев довёл до крайности, а то и до абсурда в своём „Катехизисе революционера“.

В борьбе против государства он предлагал объединиться с уголовниками: „Соединимся с диким разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России“. Нечаев стал глашатаем террора и разрушения. Ради такой цели, считал он, допустимы обман, грабёж, подлость, убийства. Люди были для него только средством для достижения тех или иных целей.

12 мая 1869 года Нечаев получил от Бакунина мандат, где говорилось: „Податель сего есть один из доверенных представителей русского отдела Всемирного революционного союза“. На печати по-французски было выгравировано: „Союз революционеров Европы. Генеральный комитет“.

Все эти организации были мифическими. Но то, что о них никому не известно, можно было объяснить конспирацией. Вернувшись в Россию, Нечаев стал создавать организацию „Народная расправа“. Его мандат и рассказы о сотрудничестве с вождями русской эмиграции в Женеве производили сильное впечатление на молодёжь. Вербовал он преимущественно студентов Петровской земледельческой академии.

От подчинённых он требовал беспрекословного повиновения, а сам не оглашал свои планы. Верил ли он в возможность осуществить революцию в России? Вряд ли. Он был заговорщиком, упоённым своей властью над людьми.

…26 ноября 1869 года в газете „Московские ведомости“ появилось сообщение: в отдалённом месте сада Петровской академии по кровавым следам в пруду подо льдом обнаружено тело молодого человека. Через два дня последовало дополнение: „Убитый оказался слушателем Петровской академии, по имени Иван Иванович Иванов… деньги и часы, бывшие при покойном, найдены в целости… Ноги покойного связаны башлыком, как говорят, взятым у одного из слушателей Академии, М-ва; шея обмотана шарфом, в край которого завёрнут кирпич; лоб прошиблен, как должно думать, острым орудием“.

Через месяц в газете появилось имя С.Г. Нечаева как организатора убийства Иванова. Но он уже скрылся в Швейцарию. Состоялся суд над пятью участниками „Народной расправы“ (вовсе не людьми из народа). Выяснилось: Иванова, желавшего уйти из его организации, Нечаев приказал казнить как предателя, превратив образованных и незлобных молодых людей в убийц своего товарища.

Выданный швейцарской полицией, Нечаев был заключён в Алексеевский равелин. Бакунин написал Огарёву что Нечаев „на этот раз вызовет из глубины своего существа, запутавшегося, загрязнившегося, но далеко не пошлого, всю свою первобытную энергию и доблесть. Он погибнет героем, и на этот раз ничему и никому не изменит“.

Так и вышло. Нечаева держали на жестоком тюремном режиме, доведя до смерти. Но он никого не выдал и даже заслужил уважение охранников.

В прессе его называли то Хлестаковым, то дьяволом, хотя был он фигурой не комической, а трагической. Он был целеустремлён, смел, умён, хитёр, обладая сильной волей, верил в себя и свою правоту, не имел душевных привязанностей и материальных ценностей, умел подчинить себе одних и добиться расположения других. Недостатки: самоуверенность, презрение к людям, деспотизм, жестокость. Его гневно осуждали и реакционеры, и революционеры.

„Нечаевское дело“ знаменито ещё и тем, что подвигло Ф.М. Достоевского на создание романа „Бесы“. Писатель в молодости был осуждён на смертную казнь за причастность к революционному кружку и был помилован в последние минуты перед исполнением приговора. Но террористом он не был. А роман его, как писал религиозный философ Сергий Булгаков, „имеет не только политическое, временное, преходящее значение, но содержит в себе зерно бессмертной жизни, луч немеркнущей истины, как все великие и подлинные трагедии, тоже берущие себе форму из исторически ограниченной среды, в определённой эпохе“.

…Вообще-то, тайное общество заговорщиков может добиться успеха лишь в том случае, если оно находится близ вершины общественной пирамиды. Тогда есть возможность захватить власть. А для революционного выступления, охватывающего народные массы, требуется достаточно многочисленная партия. Этого Нечаев не учёл. Его следовало бы отнести к категории революционеров-авантюристов.

Говоря о Великой французской буржуазной революции, историк Жюль Мишле обоснованно утверждал: „Вопреки бытующей вздорной версии, вожаки эпохи Террора вовсе не были людьми из народа: это были буржуа или дворяне, образованные, утончённые, своеобычные, софисты и схоластики“.

Да, подлинные бунтари, отвергающие не только существующий строй, но и государство вообще и даже бытие Бога были, чаще всего, интеллектуалами и/или представителями аристократии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

НЕЧАЕВ Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на свет, родители называли его Неждан или Нечай (уж и не чаяли, не надеялись, что дождутся). Вот от этих семейных имен и образовались

Из книги автора

Сергей Геннадьевич Нечаев В начале сентября 1869 года в Россию вернулся С. Г. Нечаев, скрывавшийся за границей от царского правительства. У него было удостоверение, что он является уполномоченным русского отделения Всемирного революционного союза, на самом деле никогда

Из книги автора

НЕЧАЕВ, Сергей Геннадиевич (1847–1882), организатор тайного общества «Народная расправа» 1127 Кого же надо уничтожить из царствующего дома? – Всю большую ектению. Согласно Ленину (по воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича) – «его [Нечаева] ответ в одной листовке. <…> Ведь это

СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ НЕЧАЕВ

(1848 - 1883).

С. Г. Нечаев и П. Н. Ткачев не были характерны ни для русской революционной мысли, ни, тем более, для русской общественной мысли в целом. Они были люди совсем иного духа. Однако, они были предвестниками тех, которые оказались победителями...

Единственная мысль Нечаева была: к социальному перевороту через беспощадное разрушение, всеми средствами, всеми спосо-бами.

Бежав, в начале 1869 г., после студенческих беспорядков в Пе-тербурге, за границу, он был принят Бакуниным и Огаревым, но, вскоре его общественный аморализм их оттолкнул от него.

Бакунин, в одном письме, говорит: «Нечаев - один из деятель-нейших и энергичнейших людей, каких я когда-либо встречал. Когда надо служить тому, что он называет делом-, он не колеблется и не останавливается ни перед чем и выказывает себя столь же беспощадным к себе, как и ко всем другим... Это фанатик предан-ный, но в то же время очень опасный... Способ действий его отвра-тительный... Он пришел мало-по-малу к убеждению, что надо взять в основу политику Макиавелли и вполне усвоить систему иезуитов: для тела - насилие, для души - ложь... Но вместе с тем он - сила, потому что это - огромная энергия...».

За границей, Нечаев издавал журнал «Народная Расправа».

Вернувшись в Россию, осенью того же года, с составленным им зловещим «Катехизисом революционера», он организовал «Обще-ство Народной Расправы», основанное на указанных принципах. Очень скоро последовало событие, вдохновившее Достоевского к созданию «Бесов»: Нечаев с сообщниками убил, под Москвой, чле-на своей организации, студента И. Иванова, который усомнился в правдивости Нечаева и позволил себе возражать ему. Предвари-

141

тельно, Нечаев объявил Иванова опасным по «предательству и измене»...

Снова бежав заграницу, в Швейцарию, Нечаев был, в 1872 г., выдан русскому правительству, как уголовный преступник. Год спустя, московский суд присяжных приговорил его к каторжным работам. (В России не было смертной казни за уголовные пре-ступления).

Остальные годы своей жизни, Нечаев провел в Петропавловской крепости, откуда он, через солдат крепостного караула, был в сно-шениях с «Народной Волей». Но все его советы народовольцам от-вергались, как аморальные. Одновременно, что также характерно для него, он отказался быть освобожденным народовольцами, хотя заговор имел все шансы на успех: это могло помешать покуше-ниям на Александра II...

Вновь изолированный от мира, он умер от чахотки, весной 1883 г.

Бердяев пишет о нем: «Нечаев был изувер и фанатик, но натура героическая. Он проповедывал обман и грабеж, как средства со-циального переворота и беспощадный террор... Он был одержим одной идеей и во имя этой идеи требовал жертвы всем... Всё, что служит революции - морально, революция единственный критерий добра и зла... Нужно пожертвовать множественным во имя еди-ного... При этом живая человеческая личность оказывается раздав-ленной...

Нечаев требовал железной дисциплины и крайней централиза-ции кружков и в этом он предшественник большевизма. Революци-онная тактика Нечаева, допускавшая самые аморальные средства, оттолкнула от себя большую часть русских революционеров...».

С. Г. Нечаев.

Близость революции.

Всенародное восстание замученного русского люда неминуемо и близко!... Мы, т. е. часть народной молодежи, которой удалось, так или иначе, получить развитие, должны расчистить ему дорогу...

Всестороннее разрушение. Не теория, а практика революции.

Для нас мысль дорога только, поскольку она может служить де-лу радикального и повсюдного разрушения... Кто учится революци-онному делу по книгам, будет всегда революционным бездельни-ком. Мысль, способная служить революции народной, вырабаты-вается лишь из народного революционного дела, должна быть ре-зультатом ряда практических опытов и проявлений, стремящихся

142

всеми средствами и всегда неуклонно к одной и той же цели раз- рушения... Всё, что не идет по этому пути, для нас чуждо и враждебно...

Жестокий террор.

До начала всеобщего народного восстания, нам необходимо придется истребить целую орду грабителей казны, подлых царских льстецов, народных тиранов...

Нужно ли говорить, что члены... полиции,... отличающиеся особенной деятельностью и способностями ищеек, должны быть казнены самым мучительным образом и в числе самых первых...

(«Народная Расправа». № 1. 1896 г. Глинский, стр. 411-413).

«КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА»

Отношение революционера к самому себе.

§ 1. Революционер - человек обреченный. У него нет ни свои интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Всё в нем поглощено единым исключительно интересом, единою мыслью, единою страстью - революцией.

§ 2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами... и нравственностью этого мира.

§ 4.Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё, что способствует торжеству революции...

§ 6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, бла-годарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем еди-ною холодною страстью революционного дела.

Отношение революционера к товарищам по революции.

§ 10. У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров 2-го и 3-го разрядов, т. е. не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наи-большую пользу. (Из «общих правил»: Приводящие его в испол-нение личности отнюдь не должны знать сущность, а только те подробности, те части дела, которые выполнять пало на их долю. Для возбуждения же энергии необходимо объяснить сущность

143

дела в превратном виде). На себя он смотрит, как на капитал, об-реченный на трату для торжества революционного дела...

Отношение революционера к обществу.

§ 14. С целью беспощадного разрушения, революционер может и даже должен жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть... революционер должен проникнуть всюду...

§ 15. Всё это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий: Первая категория - неотлагаемо осужден-ных на смерть.

§ 20. Пятая категория - доктринеры, конспираторы, револю-ционеры, все праздноглаголющие в кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные заявления, результатом которых будет бесследная гибель боль-шинства и настоящая революционная выработка немногих.

Отношение товарищества к народу.

У товарищества нет другой цели, кроме полнейшего освобожде-ния и счастия народа, т. е. чернорабочего люда. Но убежденное в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и раз-ращению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, на-род из терпения и понудить его к поголовному восстанию.

Союз с разбойниками.

§ 24. Наше дело - страшное, полное, повсеместное и беспо-щадное разрушение.

§ 25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со вре-мени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством... Соединимся с диким разбой-ничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.

§ 26. Сплотить весь этот мир в одну непобедимую, всесокру-шающую силу - вот вся наша организация, конспирация, задача.

(«Правила Организации». «Катехизис Революционера». 1869 г.). (Глинский, стр. 416-419).

144


Страница сгенерирована за 0.03 секунд!

НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ

Нечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и Огаревым. В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная Герценом (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель Прыжов), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", ¦ 1. Делом Нечаева вдохновлялся Достоевский в романе "Бесы". Речь Спасовича, защищавшего в первой части Нечаевского процесса Кузнецова, Ткачева и Томилову, см. в V т. "Сочинений" Спасовича (Санкт-Петербург, 1893). О Нечаевском деле см. ст. К. Арсеньева в ¦ 11 "Вестника Европы" за 1871 г. (перепечатан в сборнике его: "За четверть века", ПГ., 1915). В. В-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ
    . Родился в семье мещанина, …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич , деятель русского революционного движения. Сын маляра; учился в школе …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский политический деятель (1848—82); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с осени …
  • НЕЧАЕВ, СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский политический деятель (1848?1882); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с …
  • НЕЧАЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич (1847-82) , участник российского революционного движения. Организатор тайного общества «Народная расправа», автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • НЕЧАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Нечай того же значения, что и Неждан (см. Нежданов …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на …
  • НЕЧАЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Н. В. Секретарь Л. Д. Троцкого. В 1928 г. за оппозиционную деятельность арестован и …
  • НЕЧАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Егор Ефимович — один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на …
  • НЕЧАЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Петрович (1870- 1948), психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • НЕЧАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕЧ́АЕВ Сер. Ген. (1847-82), участник рос. рев. движения. Организатор тайного об-ва "Нар. расправа", автор "Катехизиса революционера". Применял методы мистификации и …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Питирим (Нечаев) (1926 - 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ИННОКЕНТИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Нечаев) (1722 - 1799), архиепископ Псковский и Рижский. Родился в 1722 г. …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АФАНАСИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (Нечаев) (1886 - 1943), архимандрит. В миру Нечаев Анатолий Иванович. Родился в …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • НЕЧАЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
    Нечаев Петр Иванович - писатель (1842 - 1905), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Его главные работы: "Пиетизм и его историческое значение" …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Петрович - см. Виссарион …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Михайлович - известный цивилист. Родился в 1860 г. Окончил курс юридического факультета Московского университета. Читал лекции по римскому …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Васильевич - историк. Родился в 1861 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. Служил в московском архиве …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Алексей Васильевич - геолог (1864 - 1915). Окончил Казанский университет, был профессором Казанского университета и киевского политехнического институте, позднее …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко-филологическому факультету. Читал психологию …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Павлович - писатель. Родился в 1866 г. В 1887 - 90 годы занимался в Петроградском университете, сначала на …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Андреевич - писатель (родился в 1879 г.). Окончил курс в Казанской духовной академии. Главные его работы: "Беседа Иисуса …
  • КАЗНАКОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Казнаков, Николай Геннадиевич - член государственного совета, генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1824 - 1885), окончив курс в военной академии, где …
  • ИННОКЕНТИЙ НЕЧАЕВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иннокентий (Нечаев, 1722 - 1799) - воспитанник, потом профессор философии и префект Московской славяно-греко-латинской академии, архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры, …
  • ВИССАРИОН (В МИРУ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ НЕЧАЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) - духовный писатель (1822 - 1905). По окончании курса Московской духовной академии был священником; …
  • ФИШ РАДИЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1924) русский писатель, литературовед. Критические работы: "Назым Хикмет" (1960), "Джалалиддин Руми" (1972) и др. Книги прозы: "Иду с тралом" …
  • ТЯГУНОВ НИКИТА ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1953-92) российский режиссер. Работал на телевидении. Телефильмы и телеспектакли: "Одесские рассказы Исаака Бабеля" (1984), "Ваша дочь Александра" (1986), "Июнь, Москва, …
  • ЗАЙЦЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1952) российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1973). Чемпион Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1973-1978), Европы (1973-78, 1980), СССР (1973-1975, …
  • БАСОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1922) российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966), дважды Герой Социалистического …

С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера" Оборудование:    текст "Катехизис революционера" раздаточный материал: современники о личности С.Г.Нечаева презентация Ход занятия Учитель читает фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", который сопровождается презентацией (слайд №1, 2) Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица ­ подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие ­ как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Учитель: Сегодня героями нашего занятия станут люди, вот с такими лицами (слайд №2). Какое впечатление они на вас производят? Нравятся они вам? Почему? Это ­ российские террористы второй половины XIX ­ начала XX века. Видимо в детстве они не наигрались в активные подвижные игры, а став взрослыми устроили игры "с порохом и кровью" (слайд №3). Среди террористов XIX века интересна фигура и наследие Сергея Геннадьевича Нечаева (слайд №4) Сообщение учащегося о биографических данных С.Г.Нечаева Учитель истории: С.Г. Нечаев ­ это представитель нового типа революционеров ­ террористов (слайд №5, 6). Это человек неистовый, целеустремленный. В основе его действий лежит культ грубой силы, пренебрежение нормами морали. От самоуверенности, смелости, гибкости зависит успех его дела. "Чем хуже ­ тем лучше". Алексеевский равелин Петропавловской крепости (слайд №7). Здесь, в одиночных камерах, в особой строгости содержались особо опасные государственные преступники. Холодная камера ломала всех: люди сходили с ума, пытались покончить с собой. Их называли "Заживо погребенные". Здесь оказался и наш герой. В течение двух лет его руки и ноги оставались закованными в цепи, до тех пор, пока его тело не начало книг. В камере Нечаев много читал, изучил Священное Писание, а еще много разговаривал с солдатами, охранявшими его, о своих страданиях за народ и даже умудрился передавать письма своим товарищам на волю. Нечаев имел в тюрьме авторитет: смотритель его боялся, а жандармы и солдаты караульной службы обожали, называя "Наш орел". Умер С.Г.Нечаев в возрасте 35 лет. Империя позаботилась, чтобы никто не узнал где он похоронен. Так за что Нечаев был помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости? Ответ прост. За свой труд "Катехизис революционера". Учитель литературы:  Дайте толкование слову катехизис (после ответов учащихся ­ слайд №8)  Что можете сказать о название текста? (оксюморон) Уточните, что это?  Как такое название характеризует автора? (новый человек, миссия, человек разрешающий себе и другим переступать нравственные нормы)  Что­то знакомое, не правда ли? (Онегин) Кто помнит цитату?

Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно; Нам чувство дико и смешно (глава 2, строфа 14) Потом будет Печорин со своей двойной моралью: что позволено Печорину, то не позволено Максиму Максимычу; Раскольников, который услышит от студента в распивочной фразу: "Одна смерть ­ и сто жизней в замен, ­ да ведь тут арифметика" А в XX веке А.И.Солженицын опишет это как "Красное колесо" истории Работа учащихся с текстом "Катехизис революционера" (можно дать попросить учащихся ознакомиться с текстом заранее, а можно дать время на уроке). Учитель литературы:  Какие слова наиболее часто употребляются в тексте? (революция, должен, обречен, уничтожение)  Как это характеризует автора?  Каково эмоциональное воздействие текста на читателя?  Что скажете о стиле?  О чем этот текст? Учитель истории: Вчитываясь в "Катехизис революционера", подумайте о следующем. Нечаев рисует в "Катехизисе" идеальный образ революционера. Какая черта, по Вашему мнению, составляет ядро этого образа? Какую главную цель (по Нечаеву) ставит перед собой революционер? Самих революционеров и "поганое общество", которое они должны уничтожить, Нечаев делит на три категории. Как вы думаете, зачем? В чем практический смысл этих делений? Осуществляет ли он подобную дифференциацию в народе? Как вообще соотносит "Катехизис" цель и средства в революционной деятельности? Можно ли это соотношение выразить какой­то одной краткой формулой? За Нечаевым довольно дружно пошли несколько десятков (до сотни) московских студентов. Как вы думаете, почему? Что думали и какую оценку давали С.Г.Нечаеву современники. Давайте обратимся к раздаточному материалу на ваших партах (см. Приложение). Учитель задает следующие вопросы:  Какая мысль объединяет высказывания современников?  Какие положительные черты вы можете отметить, выделить? (целеустремленность, верность идеи, энергия, преданность, терпение:) ТАК КТО ЖЕ ОН? (слайд №9)  Слайд №10. Читаем и комментируем вместе с классом различные оценки личности С.Г.Нечаева Учащиеся получают задание: написать синквейн. Желающие озвучивают свой результат. Учитель: Почему мы посвятили целое занятие Нечаеву? (слайд №11) Это было только начало. Пройдет чуть меньше 50 лет и счет жертвам пойдет на сотни и тысячи. Только за день в России будут уничтожать более 500 человек (Бутовский полигон). Мы не ставим точку, разговор будет продолжен. Мы ставим многоточие. А что такое многоточие? "Это следы на цыпочках ушедших слов" (В.Набоков) ПРИЛОЖЕНИЕ М.А.Бакунин: ":Один из таких молодых фанатиков, которые ни в чем не сомневаются, ничего не боятся и которые поставили себе принципом, что многие, очень многие должны погибнуть от руки русского правительства, но что они не успокоятся до тех пор, пока народ не восстанет. Это фанатик опасный, способ действий его ­ отвратительный"

А.С.Суворин: "Это Хлестаков­агитатор, Хлестаков сознательно бросившийся в обман и увлекшийся этой ролью, подобно бессмертному Ивану Александровичу" А.К.Кузнецов: "Решая вопрос о личности Нечаева в полном объеме, нужно принять во внимание, что мы, вступившие в нечаевскую организацию, были шестидесятники с большим уклоном в область социалистических мечтаний, альтруистических побуждений и с беззаветной верой в честность учащейся молодежи. Привычно он, ночуя у нас, спал на голых досках, довольствуясь куском хлеба и стаканом молока, отдавая работе все свое время. Такие мелочи на нас, живших в хороших условиях, производили неотразимое впечатление и вызывали удивление. Но главный секрет его огромного влияния на нас, студентов Академии, заключался в том, что почва его проповедей была подготовлена" А.О.Капацинский: "Первое впечатление, которое производит Нечаев, неприятное, но остро заманчивое; он самолюбив до болезненности, и это чувствуется при первых встречах, хотя Нечаев старается сдержать себя; он много читал, и особенно книги исторического содержания, и потому знаний у него много, хотя в ссылках на разных авторов он бывает иногда весьма недобросовестен; в спорах старается какими бы то ни было уловками унизить противника, ­ диалектикой он обладает богатой и умеет задевать за самые чувствительные струны молодости: правда, честность, смелость и т.д. не терпит людей равных, а с людьми более сильными сурово молчалив и старается накинуть на этих людей тень подозрения. Он очень стоек в убеждениях, но по самолюбию, которому готов жертвовать всем. Таким образом главная черта его характера ­ деспотизм и самолюбие. Все речи его пропитаны страстностью, но очень желчны. Он возбуждает интерес к себе, а в людях повпечатлительнее и поглупее просто обожание, существование которого есть необходимое условие для дружбы с ним" Ф. Волховский: "Сам худенький, безбородый, как мальчик, лицо серое, ногти обгрызены, а рот у него сводила судорога. И подумать только, что у этакой невзрачности ­ сила воли гигантская, гипнотическая!" Ф.Ф. Пуцикович: "Все, один или несколько раз видевшие его, видели в нем прежде всего человека работящего, вечно занятого, вечно о чем­то хлопочущего. Встретить его можно было не иначе как с книгой: ту он относил, ту приносил, ту читал. Как товарищ он был, с одной стороны, хороший товарищ: честный, правдивый, охотно делящийся всем материальным с другими, но с другой стороны, он был несносный, много спрашивающий и ничего о себе не говорящий, все толкующий в дурную сторону, чересчур жестокий в обращении с другими, пренебрегающий приличиями, способный иногда на цинические выходки. Но что всего более было в нем отталкивающего, это его крайний деспотизм относительно образа мыслей. Он не мог мириться с тем, что его знакомые имеют понятия, убеждения не такие, как он смотри на вещи, и действуют не так, как он смотрит и действует. Но он не пренебрегал этими людьми, нет, он, напротив, с непонятною настойчивостью преследовал их, навязывая им свое".

Сергей Геннадьевич Нечаев - революционер и нигилист. Лидер «Народной Расправы». Представлял такое направление, как русский революционный терроризм. Был арестован и посажен в тюрьму за убийство студента Иванова. В статье будет представлена краткая биография революционера.

Детство

Нечаев Сергей Геннадьевич появился на свет в Иванове в 1847 году. Семья мальчика была бедной. Отец работал художником и официантом. Мать умерла, когда Сергею исполнилось восемь лет. Отец женился вторично, и у будущего революционера вскоре появилось два брата. Они жили в трёхкомнатном доме с дедушками, бабушками и сёстрами. В юности Нечаев уже знал, что такое социальное неравенство. Как только Сергею исполнилось десять лет, отец обучил его обслуживать банкеты и устроил «мальчиком на побегушках» на завод. Но герой данной статьи не захотел работать слугой.

Учёба

В 1865 году Нечаев Сергей Геннадьевич переехал в Москву. Там молодой человек устроился помощником историка М. П. Погодина. Спустя год, Сергей отправился в Северную столицу, прошёл экзамен на учителя и начал преподавательскую деятельность в церковно-приходской школе. С осени 1868 года молодой человек стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета. Именно там он и познакомился с русской литературой антиправительственного характера. Нечаев узнал про Михаила Бакунина, петрашевцев и декабристов. Вскоре Сергей попал в один из студенческих кружков и понял, что это его родная стихия. Он оставил всякие дела, почти забросил службу и полностью отдался новому увлечению. Двадцатилетний студент по призванию и учитель по профессии сформулировал свою жизненную цель - «политическая и социальная революция».

Поиск соратников

Нечаев Сергей Геннадьевич прекрасно понимал, что переворот нельзя совершить в одиночку. Поэтому молодому человеку были необходимы соратники. Но это оказалось весьма проблематично: Сергей почти не знал людей и плохо умел общаться. Нечаеву хватало решительности и энергичности, но вербовать студентов у него не получалось. Он пугал своим бесстрашием и страстью, необдуманной пылкостью и призывами к демонстрациям. В итоге умеренная часть вольнодумствующего студенчества объявила ему бойкот.

Женева

Сергей Геннадьевич Нечаев, биография которого знакома всем любителям истории революций, решил применить другой подход для вербовки соратников. Как известно, люди идут за тем, у кого есть авторитет. А чтобы его получить, необходимо отсидеть в тюрьме. Для ускорения процесса можно инсценировать арест и заключение. Так и сделал Нечаев - подкинул записку из якобы везущей его в тюрьму полицейской кареты. Ну а сам Сергей уехал в где надеялся заручиться поддержкой Огарёва, Герцена и Бакунина. Первые два не хотели заниматься экстремизмом на старости лет, спокойно критикуя русское правительство через газету «Колокол». А вот у М. А. Бакунина была более активная позиция. Ведь в своё время этот революционер чуть не лишился головы из-за участия в Дрезденском и Пражском народных восстаниях. Михаил Александрович разработал собственную философию - анархическую. Она предполагала замену стран свободными автономными обществами, управляемыми по принципу «снизу вверх». Эту идею Бакунин мечтал осуществить долгие годы. Нужно было лишь найти добровольцев, способных разрушить государства.

Естественно, что Михаил Александрович рассмотрел в Сергее того человека, чьими руками он сможет принести в Россию спасительный огонь анархии. Ну а Нечаев просто позволил мыслителю увидеть то, что он хотел - многочисленное и могущественное тайное общество, находящееся под жёстким контролем Сергея и в любой момент готовое к восстанию. За это Бакунин выхлопотал у Огарёва и Герцена средства из Бахметьевского фонда и оказал молодому человеку теоретическую поддержку. В частности, анархист помог герою данной статьи выпустить известный «Катехизис революционера».

Но главное - Михаил Александрович выписал Нечаеву фальшивый мандат. Этот документ давал Сергею право действовать от имени «членов русского отдела международного революционного союза». Внизу стояла подлинная подпись Бакунина. Получив такого авторитетного спонсора, Нечаев вернулся в Россию, ощущая себя настоящим революционером. Он совершенно не думал о будущем и его не интересовал анархизм Бакунина. Нечаев Сергей Геннадьевич ориентировался только на постулаты своего Катехизиса, один из которых гласил: «Революционер презирает любое доктринёрство. Ему безразлична мирская наука. Он оставляет её на суд будущим поколениям. Революционер знает лишь одну науку - науку разрушения».

К сожалению, Нечаев смог обмануть не только товарищей-студентов, жандармерию и женевских эмигрантов, но и самого себя. Молодой человек уверовал в собственную власть над всесильной революционной организацией. По его возвращении в столицу она насчитывала всего лишь пару десятков зелёных студентов.

Преступление

В 1869 году революционер организовал убийство своего соратника И. И. Иванова. Данный факт описывает любая его биография. Сергей Нечаев сделал это за отказ студента выполнять его приказ. Молодой человек действовал от имени общества «Народная расправа» с головным центром в Женеве, которого, естественно, не существовало в природе. Тем самым Сергей создавал ощущение причастности к общему делу. И из него был только один выход - смерть. Нечаев вместе с соратниками заманил несчастного Иванова на пустырь, где тот и был задушен. Труп студента пытались утопить в Неве. Преступление было совершено по-дилетантски, поэтому следователи раскрыли его всего за пару месяцев. Всех участников арестовали и предали суду. Только главному виновнику удалось бежать за границу.

Приговор и смерть

Революционер Нечаев Сергей Геннадьевич, биография которого была представлена выше, снова прибыл в Швейцарию. Молодой человек попытался воскресить в среде российских эмигрантов созданную им прежде мистификацию. Преследовавшие его ищейки из политической контрполиции волей-неволей способствовали укреплению революционной репутации Нечаева. Но все помнили, как Сергей обманул Бакунина и пытался шантажировать наследников покойного Герцена. Поэтому вызывать доверие у тогдашней публики революционер не смог. В конце июля 1872 года по доносу Нечаев был пойман и отправлен в Россию.

Суд приговорил его к 20 годам каторжных работ и гражданской казни. Но Николай II отменил данное решение росчерком пера, постановив заключить Сергея в крепость пожизненно. Ровно спустя 13 лет после совершения убийства революционер скончался в тюремной камере, измученный одиночеством, недоеданием и болезнями.