Сценарий вечера встречи с узниками концлагерей. Патриотический классный час "За колючей проволокой" (Посвящается памяти узников фашистских концлагерей). С приветственным словом к вам обращается

Литературно-музыкальная композиция

«Узникам фашистских концлагерей посвящается!»

(танец со свечами песня "Священная война")

Ведущий: 22 июня 1941 года памятно нам как один из самых трагических дней в истории нашей страны. В этот день фашистская Германия напала на нашу Родину. Над страной нависла смертельная опасность. За 1418 дней войны пострадало огромное количество людей.

Память, память,

Ты порой тревожно

Бьешь по нервам, бешено скользя,

Позабыть такое невозможно,

Потому, что забывать нельзя!

Ведущий: Любая война – это кровь и слёзы, горе и страдания, смерть и исковерканные судьбы. А ещё – это ужасы ада, которые пришлось испытать на себе людям, попавшим в плен.

Ведущий: Плен – неизбежное следствие любой войны, трагедия многих миллионов людей, подвергаемых физическим и нравственным унижениям и насилиям. Сегодня мы приоткроем одну из страшных страниц Второй Мировой войны и поговорим об узниках фашистских концентрационных лагерей.

Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!

Слайд 6

Ведущий: Для содержания военнопленных руководство Германии построило целую сеть таких лагерей. Они создавались как на территории самой Германии, так и на захваченных фашистами землях других государств.

Лагеря смерти создавались с прямой целью уничтожения людей. В немецких канцеляриях в строжайшем секрете вырабатывался чудовищный план истребления и свыше 30 млн. славян. И уже в первые месяцы войны фашисты приступили к физическому уничтожению славянских народов.

Слайд 7

Ведущий: В специальных лагерях смерти ликвидация узников шла непрерывным и ускоренным темпом. Такие лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в них обреченные на смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был построен отлаженный конвейер, уничтожавший до нескольких тысяч человек в сутки. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей

Вот здесь был лагерь смерти возведён:

Колючий нескончаемый забор.

В бараках серых - мучеников стон.

Сквозь ночь – в глаза – прожектор бьёт в упор…

Ведущий: Освенцим –лагерь на территории Польши, предназначенный специально для массового уничтожения людей. Этот лагерь имел и немецкое название – Аушвиц. Новые заключённые ежедневно прибывали на поездах в Аушвиц со всей оккупированной Европы. Прибывших делили на четыре группы.

Первая группа, составлявшая примерно ¾ всех привезённых, отправлялась в газовые камеры. В эту группу входили все, признанные непригодными к работе, прежде всего, дети, старики, женщины.

Вторая группа заключённых отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний. С 1940 года по 1945 годы в комплексе Аушвица были приписаны к фабрикам около 405 тысяч заключённых. Из них более 340 тысяч скончались от болезней и избиений.

Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты.

Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбирались для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов.

Ведущий: Труд узников использовался на различных предприятиях. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Среднее число трупов, сожжённых за 24 часа составляло - 3 000 человек. В нём же проводились различные опыты для изыскания средств биологического уничтожения людей. Для осуществления этой цели создавались специальные больницы, хирургические блоки, лаборатории. В Освенциме было истреблено свыше 4 млн. человек 27 национальностей.

Ведущий: Основу питания заключенных составляли гнилые овощи. Узники страдали от диареи и нехватки калорий. В среднем, люди протягивали на таком питании около трех месяцев. Нижнего белья и носков узники не носили. Заключенным разрешалось пользоваться туалетом два раза в сутки. На использование туалета предоставлялось не более тридцати секунд и не более тридцати секунд на гигиенические процедуры. Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. узников, которых не успели увезти. В память о жертвах лагеря в 1947 году Польша создала музей на территории Освенцима.

"Сомнение"

Сердце бьется какой-то тревогой,

Будто хочет о чем-то сказать,

Чтоб развеять те мысли, что могут

Завтра утром меня расстрелять.

Жить ведь хочется! Молодость, где ты?

Возвратишься ль к невольнику, жизнь?

Не могу отыскать я ответа,

Давит голову жуткая мысль.

И ее побороть я не в силах.

Нет, надежда моя умерла,

И мечта о свободе любимой

Сладким сном в голове пронеслась...

Ведущий: Бухенвальд Немецко- фашистский лагерь. Создан в 1937 году в находился в самой Германии окрестностях города Веймара. В переводе с немецкого языка слово Бухенвальд означает «буковый лес». Но это было одно из самых страшных мест . Со всех сторон лагерь был окружён каменной стеной в 3 метра высотой и 1 метр шириной и опутан колючей проволокой, по которой проходил ток в 550 вольт. По углам стен стояли вышки с пулемётным расчётом. В лагере находилось 67 бараков, рассчитанных на 160 – 171 чел., но в них размещались тысячи. Существуют многочисленные документы, доказывающие нечеловеческую жестокость фашистов над узниками в концентрационном лагере. По уничтожению людей в Бухенвальде была создана целая система. Большую колонну пленных могли пропустить через бункер в виде туннеля, откуда ни один из них уже не возвращался: все были расстреляны. В хитром домике, напоминающем медицинский пункт, людей встречал врач. Военнопленные раздевались, шли под ростомер. Когда планка его опускалась до головы, раздавался выстрел. Есть много свидетельств о том, что немецкие врачи совершали над военнопленными запрещённые опыты, испытывали новые препараты, не усыпляя, делали различные операции, выкачивали кровь для нужд фронта. Страшно издевался над пленными комендант лагеря, «садист в чёрных перчатках» Герхард Мартин Зоммер. Комендант лично убил 170 чел. Он забивал людей до смерти, впрыскивал им яд, привязывал к горячим печам, отправлял умирать от голода и жажды. Жестокостью отличалась и его супруга Ильза Кох. Главным занятием её было коллекционирование. А в свою коллекцию она собирала ничто иное, как лоскуты человеческой кожи с затейливыми татуировками. Чтобы угодить комендантше, врачи - эсесовцы при осмотре особо обращали своё внимание на кожу пленных. Сотни лоскутов татуированной кожи собрала Ильза, сотни людей из-за этой её страсти были расстреляны и сожжены. Из отдельных кусков для фрау Кох делали абажуры и сумочки. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками Бухенвальда. Около 10 тысяч заключенных было казнено, в том числе почти 8,5 тысяч советских военнопленных. Всего в Бухенвальде замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей. 11 апреля 1945 года в условиях разгрома немецко-фашистских войск во Второй мировой войне узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей .

(ролик песня Бухенвальский набат)

Ведущий: Майданек - концлагерь вблизи польского города Люблин. Его называли «фабрикой смерти». Сюда из всех стран оккупированной Европы привозили обречённых на смерть людей. Лагерь раскинулся на территории 25 кв. км. Здесь всё было приспособлено для массового убийства граждан: газовые камеры, крематории, рвы для расстрелов, виселицы. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил чёрный дым. Пять печей (их называли «печами дьявола») сжигали в день 1400 трупов. В этом лагере было истреблено около 1, 5 млн. человек. «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать. Нельзя было есть. Нельзя было жить". Немцы желали, чтоб поляк повседневно дышал запахом смерти, - ужас усмиряет строптивые души. Весь Люблин знал о фабрике смерти. Весь город знал, что в Крембецком лесу расстреливают русских военнопленных и заключённых поляков из Люблинского замка. Все видели транспорты обречённых, прибывающих из всех стран Европы сюда, в лагерь. Все знали, какая судьба ждёт их: газовая камера или печь.

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

Кто попал в лапы дьявола, к немцам, -

Побывал, прямо скажем в аду...

Ведущий: Маутхаузен Создан в июле 1938 года в 4 километрах от города Маутхаузен (Австрия) в качестве филиала лагеря Дахау. С марта 1939 года – самостоятельный лагерь. В 1938 – 1945 годах в Маутхаузене находилось около 335 тысяч человек из многих стран; только по сохранившимся записям, в лагере было зверски уничтожено свыше 122 тысяч человек. В Маутхаузене действовала подпольная организация сопротивления, поднявшая 5 мая 1945 года восстание. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.

«…17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей обреченных в Маутхаузен привезли Дмитрия Михайловича Карбышева. Его отобрали в особую группу и подвергли садистской изощренной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой. Узникам велели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади. Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали в баню под горячий душ. Оттуда – обратно на площадь, под нацеленные брандспойты – леденящий душ «шарко» на морозе. И опять уцелевших в баню. А оттуда опять – на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как … по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра- от красного до фиолетового, - метались голые люди…Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь подняться, спастись от острых, как жало, струй ледяной воды, бивших из брандспойтов… Гоготали, ржали эсэсовцы, напором воды сбивая с ног тех, кто ещё пытался встать. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся в каменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное мукой тело… Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! В последней несломленной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле: - Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!. Этот старик, медленно и неумолимо превращавшийся в ледяной памятник был Дмитрий Карбышев! Советский генерал.»

Если придётся расстаться мне с жизнью

В стране нелюбимой, проклятой, чужой

В концлагере диком с порядком звериным,

Если в неволе умру молодой,

И труп мой жестокие немцы подхватят,

чтоб сжечь и развеять мой прах,

И вы, дорогие родные ребята,

К моим не коснётесь устам.

Тогда подымайтесь и гордо и смело,

Ни жизни, ни сил не щадя,

И песню запойте про правое дело,

В бой грозный последний идя.

Ведущий: Из-за отдельного содержания детей и издевательствами над ними получил печальную известность и лагерь Са́ласпилс. Он не был лагерем уничтожения, как Майданек или Освенцим, но в него люди посылались только с одной целью - чтобы они умирали там мучительной смертью. Са́ласпилс располагался на территории Латвии и существовал с октября 1941 года до конца лета 1944 года. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. «В 17 км от Риги находился концентрационный лагерь Саласпилс. В нём уничтожили 100 тыс. человек, в том числе 7 тыс. детей. Их свозили сюда в основном зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную экспедицию в партизанских районах Белоруссии. У всех у них – и у годовалых и у десятилетних - регулярно брали кровь. Пять ящиков с ампулами детской крови поставлял ежедневно армии лагерь. К весне дети – те, что не погибли, - были так изнурены, что никакой реальной ценности больше не представляли.

По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 тыс. человек, около 3 тысяч детей в возрасте до 5 лет. Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность жизни несчастных детей в Саласпилсе и истинные причины их массовой гибели.

"...Когда дети загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для них начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев. Дети, начиная с грудного возраста, содержались фашистами отдельно и строго изолировано от взрослых. В бараке они находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривали 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели малышей. Беспрерывную детскую смертность вызывали и эксперименты, которые проводили эсесовские врачи. Для них дети были подопытным материалом. Убийцы в белых халатах делали им инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, заставляли принимать вовнутрь разные средства, брали кровь. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу."

Стихотворение Муса Джалиль «Варвары».

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И Тучи спустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдали мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце, скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел, гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал; мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно,

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни и одна любовь

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих

Земля моя, скажи мне, что с тобой!

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ли ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Ведущий: От рук палачей 25 августа 1944 года в концлагере Плетцензее погиб и известный татарский поэт Муса Джалиль. Вырываясь из окружения, он, раненый и контуженный, попал в плен, где начались его скитания по разным лагерям. Наконец Джалиля и других военнопленных татарской и башкирской национальности привезли в крепость Демблик. Здесь гитлеровцы хотели сформировать из них «национальные легионы» и направить воевать на восточный фронт против своей же Родины. Муса Джалиль возглавил там одну из подпольных групп и делал всё возможное, чтобы планы фашистов не осуществились. В августе 1943 года поэт – подпольщик был арестован, а год спустя казнён. Но остались его стихи, в которых звучит вера в победу над фашизмом.

Перед судом.

Нас вывели – и казнь настанет скоро.

На пустыре нас выстроил конвой…

И чтоб не быть свидетелем позора,

Внезапно солнце скрылось за горой.

Не от росы влажна трава густая,

То, верно, слёзы скорбные земли.

Расправы лютой видеть не желая,

Леса в туман клубящийся ушли.

Как холодно! Но ощутили ноги

Дыхание земли, что снизу шло;

Земля, как мать, за жизнь мою в тревоге

Дарила мне знакомое тепло.

Земля, не бойся: сердцем я спокоен,

Твоё тепло я чувствую, храню.

Родное имя повторив, как воин,

Я здесь умру за родину свою.

Пусть палачи с кровавыми глазами

Сейчас свои заносят топоры,

Мы знаем: правда всё равно за нами,

Враги лютуют только до поры.

Придёт, придёт день торжества свободы,

Меч правосудья покарает их.

Суровым будет приговор народа,

В него войдёт и мой последний стих

Ведущий: Огромное количество людей пострадало во время Второй мировой войны. Среди жертв были люди самых разных национальностей – это и

русские, и поляки, французы и цыгане, евреи и украинцы и многие другие народы. Но только евреев и цыган убивали за национальную принадлежность. Так в результате целенаправленного и планомерного уничтожения были лишены жизни в Европе свыше 6 млн. евреев. До сих пор численность этого народа не может вернуться к отметке 1939-1940 г.

Ведущий: В фашистах самым поразительным образом уживались зверство и педантическая аккуратность. У них ничего не пропадало. Из человеческого жира варили мыло, остатки костей перемалывали, превращая в удобрения, пепел разбрасывали в поля, человеческие волосы шли в промышленность. Ведущий: События и факты истории лагерей смерти являются лишь фоном для понимания того - где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны, уносящая великий дар, данный живым - жизнь.

Ведущий: Война, уносящая жизни не от болезни, а по приказу другого человека. Война, которая позволила создать печи не для обогрева от холода, а для уничтожения человека, большого или маленького, старого или молодого, здорового или немощного.

Ведущий: Освобождение узникам принесли советские солдаты. И на месте многих концлагерей созданы мемориалы памяти, чтобы никто в мире не смел забывать ужасов второй мировой войны.

Падут под ударом врагов легионы,

Моя возродится страна.

Ребята! Тогда подведите итоги

Страданий и наших побед,

К безвестным героям не будьте так строги,-

Ведь многим пришлось умереть.

Вы память святую о них сохраните,

Запомните их имена

И в песне погибших борцов вспомяните,

Когда запоёт вся страна.

(танец песня "Журавли")

Метроном минута молчания.

Новокуйбышевск Самарской области»

структурное подразделение «Детско-юношеский центр»

Сценарий спектакля

«Малолетние узники концлагерей»

Самарская область

г. Новокуйбышевск

Действующие лица:

Малолетние узники

Люда, Женя, Денис,

Галя, Люба, Аня,

Ваня, Саша, Миша,

Нина и Катюша.

Женщина с младенцем.

(Появляется Война в черном плаще, с зажженной свечой.)

Только в Германии было более двух тысяч концлагерей, в которых содержалось 18 миллионов человек. Из них 11 миллионов были уничтожены.

Среди узников были и дети. Насильно разлученные с родителями, они тысячами гибли от голода и болезней, от медицинских экспериментов и принудительного донорства.

(Война проходит перед зрителями и останавливается у входной двери. Появляются малолетние узники концлагерей Люда, Женя, Денис, Галя, Люба, Аня, Миша, Нина и Катюша. Ваня и Саша несут два столба, соединенных колючей проволокой. Война ведет узников на сцену, где стоят нары.)

Вот они, лишь некоторые картины страшного прошлого расстрелянные на глазах у ребенка родители, братья, сестры; длинный путь в концлагеря в сорокоградусный мороз без обуви, без теплой одежды; толпы людей, топтавшие упавших без сил; виселицы; здоровенные озлобленные овчарки, раздирающие человека на части; плетки со свинцом наконечником, рассекающие кожу до кости, раны и гнойники на телах детей – доноров, бесконечные болезни, холод и голод, колючая проволока, по которой пропущен ток, тяжелые камни, из которых строили дороги; истощенные дети, с жадностью поедавшие траву; стриженые головы за побеги; садистки – надзирательницы, кормившие детей отравленными конфетами; заживо сожженные в крематориях; трупы, трупы… смерть…


(Война, а за ней малолетние узники обходят нары. Война остается на сцене, а дети спускаются и уходят за дверь.)

Фашизм не щадил ни стариков, ни новорожденных, никого…

(На сцену выходит женщина с младенцем. Война спускается со сцены, ставит свечу на фортепьяно, остается сбоку сцены перед занавесом. Ваня и Саша несут столбы с проволокой к сцене, перегораживают ее и садятся, держа столбы.)

Война – это не только человеческие жертвы, это изуродованное, искалеченное детство, отчаяние и горе матерей, бесконечные слезы и боль.

(Война взмахивает полой своего черного плаща и женщина с младенцем, опустив голову, уходит.)

Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети, как в Великой Отечественной.

(Далее происходят действия трех эпизодов, каждый из которых начинается выходом детей на фоне музыки и заканчивается тем, что война взмахивает полой своего черного плаща перед детьми и дети, опустив головы, уходят.)

I эпизод .

Люда, Женя, Денис, Галя.

(Люда и Женя ведут под руки Дениса с забинтованной левой ногой. Положили его на нары. Входит, согнувшись, Галя, у нее болит живот, она стонет.)

Женя. Здесь везде грязь.

(Галя легла на нары. Женя и Люда разбинтовывают ногу Дениса, бинты в крови. У Люды забинтована голова, она снимает свой бинт и забинтовывает им ногу Дениса. Галя громко застонала. Люда и Женя перебираются к ней.)

Галя. Ой, мамочки, как больно… Люда, Женя, я кушать хочу… Живот колет, колет…

Женя. Я пойду, проберусь потихоньку, может быть две-три картофелины найду.

Люда. А если заметят?

Женя. Не заметят. (Встает.)

Люда. Женя, подожди… (Обнимаются.) Будь осторожен. (Женя перелезает через колючую проволоку, уходит за занавес, cтонет Денис. Галя заплакала.)

Галя. Я хочу к мамочке.

Люда. Тихо, тихо, не плачь, успокойся.

Галя. Я закрываю глаза и передо мной стоит мама, в одной руке у нее кувшин с молоком, а в другой – горячие пирожки с картошкой… А помнишь, когда мы жили у бабушки, каждый день ели арбузы и дыни. Придем с речки и едим, едим… А еще, помнишь, у Дениса было день рождения, бабушка испекла такой большой – большой пирог с яблоками, что он занял половину стола, даже некуда было самовар поставить. И Женя тогда так объелся, что у него живот сделался как барабан, и мы над ним смеялись. Помнишь?..

II эпизод.

Люба и Аня.

(Люба лежит на нарах. На сцену выталкивают Аню. Аня лежит на полу, руками обхватив голову. Люба встает, подходит к Ане.)

Люба. Тебя били? Меня тоже били. (Смотрит рану на голове Ани.) Кровь идет. (Поднимает Аню за плечи, сажает на нары, садится рядом. Аня заплакала.) Не плачь, не плачь… Как тебя зовут? (Аня машет руками у своего лица – пытается объяснить, что не может говорить.) Ты не можешь говорить?.. (Аня утвердительно кивает головой, плачет.) А! Смотри! (Пишет буквы на земляном полу.) Меня зовут… (Аня дотрагивается до плеча Любы, Люба поворачивается к ней. Аня отрицательно качает головой.) Ты не умеешь писать… (Аня плачет.) А! Придумала. Знаешь такую игру? Это буква А, буква Б, это буква В.(Показывает азбуку немого языка из детской игры.) Знаешь? (Аня утвердительно кивает головой.) Как тебя зовут? (Аня показывает букву А.) А. (Аня показывает букву Н.) Н. (Аня показывает букву Я.) Я. Тебя зовут Аня! (Аня утвердительно кивает головой.) А сколько тебе лет?.. Покажи на пальцах. (Аня показывает шесть пальцев.) А мне уже девять… Меня разлучили с мамой, маму отправили в другой лагерь, но после войны мама меня найдет и заберет отсюда. А где твоя мама? (Аня заплакала.) Вас тоже разлучили? (Аня отрицательно качает головой.)Не разлучили? А где она? (Аня показывает буквы У, Б, И, Л, плачет громко и говорит: «Ма..!) Убили?.. (Люба пытается успокоить Аню, у Ани истерика, Люба резко тряхнула ее за плечи, Аня немного успокоилась.) Не плачь…


…А знаешь, какой сон мне приснился сегодня? Как - будто я, мама и папа идем по Красной площади, играет музыка, у меня в руке десять воздушных шариков . Мы подходим к продавщице мороженого, папа покупает эскимо… А потом мы вдруг все вместе взлетаем, все выше и выше, выше и выше…

III эпизод.

Миша, Нина и Катюша.

(Миша лежит на нарах, задыхается, кашляет. Катя ползает по полу, у нее забинтована ладонь. Нина растирает свои отмороженные ноги. Катя подползает к брату Мише, дергает его за руку.)

Катя, нельзя. Братик не будет играть, он болеет… Катя, нельзя. (Отстраняет ее от брата.) Катя, нельзя, ты можешь заразиться. Идем вот сюда играть. (Садиться играть с Катей.) Смотри, один, два, три, четыре, пять. (Считает, загибая, пальцы Кати, Катя пытается тоже загибать и считать пальцы, разочаровывается.) А вот еще смотри! (Показывает сложенную из пальцев и ладони собачку.) Гав! Гав! (Кате и эта игра не нравиться.) Хочешь, я тебе куколку сделаю? (Катя утвердительно кивает головой.) Нина из платка делает куклу и отдает ее Кате. Катя играет.)

Пить! Пить хочу!

Мама говорила, нельзя пить.

Пожалуйста, пить!

Только один глоточек. (Протягивает Мише стакан с водой. Миша жадно пьет всю воду.) Нельзя столько много. (Нина садиться на нары, задумалась, смотрит на Мишу, на Катю, на пустой стакан, решила идти за водой.) Катюша, слушай меня внимательно. Я сейчас уйду не надолго, никуда не выходи, к братику не подходи. Хорошо? (Катя кивает головой. Нина еще раз посмотрела на Мишу, на Катю, уходит…

Катя играет с платком, подбрасывает его вверх, опять дергает Мишу за руку. Миша привстает, кашляет, хрипит и падает с нар. Катя подбрасывает платок.

Эпилог.

Ваня и Саша отходят от сцены, унося столбы с колючей проволокой. Война берет свечу. Из двери выходят узники с коробками в руках. Война ведет узников на сцену, они обходят нары и останавливаются на авансцене , повернувшись к зрителям, ставят коробки на пол. Война передает свечу рядом стоящему узнику, тот передает свечу другому узнику и т. д.

Война проходит в это время за спинами узников и принимает свечу. Узники поднимают коробки и уходят за Войной.


https://pandia.ru/text/80/014/images/image003_20.jpg" width="554" height="317 src=">

Источники:

Для пролога использовался текст из книги «Жизнь и судьба» (роман: в 3 кн. / . - М.: Терра-Книж. клуб, 2005). В спектакле использовалась музыка Томазо Альбинони («Адажио»). Фотографии - из личного архива автора.

встреча учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«С болью в сердце вспоминая…»

встреча учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ

Музыка старшеклассники заводят в зал ветеранов узников, все рассаживаются за столики.

Вокальный номер группа «Престо» «Мир красоты»

Стихи школы раннего развития «АБВГДейка»

Чтец 1

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю

Но то, что мир наш хочет тишины

Сегодня очень ясно понимаю.

Чтец 2

Я знаю от папы, я знаю от деда –

Тот день весь народ ожидал,

Тот день самым радостным стал.

Чтец 3

То утро стало знаменитым –

По всей планете весть пошла:

Фашисты подлые разбиты!

Советской армии хвала!

Чтец 4

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки

На Вашу долю все это пришлось –

Тревоги, голод, холод и разлуки

Чтец 5

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет

И за поля цветущие ромашек.

Чтец 6

Пусть гремит салют победы

Этим светом мир согрет.

Поздравляем наших прадедов!

Дню Победы шестьдесят пять!

Чтец 7

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

(вручение подарков приглашенным ветеранам узникам). На большом экране презентация сопровождает мероприятие.

Ведущая: 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Организация объединенных наций учредила его 11 апреля, поскольку именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о приближении союзных войск, подняли вооруженное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу.

Предлагаю почтить память погибших минутой молчания

Объявляется минута молчания

Ведущая: На территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза, 12 миллионов не дожили до освобождения, среди них – около 2 миллионов детей.

Концентрационный лагерь Бухенвальд был построен близ города Веймара и начал функционировать 19 июля 1937 года. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками Бухенвальда. Вначале это были немецкие политзаключенные, позднее, в годы Второй мировой войны, представители многих других национальностей. Много заключенных погибло уже в период строительства лагеря. Около 10 тысяч заключенных было казнено в Бухенвальде, в том числе почти 8,5 тысяч советских военнопленных. Всего же в Бухенвальде замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей.

Особенно много заключенных погибло в филиале Бухенвальда – Дора, где в подземных помещениях изготовлялись самолеты-снаряды "Фау".

По замыслам гитлеровцев, ни один из узников, занятых на строительстве подземного завода, а затем на работе в его цехах, не должен был выйти живым на поверхность. Все они считались носителями государственных тайн и заносились в особые списки главного управления имперской безопасности СС. Когда предприятие заработало, на нем действовало два конвейера: с одного сходили ракеты, с другого – несколько грузовиков ежедневно вывозили на поверхность трупы узников. Их сжигали в крематории Бухенвальда.

По признанию бывших эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.

В лагере Дора погибли десятки тысяч заключенных. Каждая собранная там ракета "Фау-2" стоила не менее 20 человеческих жизней. 4 апреля 1945 года, когда войска союзников подступили к Нордхаузену, охранники покинули Дору, расстреляв перед этим около 30 тысяч узников.

Кроме Бухенвальда и Дора существовали и другие концлагеря: Освенцим, Майданек, Маутхаузен, Штутгоф, Дахау.

В 1958 году было принято решение об открытии в Бухенвальде национального мемориального комплекса. Создатели мемориального комплекса «Бухенвальд» сохранили здание крематория. В стены крематория вмонтированы таблички с именами на разных языках: это родственники погибших увековечили их память. Сохранились наблюдательные вышки и колючая проволока в несколько рядов, не тронуты ворота лагеря с надписью Jedem das Seine («Каждому свое» по-немецки).

Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - это настоящие уроки мужества для молодого поколения.

Ведущая: Сегодня у нас в гостях Чепик Михаил Прокопьевич он родился в 1926 году, по воле судьбы в 10 лет остался сиротой. Когда ему исполнилось 14, началась война. В сентябре 1942 года был угнан фашистами в Германию в концлагерь. Михаил Прокопьевич расскажите, пожалуйста, как это было…

Вокальный номер Ларюшкина Люба «Вызываю я их из бессмертия»

Ведущая: Я хочу познакомить вас с Щукиной Марией Иосифовной. Мария Иосифовна родилась 26 мая 1926 года в Беларусии. В сентябре 1941 года немцы вошли в деревню и расстреляли родителей на её глазах. В сентябре 1943 года немцы всех детей вывезли в Германию. Мария Иосифовна расскажите, пожалуйста, как это было….

Вокальный номер Махалова Настя «Сынок»

Ведущая: Сегодня у нас в гостях Ювайкин Валентина Александровна…

Уважаемые ветераны кто еще хочет рассказать о тех страшных событиях...

Ведущая: Международный трибунал в Нюрнберге в 1946 году признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества.

Вокальный номер Кательникова Настя «Зажгите свечи»

Ведущая: Дорогие наши ветераны слово предоставляется Председателю Березовского городского совета ветеранов войны и труда – Нелли Нестеровне Устюжаниной.

Вы заслужили Мир на всей Земле,

Любить, творить и жить под небесами,

Планета вся плывет на корабле

Под поднятыми Вами парусами.

Вы заслужили Мир в своей душе,

Покой в семье и уваженье свыше,

Спасибо Вам, не страшно нам уже

Ночами под отеческою крышей.

Вы заслужили Мир в строю солдат,

Что не вернулись, пав на поле битвы,

А матери их до сих пор не спят

И ждут сынов, шепча за них молитвы.

Вы заслужили Мир в сердцах людей,

Земной поклон Вам, победившим время,

Улыбки, смех и счастье всех детей-

Награда за поверженного зверя.

Вы заслужили Мир залив огонь,

«Коричневойчумою» разведенный,

И на века потомкам дали бронь

На Путь Свободы, Вами проторённый.

Вы заслужили Мир, поправши смерть,

Той смертью, что жить, осталась вечно,

И Памяти людская круговерть,

Нас делает добрей и человечней.

Вокальный номер Ларюшкина Люба «Вальс Победы»

Ведущая: Всего доброго Вам дорогие ветераны, здоровья Вам и счастья ещё на долгие, долгие годы.


Сценарий внеклассного мероприятия "Чтобы помнили", посвященный узникам концлагерей

Цели :

    рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;

    воспитывать чувства сострадания к погибшим;

    показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

Ход мероприятия

1-й ведущий . Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Видеоролик №1

2-й ведущий (слайд 1) 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

1-й ведущий. (Слайд 2) Первоначально все концентрационные лагеря создавались как трудовые, но в каждом из них было уничтожено множество людей. Огромное количество мирных жителей уничтожили так называемые «лагеря смерти». В них гитлеровцы убивали тысячи людей. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.

2-й ведущий (Слайд 3)

Эксплуатация труда заключенных на строительных участках.

Переплавка золотых зубов.

Женские волосы шли на набивку матрацев, плетение канатов для подводных лодок.

1-й ведущий. (Слайд 4) Лагеря смерти

2-й ведущий. (слайд 5)

Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных" народов

1-й ведущий. Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. (слайд6)

Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно (Слайд 7).

Бараки - незамысловатые, 3-ярусные кровати. За неидеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым

2-й ведущий (Слайд 8). Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете (Слайд 9).

Это - модель газовой камеры, или "душевой "(Слайд 10).

Она была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение (Слайд 11).

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

1-й ведущий. "Тюремный страж" М.Джалиль


Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Эс" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча (Слайд 12)

2-й ведущий Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти (Слайд 16,17).

1-й ведущий. (Слайд 18) Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях. Во время оккупации Латвии в фашистском концлагере Саласпилс у детей насильственно брали кровь. Ребёнку, ослабевшему и не способному её давать, чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный конвейер крови, - под видом каши предлагали ложку отравы…

2-й ведущий

И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, - и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым - кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча - будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

(Слайд19)
1-й ведущий. Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены. Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей.. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.

Видеоролик 2 «Бухенвальдский набат»

2-й ведущий Люди!

Смерть замученных

Нельзя простить фашизму!

Помните погибших на войне!

Берегите мир во имя жизни!

Подняв вверх кулак,

Скажите "НЕТ" войне!!!

1-й ведущий. Помните о матерях, которые никогда не дождутся своих детей с войны! Вставайте на пути подростков, рисующих фашистскую свастику и кричащих: «Хайль Гитлер!» Это не должно повториться никогда.

Сценарий встречи поколений «Далёких лет святая память»
посвящается 25-летию создания международного союза
бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

Цель мероприятия :

Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма

у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.


Задачи:

1. Воспитание чувства уважения к поколению, перенесшему трагедию войны.

2. Воспитание чувства патриотизма на примерах судеб последних свидетелей войны 1941-1945 гг.

Место проведения: МОУ «СОШ № 73» Кировского района г. Саратова, актовый зал, 18.04.2013 года, 12.00 ч.

Оформление зала:

1. Мультимедийный проектор. Экран.

2. Демонстрационный материал (слайды с материалами о судьбах БМУ и о памятниках).

3. Аудиозаписи В. Поликаниной «Память», песни военных лет.

4. Цветы, гирлянды, шары.

Гости встречи: Бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, ветераны педагогического труда, педагоги школы, учащиеся из с. Тарханы Саратовской области, школ Кировского района.

Продолжительность встречи - 1 час 20 минут

(Перед началом торжественного мероприятия в зале звучат песни военных лет)

I. Встреча гостей – «живой коридор» детей.

II. Начало встречи.

Звучит фонограмма (отрывок из поэмы В. Поликаниной «Память»)

(Демонстрируются слайды на военную тематику)

Закрываешь глаза – открывается время.

Солнце прошлым лучом заполняет пространство.

Долго ищешь слова, начинаешь беседу –

И на всех языках говорит с тобой Память.

Опускаешься вниз по холодным ступеням,

Вниз – к реке незабвенья, где воды прозрачны.

Пьёшь из этой реки, преклонивши колени –

Обнимают тебя чьи-то лилии- руки.

И звучит, и звучит слуховое пространство,

И река чешуится серебряным светом,

Отражая тебя в чьей-то прожитой жизни

На поверхности ставших водой расставаний.

И болит, и болит беспокойное сердце,

И предчувствует в будущем те же потери…

А река заполняется – тонкие нити.

Настоящее с прошлым всегда неразлучно…

В сопровождении слайдов звучат слова:

Первый ведущий: Уважаемые ветераны, учителя, ребята, гости нашего праздника. Мы собрались сегодня на юбилейную встречу, посвящённую

25-летию создания международного союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

Слово предоставляется…

(после выступления гостей исполняется песня «Я люблю тебя, жизнь») (продолжается показ слайдов, на фоне которых идет текст)

Первый ведущий: дети войны… Они были на всех её дорогах. В партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде.

Второй ведущий: Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах.

Третий ведущий: (на фоне кадров) «Женщины и мужчины! Братья и сёстры! Простите нас! Простите нас за то, что вы в юные свои годы безвинно приняли неимоверные страдания. И, хотя вы уже далеко не дети, мы глубоко убеждены – долги должны быть отданы, и каждому должно воздаться справедливой мерой по его жизни, судьбе и делам!»

Первый ведущий . Эти взволнованные слова прозвучали 20 лет назад, 22 июня 1988 года, в городе Киеве из уст известного писателя Альберта Лиханова с трибуны первой всесоюзной учредительной конференции бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

Второй ведущий: Так родилась Всесоюзная организация, о которой мечтали сотни тысяч «малолетних пленников», чьё детство было попрано войной в концлагерях и на оккупированных территориях.

Впоследствии она была переименована в международный союз. С тех пор минуло долгих 25 лет.

Третий ведущий: По праву памяти мы сегодня склоняем головы перед Великим подвигом ветеранов Великой Отечественной войны и перед мужеством и стойкостью непокорённых - бывших малолетних узников фашизма, чьё детство унесла война. Объявляется минута молчания.

Минута молчания! (метроном)

Звучит 1 куплет песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат»

Четвертый ведущий: Сегодня среди нас много почётных гостей. Мы хотим рассказать о тех, кто стоит у самых истоков общественного движения БМУ. Кто олицетворяет память, осуществляя тем самым связь поколений, кто был делегатом первой всесоюзной встречи в Киеве: Родина Адэлия Викторовна, Гундобина Елена Федотовна, Лотц Эльвира Сергеевна.

Первый ведущий: Осенний полдень. Немолодая женщина идёт, волнуясь на встречу с человеком, о котором прочитала в газете. Шла и билось тревожно её сердце, ведь их объединяет общая судьба – концлагерь «Алитус». Встретились, расцеловались в слезах, завели неторопливый разговор. И вдруг как огнём: Солдатенкова. Елена Солдатенкова! Леночка! В одно мгновение обе многое вспомнили, узнали друг друга. Оказывается, что жили не просто в одном городе, но и в одном доме на проспекте Ленина в Саратове. Солдатенкова, ныне Гундобина Елена Федотовна, сейчас среди нас. А вот о том, с кем она встретилась в далёкие 90-е годы, она нам сейчас расскажет.

Слово предоставляется Гундобиной Елене Федотовне

Второй ведущий: Ада Викторовна Родина пишет патриотические и лирические стихи. В стихах – вся её боль, боль израненной души ребёнка, которому не пришлось узнать материнской ласки: мать бросила малышку в 9-тимесячном возрасте, а судьба готовила ей новые испытания: в пятилетнем возрасте Адочка Хуторская попала в концлагерь «Алитус», где была маленьким донором. И не выжила бы она, если б не мужественная женщина из Любохны, Потачина Наталья Андреевна, которая, рискуя собственной жизнью, не вынесла еле живую Аду, брошенную в ров умирать.

Третий ведущий: Ада Викторовна Родина вот уже 25 лет возглавляет Саратовскую общественную организацию бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Кроме того, Ада Викторовна является заместителем председателя международного союза МСБМУ, заместителем председателя российского союза БМУ, членом коллегии Министерства социального развития Саратовской области.

Слово предоставляется Родиной Адэлии Викторовне.

Четвертый ведущий: песня «Березовый сок» в исполнении Чиниловой Ксении.

Первый ведущий: Почти 20 лет является председателем городского совета бывших малолетних узников фашистских концлагерей Антошкин Михаил Егорович. Михаил Егорович живёт в Саратове с 1958 года. За свою общественную работу награждён многими почётными грамотами и знаками, в том числе Почётной грамотой Священного Синода Русской Православной Церкви от Патриарха всея Руси Кирилла.

Слово предоставляется Антошкину Михаилу Егоровичу

Вручение цветов и подарка .

Второй ведущий: Для вас звучит музыкальный подарок: попурри на военную тему. (ЦДТ)

Третий ведущий: Сегодня у нас в гостях активисты Кировского района. Михеева Валентина Васильевна имела очень интересную должность – работала госповерителем центра стандартизации и метрологии. Мартынов Алексей Сергеевич . После войны судьба забросила его на Среднеуральский медеплавильный завод, где последние годы он работал заместителем генерального директора. Алексей Сергеевич по настроению пишет стихи. Бондаренко Владимир Александрович - член областного совета бывших малолетних узников фашизма.

(Дети вручают подарки и цветы)

Четвертый ведущий: с праздником вас, дорогие друзья. Для вас – вальс.

(ЦДТ)

Первый ведущий: Сегодня мы поздравляем Бойко Ефросинью Иосифовну - уроженку Николаевской области. Ефросинья Иосифовна прошла путь от технолога на пивоваренном заводе до управляющего трестом. Ермакову Александру Ивановну. Для Александры Ивановны Саратов стал второй Родиной.

Нестерова Владимира Сергеевича – ветерана вооружённых сил, подполковника в отставке. Владимир Сергеевич посвятил себя военной службе в знак благодарности и в память воинам – освободителям.

(Дети вручают подарки и цветы)

Второй ведущий: Для вас дорогие наши, звучит песня «Ты не печалься» в исполнении Дарьи Баяндиной.

Третий ведущий: Не растеряли жизнелюбия и оптимизма Анисимова Галина Михайловна, Мухрякова Анна Петровна, Урусова Вера Александровна

(Дети вручают подарки и цветы)

Четвертый ведущий: Для вас музыкальный подарок: песня «Облака» в исполнении Чиниловой Ксении и Гайратовой Зарины.

Первый ведущий: Тяжелые испытания в жизни только закалили нас: так считает Кендысь Пётр Серафимович , занимавший ответственную должность государственного контролёра Совета Министров по Саратовской области. Фёдорова Зинаида Андреевна увлекается рукоделием: вязанием, вышиванием. Кружилина Нина Степановна очень любит музыку, много лет пела в хоре ветеранов при центре «Милосердие» Кировского района.

(Дети вручают подарки и цветы)

Второй ведущий: Для вас выступает ансамбль «Ручеек» МОУ «СОШ № 93»

Третий ведущий: Много увлечений у наших гостей: вязание кружев, шитье, садоводство. С праздником вас дорогие Сапун Валентина Борисовна, Шатько Анна Александровна, Борисова Нина Петровна, Плюхина Татьяна Михайловна, Филиппов Юрий Федорович.

(Дети вручают подарки и цветы)

Четвертый ведущий: Для вас звучит песня «От Волги до Енисея» В исполнении музыкального коллектива МАОУ «Кристаллик»

Первый ведущий: Сегодня в этом зале убелённые сединами женщины и мужчины, кому посчастливилось выжить в нечеловеческих условиях.

Ветеранам Великой Отечественной войны, освободителям обязаны мы все и прежде всего те, чьё детство искалечила война. Низкий поклон освободителям.

Второй ведущий: Тищенко Анастасия исполнит песню «Не отнимайте солнце у детей»

Третий ведущий: А что же мы, мирное поколение? Как воздать должное мужеству непокорённых? Только памятью.

Песня «Память»

Четвертый ведущий: Дорогие друзья, ветераны. Мы готовы и дальше нести эстафету памяти мира и добра. Наш праздник подошел к концу. И сейчас мы приглашаем наших гостей на чаепитие.

МУЗЫКАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ПАМЯТИ НЕТ ОТБОЯ!»

ПОСВЯЩАЕТСЯ 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

Воспитание исторической грамотности, чувства патриотизма и чувства ПАМЯТИ у подрастающего поколения по отношению к историческим событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ЗАДАЧИ:

1. Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны.

2. Рассказать о судьбе бывших малолетних узников фашистских концлагерей – последних свидетелей войны 1941-1945 годов, об их мужестве, силе духа и непокорённости

3. Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:

1. Плакаты с символикой ВОВ и БМУ, постеры, детские рисунки – по периметру зала и на задней стене.

2. Оформленная сцена (флаги РФ и Саратовской губернии, плакаты, цветы, шары…)

3. Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ и школьном музее).

4. Аудиозапись с произведением Р. Шумана «Грёзы».

ГОСТИ ВСТРЕЧИ:

ветераны ВОВ;

бывшие малолетние узники фашизма (БМУ);

представители министерства социального развития Саратовской области;

учащиеся;

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ – 1ч.30 минут

(Перед началом торжественного мероприятия в зале звучат песни военных лет) (Звучит фонограмма: Шуман «Грёзы». На сцене двое ведущих)

дыма пожарищ. От скорбных лиц матерей и плача обездоленных детей.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Все меньше на Земле тех, кто завоевал Священную Победу. И рассветы кажутся

не такими яркими, и тишина не столь спокойная и долгожданная. Это закономерно и понятно – 70 лет на нашей

земле мир.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Умеем ли мы беречь его? Задумываемся ли о его бесценности и беззащитности

Скорбим ли до сих пор о невероятных потерях, о тех мужественных героях, что «смерть попрали

смертию своей»? Или нам выгодно не помнить страшную правду о прошлой трагедии?

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Нет. Нам нужна Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца.

Именно она, Память, заставляет нас оглянуться: так ли мы живем? Именно она, Память, встанет на пути новой кровавой бойни и не допустит порваться связи поколений…

Чтецы:

Для трёх,

Для двух,

Для одного

Обиженного человека

Есть память лет,

А ПАМЯТЬ ВЕКА –

Для человечества всего!

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: уважаемые гости! По праву ПАМЯТИ мы сегодня склоняем головы перед мужеством и стойкостью ветеранов Великой Отечественной войны.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Перед Генералами и рядовыми, танкистами и пехотинцами, лётчиками и артиллеристами, матросами и связистами, медсёстрами и санитарами.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы чтим мужество жителей блокадного Ленинграда. Преклоняемся перед взрослыми и подростками, ковавшими победу в тылу. Скорбим вместе с матерями и вдовами погибших.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Мы помним о замученных в фашистских концлагерях. и низко склоняем головы перед бывшими малолетними узниками фашизма, чьё детство унесла война.

ВЕДУЩИЙ – УЧИТЕЛЬ: По праву памяти разрешите торжественную встречу считать открытой.

(ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ)

ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРЕРВАННАЯ ТИШИНА»

День угасал, и ночь в права вступала.

Земля моя готовилась ко сну.

Пел соловей, кукушка куковала.

Заря зажгла полночную звезду.

Спала земля, спала моя Россия.

Детишкам снились радостные сны.

Бродила ночь в накидке тёмно-синей

Последней предвоенной тишины…

(Звучит музыка предвоенных лет. Из разных концов зала поочерёдно выходят три пары выпускников. Одна пара поднимается на сцену)

ДЕВУШКА: Серёжка! Ты посмотри: кажется, уже рассвет наступает! Красота-то какая! Вот и окончена школа! Что там впереди нас ожидает? О чём ты мечтаешь?

ЮНОША: Ты знаешь, Танюша, я всегда мечтал приносить людям пользу. Пойду в медицинский

ДЕВУШКА: а ты, Андрюша, наверное, лётчиком будешь или открывателем новых земель? Ты ведь всегда мечтал о подвиге.

ЮНОША: Да, Валюша! Подвиг – это моя мечта. Настоящий, понимаешь, чтобы жизнью рисковать.

ДЕВУШКА: Ты совершишь свой подвиг, Андрей, обязательно. Я верю.

А я детишек люблю, таких маленьких, непоседливых. У них тысяча вопросов! Пойду в педагогический. Ой, «классики»

(Девушка прыгает на одной ноге по детским «классикам», вторая продолжает разговор)

ДЕВУШКА: А я ещё не решила, кем хочу стать. Мечтаю о простом женском счастье. Любить. Верить. Ждать любимого…

(Играет мелодия 40-х годов. Пары танцуют вальс. Вдруг музыка обрывается аккордами. Все замирают)

ТАНЕЦ БЕДЫ

(Девушка с чёрной накидкой в вихре танца обходит обе пары выпускников, на лицах которых смятение, тревога, обвевает их покрывалом. Уводит юношей. Девушки, застыв на месте, машут им вслед косынками.)

(Звучит первый куплет песни «Священная война» – как вариант «Ах, война, что ты, подлая, сделала». На сцену поднимается юноша с цветами.)

(НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СЦЕНЫ РАСТЯГИВАЕТСЯ ХОЛСТ – «1941»)

ЮНОША С ЦВЕТАМИ:

Я шёл с цветами…

Было двадцать мне.

Такое утро. Не сидится дома.

По скверу, спотыкаясь, как во сне,

Навстречу однокурсник шёл знакомый.

(Навстречу торопливо идёт друг)

ОДНОКУРСНИК–Слыхал? Война!

ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Сказал тревожно друг.

ОДНОКУРСНИК –Бомбили. Нет примера вероломней…

ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Не помню, уронил цветы я вдруг

Иль бросил их в отчаянье.

Не помню.

(Часть цветов падает со сцены. Юноша решительно уходит)

(Слайды с кадрами начала войны) (Фонограмма песни Л. Ошанина и К. Листова «Дороги» – Звучит тихо)

ЧТЕЦЫ-ДЕВУШКИ:

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели

Отступали мальчики – пыльными степями.

Умирали мальчики, где – не знали сами.

Увидали мальчики – храбрые солдаты.

Волгу – в сорок первом.

Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа

(На сцену выходят пятеро юношей, одетых в гимнастёрки, и читают от имени погибших)

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, недолюбив,

Не докурив последней папиросы…

ВТОРОЙ СОЛДАТ: Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

ТРЕТИЙ СОЛДАТ Жизнь

Обещала.

Любовь

Обещала,

Родина?

ЧЕТВЁРТЫЙ Разве для смерти рождаются

Дети,

Родина?

ПЯТЫЙ СОЛДАТ: Разве хотела ты

Нашей смерти,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» –

Родина.

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли» – Звучит тихо)

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Наши очи померкли… (поворачивается спиной)

ВТОРОЙ СОЛДАТ: Пламень сердца погас…

ТРЕТИЙ СОЛДАТ: На земле на поверке

Выкликают не нас…

Четвёртый: Нам свои боевые

Не носить ордена…

ПЯТЫЙ: Вам – всё это, живые.

Нам – отрада одна:

ПЕРВЫЙ: Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Вы должны его знать.

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли» – Звучит тихо.)

ДЕВУШКА : Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки –

Внуки, братики, сыновья!

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли» – Звучит громко. Солдаты тихо уходят со сцены.)

ВЕДУЩИЙ – УЧИТЕЛЬ : Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая 61 государство, 110 млн. солдат. Сделала (0 млн. калеками. 55 млн. уничтожила – половина из них граждане бывшего Советского Союза.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: 1418 дней и ночей длилась война, за годы которой полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Гибли сыновья, дочери, братья, сёстры, мужья, жёны. Каждый четвёртый погибший – РЕБЁНОК

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война – это горе. Война – это слёзы. Война – это смерть!

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Война и юность… Война и матери…и вдовы…Но самое страшное, самое бесчеловечное – это ВОЙНА И ДЕТИ.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война вырвала из рук матерей младенцев. Война погасила радость в детских глазах. УБИЛА ДЕТСТВО.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: ДЕТИ ВОЙНЫ…Они были на всех её дорогах. В партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: А можно ли представить детей за колючей проволокой концлагерей» Разум отказывается воспринимать подобное.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети войны

ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «ДЕТИ ВОЙНЫ»

(Д.Шуман. «ГРЁЗЫ» (как вариант «Вокализ») – звучит на протяжении чтения стихотворений о детях войны)

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не увидавших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших ни единого шага…

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Да и можно ли называть жизнью то, что лишено Памяти?!

КОМПОЗИЦИЯ «ШЛА ДЕВЧОНКА ДОРОГОЙ ВОЙНЫ»

Маленькая девочка – дочь в пуховом платке читает первое четверостишие и, медленно спускаясь со сцены, уходит в глубину зала. Взрослая девушка – мать в черном одеянии после чтения третьего четверостишия спускается с другой стороны сцены и уходит в противоположную сторону

ДОЧЬ

Разлучила, изранив сердца.

По дорогам войны дочка маму искала,

А дорогам не видно конца.

Уцелев, чуть живая, в кромешном аду,

Всё изведав в пути не по-детски,

Уцелела девчонка себе на беду –

Словно мстила судьба ей в отместку

МАТЬ : Разбросала война, по земле раскидала,

Обездолив детишек-сирот,

А дорогой другой мама дочку искала,

Вслед ей ветер шептал: «Не найдет» …

ПОДНИМАЕТСЯ ХОЛСТ «КОНЦЛАГЕРЯ»

(Звучит «Вокализ». На фоне музыки слова)

ЧТЕЦЫ: Ни месяца, ни звёзд,

Черна, аморфна ночь,

Лишь ржанка в темноте

Птенцов зовёт

Да тёплый дождь идёт, идёт…

– Земля, о чём ты плачешь?

Дай ответ!

– По детям плачу я

По тем, которых нет.

Нет покоя моей планете,

Пока слышен на ней

Детский крик!

КОМПОЗИЦИЯ «Я ОБВИНЯЮ»

(По центральному проходу медленно идёт девочка в стареньком платье, поднимается на сцену)

– Откройте, я это стучу,

Стучу у каждого крыльца,

Невидима для ваших глаз:

Нельзя увидеть мертвеца.

Я в Саласпилсе умерла,

Года прошли, года пройдут.

Мне было пять и нынче пять –

Ведь дети мёртвые не растут.

Огонь мне волосы спалил,

Потом глаза заволокло,

И горстью пепла стала я,

И пепел ветром унесло…

Прошу Вас, но не для себя,

Не нужен мне ни хлеб, ни рис,

Не может даже сахар есть

Ребёнок, что сгорел, как лист,

Поставьте подпись, я прошу,

Прошу Вас люди всей Земли,

Чтоб сахар есть они могла.

(Звучит Песня «Саласпилс» (не полностью). Девочка медленно опускается на колени.

С другой стороны, на сцену поднимается вторая девочка)

– И я имею право обвинить

За то, что не могу я жить

И что цветы цветут не для меня –

Меня сковала холодом земля,

Мне руки палачей сдавили грудь…

А я б хотела в небо заглянуть,

И быть любимой,

Но тяжек груз земли родимой.

Крупинка я замученных детей.

Я – только в памяти людей.

Я обвиняю Насилие! Зло!

Жестокость любых мастей!

И взрослых виню я.

Да, взрослых!

За то, что не сберегли детей! (опускается на колени)

ЧТЕЦЫ : Дети войны – и веет холодом.

Дети войны – и пахнет голодом.

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских…седые полосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами, –

В Дахау, Лидице или в Освенциме?!

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали!

Дети войны – и боль отчаянна

О! Сколько надо им минут молчания...

ЦЕРЕМОНИЯ «РЕКВИЕМ»

(Звучит «Аве-Мария» Шуберта или «Лакримоза» Моцарта)

(Девушки со свечами из разных концов зала постепенно подходят к сцене. Две группы поднимаются на сцену и выстраиваются клином, опускаясь на колено) (Мелодия затихает)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

(«Аве-Мария» – продолжение мелодии. Девушки со свечами медленно уходят) На сцене выстраиваются чтецы

ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «П О Б Е Д А! ВЕЧНО ЖИВЫЕ!»

Не было и горше нет войны,

Той, что завершилась в сорок пятом.

Мне слышны, да и тебе слышны,

До сих пор слышны её раскаты.

И сегодня в Памяти храня

Все, что было так неповторимо,

Проверяешь ты войной меня,

Ждёшь, чтоб возвратиться невредимым…

ПАМЯТЬ СЕРДЦА мне не остудить.

Снова обращаюсь к ней. И снова.

Если Память Сердца просит Слова?..

ПОДНИМАЕТСЯ ХОЛСТ «ПОБЕДА»

ПОБЕДА!

Во имя Отчизны – ПОБЕДА!

Во имя живущих – ПОБЕДА!

И не было гордости выше,

И не было доблести выше –

Ведь, кроме желания выжить,

Есть ещё мужество ЖИТЬ…

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли –

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли...

Они прикрыли жизнь собою, –

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава!..

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в Памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

Не всем достались ордена.

Но знаю: МАЯ миг изведав,

Всему народу

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Вручила орденом страна!

(Д. Хворостовский. «На сопках Маньчжурии») – (Постепенно убавить)

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ – Отпылало мировое пожарище, но дальнее эхо горя и Подвига «ради жизни на земле» отзывается в каждом сердце и поныне, напоминая и предупреждая: «Война прошла, но не дайте ей повториться!» В канун 70- й годовщины ПОБЕДЫ Поклонимся Великим тем годам!

(И. Кобзон. «Поклонимся великим тем годам» – 1 куплет)

Пусть рыдает оркестров тяжёлая медь,

Ветераны, отцы,

Вы – бессмертны по праву.

И Победе сиять!

И салютам греметь!

И грядущим певцам

Петь Вам ВЕЧНУЮ СЛАВУ!

(Звучит песня «Майский Вальс» – Выходят три пары и танцуют вальс.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ Мы поём Вечную Славу, и мы храним Вечную Память!

ТРЕТИЙ ВЕДУЩИЙ Мы должны нести эту Память как Святой Крест во имя живущих!

ЧЕТВЁРТЫЙ ВЕДУЩИЙ – Мы должны…

Нести свой крест – с Надеждой слиться,

Могущей сбыться в день любой.

Нести свой крест – не усомниться

В дороге, выбранной тобой.

На злой меже не оступиться –

И в неба купол голубой

Нести свой крест – не поскупиться

Ни на Добро, ни на Любовь.

И Память сотни раз поранив,

Дня не предать ни одного.

Нести свой крест – всё знать заранее –

И не отречься от него!

(На последние слова на сцене выстраивается детский хор)

Ведущий благодарит всех за внимание и закрывает мероприятии

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Обелиски: Сб. стихов – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1985. – 184 с.
  2. Тобольский И.Г. Линия огня: Стихи и поэмы. – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1988. – 264 с.
  3. Голодяевская Л.М. Память сердца… И всем, кого люблю. Сб. стихов. – Самара: ООО «Культурная инициатива», 2006, 116 с.
  4. Калиниченко В.Г. Фонограмма сердца: Стихотворения. – М.: Советский писатель, 1990. – 176с.
  5. Кривоболоцкий В., Поликанина В. Поэма «Память». – Минск: ИП «Логвинов», 2009. 45 с.
  6. Разин В. А помнишь?.. Сб. стихов. – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1992. – 58 с.
  7. Родина А. В. Тише, ветры, Женщина идёт…: лирические стихотворения, поэмы. – Саратов, Регион. Приволжск. изд-во «Детская книга», 2003
  8. Родина А.В. Я Память протрубить хочу. Лит. -худож. издание. Избранное. – Саратов, 2009. – 58 с.