Самовоспитание горького. Примеры из литературы: самовоспитание личности. В чем проявляется самовоспитание

Гражданско-патриотических и духовно-нравственных, морально-психологических качеств;

Трудолюбия, привычки достигать всего целеустремленным, упорным трудом и высоким профессионализмом;

Уважения и заботливости к родителям, старикам, ветеранам,

Уважения и гуманного отношения к людям, уважения их прав,

интересов и мнений;

Демократичности во взаимоотношениях с другими людьми: признание их права на свое мнение, отношение к несогласию другого как к нормальному явлению, а не проявлению вражды, умственной

отсталости и пр.;

Чувств ответственности, долга, порядочности, совестливости;

Общей и профессиональной культуры, эстетических качеств;

Навыков и умений управлять своим поведением и чувствами;

Общительности и культуры общения;

Уважения к законам, народным традициям, культуре, языку;

Уважения к науке и научным знаниям;

Уважения к религиозным взглядам, представителям других конфессий, других национальностей;

Устойчивости к вредным привычкам - употреблению алкоголя, наркотиков, курению и др.

В ходе работы над собой используются традиционные м е т о -д ы самовоспитания, применяемые с учетом задач и намеченного содержания самосовершенствования. Наиболее значимыми из них являются: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование примеру, самопринуждение, самоконтроль, самокоррекция, аутотренинг (самовнуше-ниие) и др.

Реализация намеченных программных установок и методов достигается применением определенных правил самовоспитания.

Правила могут быть общими - по выработке любых компонентов воспитанности, и частными - по отдельным качествам. Они очень разнообразны и могут формулироваться самим человеком, занимающимся самовоспитанием, браться из мудрых высказываний выдающихся людей, народных пословиц и поговорок. Они являются действенным связующим звеном между внешними требованиями к личности и ее внутренними требованиями к себе, помогают повседневно направлять поведение и устранить несоответствие между их требованиями и тем, что есть у человека.

Самообучение и саморазвитие

Кроме самообразования и самовоспитания самосовершенствование включает и работу по самообучению и саморазвитию. Самообучение - самостоятельное совершенствование своих знаний, навыков и умений. В образовательных учреждениях оно проявляется, например, в желании какого-то студента более углубленно изучить нравящуюся учебную дисциплину, выходя за рамки программы («продвинутое самообучение»), участвовать в научной работе, овладеть вторым иностранным языком, самостоятельно пройти программу и сдать экзамены для получения второго диплома - «преподаватель высшей школы». Профессионал, занимающийся практической деятельностью, инициативно может работать по повышению квалификации, получению более высокого разряда, классности, овладению смежной профессией. Каждый может по своему желанию обучаться музыке, рисованию, вождению автомобиля и др.

В целом самообучение и саморазвитие помогают в достижении целей, обогащают человека, делают более способным, колоритным, многогранным, интересным для других, уважаемым людьми и самим собой, повышают возможности личности, открывают новые просторы для самореализации их и самовыражения. Они выступают во взаимосвязи и как составные части самообразования и самовоспитания, как средства их осуществления и как один из результатов.

Источник:
Самовоспитание личности
Самовоспитание личности: Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с … — —
http://texts.news/professionalnaya-pedagogika-rf/samovospitanie-lichnosti.html

Самовоспитание личности

Самовоспитание и самосовершенствование личности

Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л. Рубинштейн: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять» .

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию . Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.

Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишещь что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные качества, можно привести множество. Вот почему имел основание один из общественных деятелей, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, представляют собой результат активной работы над собой. А известный французский философ Ж.П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает», подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А.Г. Ковалев, Д.М. Гришин, А.И.Кочетов, Л.И. Рувинский и др.

Что же такое самовоспитание? «Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития». Примерно такое же определение дает этому понятию А.И. Кочетов. «Самовоспитание,- пишет он, — это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» .

В нашей педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Как бы кто ни относился к К. Марксу, но его мысли на этот счет не теряют своего научного значения. «Мое собственное бытие, — писал он, — есть общественная деятельность, а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо».

Человек — и это уже показано в главе 4 о развитии личности — не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и унижает положение и достоинство личности.

Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.

Нам известен случай, когда ученик VI класса поставил перед собой цель — преодолеть неграмотность по русскому языку и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школьной практике встречается немало.

Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой. В этом смысле большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию. Какие же из этих факторов являются наиболее существенными?

Для побуждена к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов . С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, — значит, создать важные стимулы для самовоспитания.

В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего Бостонного места в коллективе . Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания. Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому — подумать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему — проявлять больше уважения к товарищам и т.д.

Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием .

Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры , которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников . Одна ученица писала в своем дневнике, что когда она слушала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту критику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватает силы воли посидеть над трудной задачей по математике, и она торопится обратиться за помощью. Собрание послужило для нее серьезным уроком, хотя лично ее и не критиковали.

Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника и, чтобы она не угасала, учителям и классным руководителям необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания. Что же необходимо делать в этом направлении?

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда v человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки .

«Работа над собой, — пишет А.И, Кочетов, — требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент» .

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь . Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы . Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea — сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?

Метод самоубеждения . Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и lie держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал проф. С. Я. Долецкий. «Я считаю, — подчеркивал он, — что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее».

Метод самовнушения . Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух:»Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязательство . Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию, соответствующей привычки.

Метод самокритики . Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность — это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств . Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ . Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:

  • критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
  • разработка программы самовоспитания;
  • определение его методов;
  • аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
  • самоконтроль.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.

Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

  1. формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;
  2. оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
  3. практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель — иди к пей твердо!»

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек — выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Во многих школах для организации самовоспитания учащихся используют клубные формы работы, в частности, даже создаются клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать свои личностные качества, организуют читательские конференции и т.д.

Однако нельзя ограничивать эту работу только организацией познаватсльпо-просветительской деятельности учащихся и разъяснительными мероприятиями. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании . С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, само принуждения и другие в работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспитанию.

Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том. что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

  1. Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М-, 1976.
  2. Гришин Д.М., Колдуное Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.
  3. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
  4. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981.
  5. Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.
  6. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

Умение искоренять недостатки и совершенствоваться во все времена считалось главным признаком духовно зрелой личности. Однако не все понимают значимость самовоспитания, и что такое работа над собой для многих остается загадкой. Попытаемся дать определение этому понятию и разберемся, действительно ли так важно воспитывать себя.

Некоторые определения

Сущность самовоспитания сводится к тому, что человек осознанно и целенаправленно реализовывает заложенный на генетическом уровне потенциал. Чтобы достигнуть этого, нужно хорошо знать особенности своего характера.

Все мы осведомлены о своих достоинствах, которыми гордимся. А вот выявить недостатки намного сложнее: для этого необходимо мыслить критически и анализировать поступки и действия.

Как правило, в случае жизненных неурядиц, мы списываем неудачи на обстоятельства, недоброжелательное отношение окружающих, да и просто на плохую погоду или самочувствие.

Цель самовоспитания состоит в том, чтобы научиться находить корень проблемы в себе, самому нести ответственность за все, что случается в жизни.

Психологические аспекты

Ученые считают, что психологическое состояние человека – та сила, которая побуждает его развиваться. Понятие самовоспитания состоит из нескольких аспектов:

  • Формирование черт характера;
  • Развитие волевых качеств;
  • Выработка стратегии поведения.

Работая над собой, личность не только совершенствует заложенные Богом способности, но и приобретает новые знания и умения.

Более того, воспитание себя может быть плодотворным только в том случае, если человек имеет четкие мотивы, которые и будут стимулировать его самовоспитание и самообразование.

Говоря о развитии, важно подчеркнуть, что самовоспитание и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из нас во взрослой жизни неосознанно пользуется установками, заложенными в детские годы. Родители показывают на собственном примере нормы поведения в обществе, и они становятся эталоном, призывом к действию.

Именно эти установки и влияют в дальнейшем на новый поток чувств и информации и, главное, на их восприятие. То, насколько человек способен преодолеть внутренние стереотипы, будет влиять на качество его развития.

Что такое самовоспитание, построенное на искоренении родительской копии, покажет наглядный пример.

Молодой человек, который вырос в семье, где отец выполнял функцию диктатора по отношению к детям и супруге, остается во власти стереотипа, что женщина не достойна уважения. Как воспитать самостоятельно чувство трепетного отношения к женскому полу, если нет наглядного примера?

В данном случае могут помочь только общественные отношения, где подобный пример покажут другие люди. Однако даже в этом случае без волевых усилий, мощной мотивации и искреннего желания добиться этого будет сложно.

Итак, самовоспитание предусматривает такую личностную деятельность, которая направлена на сознательное изменение человеком стереотипов в соответствии с новыми целями, идеалами и убеждениями.

Педагогические предпосылки

Зрелую и развитую личность характеризуют умения правильно оценивать свои возможности и воспринимать поступки.

Для того чтобы путь саморазвития был успешен, необходимо использовать следующие методы самовоспитания:

  • Познание себя;
  • Умение контролировать свои эмоции;
  • Постоянное стимулирование.

Не менее важно использование приемов, которые состоят из следующих составляющих:

  • Выполнение обязательств перед самим собой;
  • Умение дать отчет за свои поступки;
  • Контроль за словами, желаниями и поступками;
  • Осмысление и анализ действий.

Как видим, работа над собой предусматривает целый ряд действий, которые необходимо использовать в повседневной жизни постоянно.

Профессиональная сфера

Профессиональная деятельность человека является неотъемлемой частью жизни. Поэтому этот вопрос нельзя обойти стороной. Особенности профессионального самовоспитания состоят в том, что они неразрывно связаны с личностным развитием, сферой духовных интересов человека.

Поэтому в этом направлении нужно также вести сознательную работу по развитию таких качеств:

  • Необходимо адаптировать личностные и душевные стремления к тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия;
  • Непрерывное повышение профессиональных навыков;
  • Постоянное развитие тех личностных качеств, которые помогут достигнуть успеха в карьере.

Профессиональное самовоспитание помогает добиться не только продвижения по карьерной лестнице. Ситуация успеха и признания профессионального окружения способствует усиленной мотивации для продолжения развития личностных качеств.

Значение и проявление самовоспитания

Говорить о самовоспитании можно очень много, мы лишь кратко осветили основные положения, которые помогают понять, зачем человек должен постоянно самосовершенствоваться.

Итак, чем поможет себе личность, которая воспитывает в себе лучшие качества и искореняет недостатки:

  • Приобретает уверенность и спокойствие при преодолении жизненных трудностей;
  • Знание своих отрицательных качеств помогает через самоанализ улучшить взаимоотношения с окружающими людьми;
  • Умение сдерживать свои эмоции и контролировать их проявление – главный помощник в сохранении психического и эмоционального здоровья;
  • Наслаждение от выбора цели и ее достижения.

Заниматься самовоспитанием или нет, решать, конечно, только вам. Главное, знать, что во время этого нелегкого пути человек учится постигать самое важное, что дано не всем: радость от осознания собственных сил в преодолении трудностей и умение радоваться самым маленьким достижениям. В этом, пожалуй, и состоит счастье.

Настоящее имя - Алексей Максимович Пешков.

(16.3.1868, Нижний Новгород - 18.6.1936, Горки)

Писатель, драматург, общественный деятель. Теоретик социалистического реализма, организатор Союза писателей СССР (1934).

С юности сблизился с революционным движением в России (впервые был арестован в 1888 году); в дальнейшем в его творчестве прослеживается воздействие ницшеанства - культ силы, готовность признать за сильным право па уничтожение слабого, романтическое возвеличивание безжалостных носителей этого права. Легенды и рассказы о босяках, с которых он начинал, воспринимались как вести из мира, где отвергнуты социальные условности, где торжествует жестокая вольность. Между тем творческая натура Горького вовсе не была однозначной; вступив в переписку с Чеховым в 1898 г., он предстал в ней человеком, стремящимся к самовоспитанию, ищущим входа в мир культуры. Именно Чехов подвиг Горького заняться драматургией и в 1900 г. пригласил его в Ялту к тому времени, когда сюда должны были приехать на гастроли артисты молодого МХТ.

Воздействие Чехова очевидно в ранней драматургии Горького («Мещане» и «На дне», 1902). Но уже в «Дачниках» очевидна внутренняя полемика и с нравственными установками и с драматургической техникой Чехова; нарастает нетерпимость оценок и жесткость публицистических средств, персонажи категорично поставлены по разные стороны баррикады (Чехов еще после чтения «Мещан» возражал против такого противоположения). Станиславский и Немирович-Данченко, ценившие бытийственную глубину «На дне», ее свойства национальной русской трагедии - трагедии смысла жизни, были озадачены нарочитой поверхностностью новой пьесы, ее прямой политизированностью. Но те же качества и влекли к Горькому: «Дачники», над которыми недоумевал МХТ, тотчас же были поставлены в театре Комиссаржевской в Пассаже (1904), К. А. Марджанов поставив их в Риге (при участии М. Ф. Андреевой, М. Л. Роксановой и других недавних «художественников»). В 1905 г. МХТ поспешил поставить его «Детей солнца». Политический темперамент Горького был неподделен и увлекателен, его личное поведение - мужественное и дерзкое - удваивало обаяние его произведений. Он сам понимал это и возражал друзьям, которые рекомендовали ему поберечься: для успеха его идей нужно, чтоб Горького сажали в крепость, чтоб на него совершались покушения и т.п. В самом деле, когда он оказался в эмиграции и вне опасности, интерес к его творчеству и к его пьесам в частности пошел на убыль. Они продолжали издаваться и их не всегда запрещали к постановке, автор продолжал знакомить с ними Художественный театр, но тут не интересовались творчески ни «Варварами», которые пошли в Риге и в Смоленске (1906), ни «Чудаками», которые пошли в Новом драматическом театре в Петербурге (1910), не став событием. По своим художественным достоинствам названные пьесы ничуть не ниже «Мещан» или «Дачников», как не ниже их написанные в то же десятилетие 1906-1915 гг. «Последние», «Васса Железнова» (1-й вариант), «Фальшивая монета», «Старик», «Зыковы», с их узорной словесной тканью, с их сумрачным напряжением, с замкнутым пространством дома, в котором человеку под напором другого человека некуда отступить.

В то же время Горький начинает интересоваться законами народной комедии: Станиславскому, гостившему в феврале 1911 г. на Капри, он обещает для будущей студии написать сценарии в духе осовремененной комедии масок (тексты были высланы). Контакты с МХТ, однако, вновь затруднились после открытых писем Горького в «Русском слове» («О „карамазовщине“», 22 сентября 1913 г.; «Еще о „карамазовщине“», 27 октября 1913 г.) и протеста театра, отвергавшего выдвинутые тут идеологические обвинения. Долю сложности дополнительно внесло и то, что незадолго до дискуссии о Достоевском в МХТ был отрицательно решен вопрос о возвращении в труппу М. Ф. Андреевой. Горький передал свою пьесу «Зыковы» в Свободный театр, куда она вступила.

Когда писатель (после амнистии по случаю 300-летия дома Романовых) вернулся в Россию, его московские театральные интересы сосредоточились на опытах Первой студии - он смотрел «Гибель „Надежды“», одобрил в «Празднике мира» Вахтангова ожесточенность тона (с ней спорили старшие «художественники»), затеял с актерами импровизации на предложенный им гротескно-фантастичный сюжет. 23 октября 1917 г. он читал в помещении студии «Старика». Интерес к Первой студии Горький сохранил, когда она уже стала МХАТ-2 (восхитившись Бирман, назначил ей новую редакцию «Вассы Железновой»). С метрополией, где время от времени обновляя состав продолжал жить спектакль «На дне», в первые послереволюционные 15 лет прямые творческие отношения не возобновлялись. Ставились инсценировки прозы: «Мальву», «Челкаща» играли на малой сцене и на выездах; в вечера, посвященные памятным датам, включались «Страсти-мордасти» и отрывки из «Матери». М. Н. Кедров поставил в 1933 г. спектакль «В людях» - пьеса-монтаж П. С. Сухотина включала те же «Страсти…» с Ленькой - В. Д. Бендиной, тексты из автобиографической трилогии, рассказ «Хозяин» (сыгранный тут булочник Семенов стал шедевром М. М. Тарханова; роль Алексея играл С. Г. Яров). С осени 1921 г. живя за границей, Горький во время своих коротких посещений СССР в конце 20-х гг. умел оказать поддержку МХАТ, своим авторитетом подкрепляя его намерения ставить авторов, сомнительных с точки зрения властей (Эрдмана, Булгакова). Веское, хотя и неофициальное участие Горького помогло в конце 1931 г. решить в пользу МХАТ его противостояние РАПП.

В 1934 г. - полтора года спустя после блестящей премьеры вахтанговцев - МХАТ показал «Егора Булычева и других». Леонидов предложил сильное решение заглавной роли, живя в ней мукой болезни и богоборческим вопрошанием - «за что - смерть?»; звонко и ярко играла Шурку А. И. Степанова; можно было похвалить галерею портретов (Глафира - В. Н. Попова, Варвара - В. С. Соколова, Звонцов - А. П. Кторов, игуменья Мелания - Ф. В. Шевченко, поп Павлин - В. О. Топорков, Василий Достигаев - А. Н. Грибов; роль послушницы Таисии играла Марина Ладынина, будущая звезда фильмов Пырьева). Но спектакль как целое казался медленным, отяжеленным, действие вязло в картинах жизни дома.

После окончательного возвращения Горького по СССР прошла волна постановок его пьес. По настоянию И. В. Сталина МХАТ взялся за «Врагов». Этот спектакль 1935 г. был признан эталоном социалистического реализма. Он поражал лаконичностью и мощью формы, законченностью характеров; при открытой и жестокой политической тенденциозности это был «театр живого человека», в правде существования которого на сцене не приходилось сомневаться.

В позднейшем репертуаре МХАТ - «Достигаев и другие», 1938(Достигаев - одна из лучших ролей Грибова); «Мещане» (1949), возникшие из выпускного спектакля Школы-студии и заставившие говорить о Е. Н. Ханаевой (Татьяна) и К. И. Ростовцевой (Поля); «Дачники» (1953 и 1977). «Последние» (1971) и «Варвары» (1989), где О. Н. Ефремова более всего увлек мотив острых неладов, взаимной вины людей друг перед другом, их разрушительной безответственности перед общей жизнью.

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

Шаг 1 Пишу ВСТУПЛЕНИЕ.

Формулирую определение слова САМОВОСПИТАНИЕ.

За помощью обращаюсь к тексту для изложения (см. стр. 221 «Текст для изложения к вариантам 13-16», 2 абзац) . Там есть такие строки:

Теперь нужно прокомментировать данное определение, иначе 1 балл по критериям С3К1 Толкование значения слова (сборник И.П.Цыбулько стр. 235) будет потерян.
Комментарий может быть таким:

Самовоспитание играет большую роль в формировании человека. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий.

Соединяю определение и комментарий:

Самовоспитание — это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего — к собственным действиям. (35 слов)

Шаг 2 Формулирую 1-ый аргумент (из прочитанного текста).

В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова занимается самовоспитанием и каким образом он это делает.

Выделяю ключевые предложения , на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

Аргумент выстраиваю по такой схеме:

1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о Суворове),
3. микровывод (последнее предложение аргумента).

Е щё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг. Поражает, с каким упорством десятилетний мальчик готовил себя к военной деятельности. (86 слов)

Шаг 3 Формулирую 2-ой аргумент (из собственного жизненного опыта).

Теперь обдумываю второй аргумент.

Можно вспомнить о том, как работали над собой великие люди .

  • Александр Невский,
  • Дмитрий Донской,
  • Михаил Кутузов,
  • Василий Чапаев,
  • Георгий Жуков,
  • Лев Толстой,
  • Максим Горький и другие.

Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

Серьезно занимался самовоспитанием А. П. Чехов . В одном из писем своей супруге — О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович писал: «Ты… завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает…»

Большое внимание самовоспитанию себя и своего сына уделял великий русский путешественник В. К. Арсеньев. Для самовоспитания воли он рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей: 1. Одно сегодня лучше ста завтра. 2. Промедление смерти подобно. 3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам. 4. Или работай, или умри. 5. Приводи в исполнение свои решения немедленно. 6. Не расточай сил на бесцельные колебания. 7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми. 8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение. 9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца. 10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра. 11. Не держись устава яко слепой стены. 12. Имей уважение к себе. 13. Привыкай к тщательности и точности. 14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.

Интересны нравственные и волевые нормы поведения, которым следовал в работе над собой великий русский педагог К. Д. Ушинский : 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере - внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность в действиях. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках. 8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Ушинский производил впечатление человека, который умел прекрасно управлять своими поступками, собственной личностью.

Рабочий день Петра Великого . «Я царь, а у меня мозоли на руках», — любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова – в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. «Делу время – потехи час», — частенько напоминал Петр окружающим.

Можно написать о собственной программе самовоспитания.

  • вариант 14 (о Демосфене),
  • вариант 15 (о честном слове),
  • вариант 16 (о Мересьеве).

Я остановлюсь на Демосфене. Использую ту же схему , что и при написании 1 -го аргумента.


Шаг 5 Соединяю части и получаю такое СОЧИНЕНИЕ:


Самовоспитание — это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего — к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий.


Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Е щё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг. Поражает, с каким упорством десятилетний мальчик готовил себя к военной деятельности.

Серьёзно занимался самовоспитанием и знаменитый Демосфен. С юных лет древний грек мечтал о славе оратора. Между тем он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Тогда о н стал учиться ясно произносить слова, набирая в рот камешки, громко читал поэтов, упражнялся в мимике перед зеркалом. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но будущий оратор продолжал работать над собой. Так, н астойчивостью и трудолюбием он добился своего.

Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что самовоспитание помогает человеку не только избавиться от недостатков, но и достигнуть поставленной цели. (221 слово)


Разделы: Внеклассная работа

Тема: Сущность самовоспитания и его результаты.

Цели:

  • Дать возможность воспитанникам самим выяснить сущность и значение самовоспитания в жизни человека; стимулировать их собственный интерес к самовоспитанию.
  • Ознакомить с понятиями: самовоспитание, самооценка, воля, характер, целеполагание, самоубеждение.

Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание.

Л. Выгодский

2. Информационный блок

На доске написано слово «Самовоспитание». Учащимся предлагается оформить в тетради свою ассоциацию со словом «самовоспитание».

Самовоспитание

Кто из вас не хотел бы стать лучше, умнее, красивее, успешнее, счастливее? Так вот, одна из самых важных жизненных истин состоит в том, что человек делает, строит, воспитывает, формирует себя сам.

Словарь С. И. Ожегов:

Самовоспитание – воспитательная работа над самим собой.
Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Само означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя.

Словарь С. И. Ожегов:

Воспитание – это сознательное воздействие на кого-либо с целью привить ему определенные качества.
Самовоспитание – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат - нового, лучшего себя.

С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.

Воспитанник: Наш ровесник Сергей Гращенко закончил школу-гимназию на Алтае в 14 лет с серебряной медалью (ему не давался русский язык). Высокий уровень интеллекта, исключительные способности к математике, физике, технике, неординарное умение мыслить, рассуждать, доказывать. По специально для него разработанной программе он освоил за месяц программу седьмого класса, за три месяца - восьмого класса, к концу учебного года перейдя в 9-й класс. Его отличала повышенная работоспособность, он занимался в выходные дни и каникулы. Многократный призер олимпиад России и международных. Его рабочий день начинался с семи утра и длился до вечера.

Воспитанница: Как шел к цели А.В. Суворов?

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником - мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен». Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.

Воспитанница: Рабочий день Петра Великого. «Я царь, а у меня мозоли на руках», - любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова – в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. «Делу время – потехи час», - частенько напоминал Петр окружающим.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

«Девиз жизни».

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

Н.Н. Миклухо-Маклай

В работе над собой необходимо четко представлять себе, что вы хотите достичь, что воспитать в себе.

Чтобы получить образование, профессию, надо успеть прочитать (по прогнозам специалистов) 1200-1500 книг, т.е. примерно по 15-20 страниц каждый день. По максимальным подсчетам, у нас имеется 200000часов для работы. Попробуем представить, что мы эти часы тратим. Предвидя ваши сомнения, что времени на все полезное не хватит, ученые подсчитали это свободное от учебы в каждом дне время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учебу и общественную работу в школе – 7,5 часа, на приготовление уроков – 3,5 часа. Остальные 3 часа в сутки (а в воскресенье больше) будет времени свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет30-32 часа свободного времени, в месяц 120-130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).

Перед вами лежит лист с утверждениями, объясняющими понятие «Самовоспитание». Утверждение необходимо объяснить, и разделить на две группы:

Самовоспитанием заниматься важно …

  • Не растеряться в этой жизни, найти свое место и самореализоваться.
  • Открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком.
  • Преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели.
  • Достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.

Человек может и не занимается самовоспитанием, если …

  • Живет одним днем и не видит перед собой определенных целей.
  • Не задумывается о себе как о личности.
  • Живет как потребитель.
  • Пытается переложить ответственность на других людей.
  • Он – слабый безвольный человек, не желающий преодолевать трудности.

Учащимся нужно выбрать то утверждение, которое кажется им наиболее значимым. Выбранное утверждение необходимо объяснить.

Воспитание характера

Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Характер человека проявляется в его поведении, действиях и поступках. Как, к примеру, вы делаете уроки? Один делает быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают только о своём, третьи переживают об общих для всех групповых делах, их заботит, как сделать жизнь группы интересной. Все эти особенности и есть черты характера.
Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.

  • Умейте критически оценивать своё поведение, достоинства и недостатки собственного характера.
  • Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать справедливее и добрее (убеждение - это выбор линии поведения).
  • Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
  • Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
  • ержитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
  • Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Воспитание воли

Всякая деятельность - трудовая, общественная, познавательная - связана с преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил. Воля - психологическая основа защиты и ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Можно сказать, что воля - это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.

Надо 1: Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств недостаёт в твоём характере.
Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.
Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.
Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца.
Надо 5: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхам, маленьким сюрпризом самому себе.

Учитесь дружить

Друзья - это люди, которых связывают друг с другом взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования.
Дружба - приносящие удовлетворение и радость, продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга.
Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей - потребность в защищённости, в общении, в близких отношениях с другим человеком. Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, даёт радость жизни.
Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, пуд соли с ним съесть. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение.

Хочешь иметь хорошего друга - будь им сам.

Воспитать в себе Человека с большой буквы нелегко: воспитать себя надо не на словах, а на деле и чтобы были видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряжённо трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным.
Но не ждите успехов сразу, не обольщайте себя разовыми достижениями, не хвастайте хорошими поступками. Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.
Трудно будет? Да, трудно, но, как вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.

Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше;
Не в этом ли величье наше,
Чтоб велеть самим себе?

Лопе де Вега

Рефлексивный блок. Воспитанники делятся впечатлением об уроке.