Труд в библии. Библия о труде: наказание или спасение Цитаты из библии о труде

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ. ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЁННЫХ.
Труд, работа – эти понятия никого не обходят стороной. Каково наше отношение к этим реалиям жизни? Очень важно, чтобы наше понимание этого вопроса (да и всех остальных житейских вопросов) совпадало с библейским учением, если только мы серьёзно решили следовать за Христом.
Первое упоминание о труде встречается уже буквально на второй странице Библии: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить. (Быт. 2:15) Без сомнения, первая работа человека была лёгкой, ведь в Едеме не было ни сорняков, ни жуков-вредителей, да и климат был идеальным. А далее идёт грехопадение. Бог изгоняет человека из рая и говорит: «...за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчицы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю...» (Быт. 3:17-19) Условия труда, как видим, ухудшились, и это произошло в наказание за грех. Провинившиеся дети часто стремятся избежать родительского наказания, равно как и многие взрослые хотят любой ценой уйти от бремени, которое налагает на них Бог. Поэтому в Библии есть много повелений, относительно того, как должен быть организован наш труд. Рассмотрим эти принципы по порядку. Сперва прочтём четвёртую Заповедь: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь. Бог твой. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты». (Втор. 5: 12-14) Эта заповедь балансирует работу и отдых, а также объясняет, каким должен быть отдых. Отдых должен быть посвящён Богу, это значит, что время отдыха не должно тратиться на бесцельные, греховные развлечения, а ведь именно так понимают отдых в современном мире. Свободное от работы время должно тратится на размышление о горнем, на чтение Библии, на посещение собрания, на дела милосердия. Некоторые люди, которых называют трудоголиками, вообще игнорируют заповедью об отдыхе, работая от зари до зари семь дней в неделю. Делают они это, чтобы уйти от реальности, чтобы не размышлять о Боге, чтобы заглушить в себе мысли о вечности. Трудоголизм – это почти то же самое, что и алкоголизм, так как пьют тоже с целью уйти то реальности. Но всё же, трудоголиков не так уж и много по сравнению с теми, кто хочет иметь материальные блага, не прилагая усилий. А самый лёгкий метод лёгкой наживы – воровство. Но против этого зла однозначно и коротко предостерегает восьмая Заповедь: Не кради. (Втор. 5:8) Но воровство – не единственный метод заработка, против которого предостерегает Библия. Библия также запрещает давать деньги в долг под проценты. Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. (Втор. 23:19) Запрещает обвешивать и обсчитывать: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе». (Втор. 25:15) Надо также отметить, что Библия не против частной собственности и не против использования наёмного труда, не против того, что на современном языке называется бизнесом. Но всем бизнесменам Слово Божье повелевает честно расчитываться с наёмными рабочими. Это именно то, чего не желают делать огромное количество предпринимателей и не только в России. Помните, как в конце 80-х нам начали рассказывать по телевизору о том, как процветают американские фермеры? Не сказали нам тогда только того, что большинство фермеров нанимают себе на работу нелегалов из Мексики и платят им в два раза меньше положенной минимальной зарплаты, а за последний период работы нередко не платят вообще, так как знают, что нелегал не может пожаловаться. Так обстоят дела в Америке, а как в России – знаете сами лучше меня. Но Бог грозно предупреждает таких бизнесменов: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа». (Иак. 5:4)
Конечно, многое из сказанного выше, - лишь теория для читателей журнала в том смысле, что на практике после выхода на свободу у подавляющего большинства читателей всё равно не будет возможности давать кому-то взаймы под проценты, не будет своего бизнеса, а значит искушение не заплатить зарплату рабочим отпадает само собой. В реальной жизни многим просто придётся найти себе обыкновенную работу, а так как у многих нет хорошей специальности, первая работа может оказаться простой, но тяжёлой: копать траншеи, месить раствор лопатой, таскать кирпичи... У многих из тех, кто находится за колючей проволокой, золотые руки и они не боятся работы, но всё же есть немалый процент тех, кто попал за колючую проволоку именно из-за стремления к лёгким деньгам. И если в тюрьме вы нашли Христа, покаялись, приняли решение жить по Божьим принципам, вам, безусловно, придётся начать честно работать. А работа скорее всего будет физически трудной. И когда в конце рабочего дня у вас будут болеть руки и спина, сатана не раз попытается искусить вас воспоминаниями о лёгких деньгах. Он вам обязательно покажет тех людей, которые благоденствуют за чужой счёт и попытается вызвать у вас зависть. Подобные искушения приходят не только к тем, кого Бог только-только призвал из глубокого рва; такие искушения приходят и к тем, кто давно следует за Господом и с детства утверждён в истине. Библия ясно говорит нам, что именно такое искушение было у псалмопевца Асафа. Откройте сейчас свою Библию и полностью прочитайте 72-ой Псалом. Я же процитирую лишь некоторые фрагменты этого Псалма: А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не подскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. (Пс. 72:2-6) Как видим, уже тогда были люди, которые не работали, но имели много материальных благ. Далее благочистивый Асаф признаётся, что ему было трудно понять, почему так происходит. Он говорит: И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих. (Пс. 72-16) Но неожиданно приходит развязка. Асаф нашёл ответ на свои терзания, и это произошло тогда, когда он вошёл в святилище Божие. (См. Пс 72-17) Находясь в святилище Божьем, Асаф понял, какой конец ожидает нечестивых: «Так! На скользких путях поставил ты их, и низвергнешь их в пропасти. (Пс.72-18) Да, именно в святилище нашёл Асаф ответ на свой вопрос, который чуть было не привёл его к отступлению. Так и мы, когда терпим искушения, должны взирать на Христа, и Он не даст нам отпасть от нашего призвания.
В тюрьме трудно, но на воле может оказаться ещё трудней, так как там многих ждёт тяжёлая работа, с одной стороны, а с другой – много искушений. Если вы устоите в этот начальный период, дальше будет легче. Научитесь противостоять искушениям, да и работу со временем можно будет подыскать полегче, если приобретёте специальность. Но первоначальный период будет трудным, и в этом периоде откроется, как вы уверовали. В Библии написано: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».(Кор 15:19) Да, есть люди, которые в трудное время приходят к Богу, надеясь, что Бог даст им облегчение в земных страданиях. Мы не гоним таких людей, но их несчастье заключается в том, что они так и не смогли понять, что самое драгоценное, что есть у Бога для нас, - это дар вечной жизни. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф. 6:33) Если вы цените жизнь вечную, за которую Христос заплатил Своей кровью, тогда вы устоите во всех искушениях и трудностях, и всё остальное приложится вам, то есть даст Бог со временем физическое и материальное облегчение. Но если вы уверовали, ища у Бога лишь физического облегчения, а Царства Божьего не ищете и не цените им, тогда рано или поздно потерпите кораблекрушение в вере. Поэтому, пока у вас ещё есть время, проверьте себя, в вере ли вы, и если нет, покайтесь и попросите Бога показать вам истинные богатства, которые открываются во Христе.

Профессиональная или, на современный манер, бизнес-сфера - в первую очередь удел мужчин, их «царство». 94% бизнесменов мира - мужчины. Этот текст о них и для них.

Два десятилетия назад русскоязычный блок стран жил в условиях, мало представимых для человека, родившегося в позднейший период. Тогдашнее государство приучило своих граждан к полной зависимости от социальных гарантий: бесплатного образования и медицины, жилья и старости. У большинства людей на этой территории не было доходной собственности и своего дела. Практически все они оканчивали учебные заведения, выполнявшие государственный заказ, работали на «казенных» производствах. Предприятия давали им квартиры, и жильцы оплачивали мизерную долю реальной стоимости коммунальных услуг. Граждане отправляли детей в государственные детсады, почти бесплатно отдыхали в государственных-таки санаториях и получали прямоугольник земли на государственных же кладбищах.

У тогдашнего правопорядка была масса преимуществ, но летом 1991 года тот блок стран перестал существовать. Его бывшие республики отправились в самостоятельное «плавание». И обнаружили, что международные экономические отношения построены на условиях жесткого соревнования с требованиями, к которым предыдущий общественный строй их граждан практически не готовил.

Сбылась мечта многих поколений: прилавки завалены. Сплошь зарубежными товарами. Местным предприятиям оказалось очень сложно противопоставить этой волне продукцию и сервис хотя бы сравнимого качества и ассортимента: всемирная конкуренция все-таки!

ДИКИЙ КАПИТАЛИЗМ?

Предприниматели с разочарованием обнаружили, что транснациональным корпорациям бывает дешевле, а то и стратегически важнее, скажем, завезти яблоки с соседнего континента, чем купить их у местных фермеров. Что местное законодательство недоработано, противоречиво и зачастую «заточено» исключительно под большой бизнес. Разрешительные документы добываются «египетским трудом», на каждом этапе которого могут дать понять, неофициального вознаграждения какого размера ожидают за исполнение своих обязанностей. Что в частном бизнесе «прогорает» девять из десяти новых фирм, да и лидерские качества не воспитывают ни семья, ни школа, ни окружение. Что стартовый капитал можно рискнуть создать разве что под кредит, который во время частых экономических спадов не только не спасает от банкротства, но и превращает бизнесмена в банковского «крепостного».

У «ботаников» (способных исполнителей, наемных специалистов) ситуация на рынке труда не лучше. В ХХI веке ежегодно производится больше знаний, чем за предыдущие 5000 лет истории. Объем данных по точным наукам удваивается каждые два года. Для бакалавров технических вузов это значит, что половина изученного ими на первом курсе устареет, когда они перейдут на третий. Самые престижные университеты более не гарантируют трудоустройства выпускников. Внедрение технологий, особенно в сельском хозяйстве, порождает сотни тысяч безработных. Они едут в мегаполисы, ища любое занятие, за которое им заплатят.

Перед молодым мужчиной возникает логичный вопрос: как реализоваться в профессиональной сфере, если всё так сложно и неопределенно? Не из Библии же, в самом деле, брать принципы успешного бизнеса?! Чем может помочь эта «книжка для религиозных бабушек»?

Дорогой читатель, обрати внимание на две группы людей, традиционно преуспевающих, среди прочего, в сфере бизнеса.

ИУДЕИ И ПРОТЕСТАНТЫ

Оба течения черпают свои жизненные принципы из Библии. Иудаизму более двух тысяч лет, протестантизму пятьсот. Оба течения столетия развивались под повсеместным общественным давлением: были религиозным, культурным, этическим (а в случае иудаизма - и национальным) меньшинством. Меньшинством преимущественно бесправным, презираемым и преследуемым. Евреи не имели своей государственности между 70-ым и 1948-ым годами нашей эры. Их много раз ставили вне закона и депортировали с конфискацией имущества (погугли изгнание иудеев из Испании ). Направления радикальной Реформации, начиная с анабаптистов, отказались от попыток стать государственной религией каких-либо стран и превратились в поборников свободы совести.

Из-за перечисленных причин (и не только их) представителям этих течений в странах, где они находились на легальном положении, был закрыт доступ к общественным сферам, охваченным государственной пропагандой: политической власти, искусству, высшему образованию. В силовые структуры и иерархию господствующей церкви они не стремились войти из-за своих убеждений. Им оставалось, в ожидании лучших времен, направить стопы в бизнес-сферу. Ведь сельское хозяйство привязывает к земле, а им нужно было постоянно быть готовыми к миграции (в большей степени это относится к иудаизму). Протестанты, особенно после методистского пробуждения (погугли Джон Уэсли ), всё большее внимание уделяли миссионерской работе, требовавшей регулярных переездов.

Последствия такого шага не заставили ждать. Скажем, период религиозной толерантности в Речи Посполитой (средневековой Польше) привел туда преследуемых в других странах иудеев, и они обогатили страну в экономическом и культурном плане. А с освобождением европейских стран от контроля государственной церкви иудеи совершили такой цивилизационный рывок, что ныне мало кто сомневается в их колоссальных достижениях, в частности, в профессиональной сфере. Им скорее завидуют. Евреи лидируют среди других наций среди нобелевских лауреатов, больше всего их было и среди Героев Советского Союза. Средний показатель IQ у ашкеназских евреев (а к ним относится до 80% современных евреев) составляет 110.

Предприимчивость и трудолюбие последователей христианской Реформации легли в основу экономического подъема основных стран «первого мира» - в первую очередь Германии, Британии и США (погугли Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма . Это самый известный социологический трактат в истории. Кто прочел его до конца, получает официальное звание умника и пирожок с полочки). В частности, из протестантского мировоззрения берут свои диковинные идеи американские авторы популярных в русскоязычном пространстве мотивационных книг для предпринимателей. Многие призывы этих миллионеров просто в голову не помещаются: «Отдавайте десятую часть доходов» (вариант: на благотворительность), «Будьте честны и любезны с подчиненными», и так далее.

Но если эти странные принципы всё-таки работают, зачем усваивать их через чье-то посредничество?

ОБРАТИМСЯ К ПЕРВОИСТОЧНИКУ

Библейское учение о работе, бизнесе, финансах крайне обширно. Во взгляде на него есть две крайности. Первое заблуждение звучит так: Творец осуждает богатство. Второе гласит: угодный Богу человек обязан быть богат. В реальности Библия не учит ни тому, ни другому. А чему? Мы предложим семь принципов. Это азы, вступление в тему. В их количестве нет ничего мистического.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ

Труд - неотъемлемая часть достойной жизни : «шесть дней работай» (Исход 20:9).

Трудолюбие - ключ к успеху в любом деле. Говорят, нет недостижимых целей, есть высокий коэффициент лени, недостаток упорства и большой запас отговорок. История полна судьбами известных людей со скромными стартовыми условиями. Михайло Ломоносов, крестьянский сын, пришел пешком из Архангельска в Петербург и стал творцом российской науки. Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн в школе «хромал» по большинству предметов. Изобретатель Томас Эдисон создал лампу накаливания через двадцать лет неудачных экспериментов.

По Библии, человек имеет право на труд. Безработица - разрушительный социальный порок. Из-за безделья и скуки в любом возрасте, а особенно молодом, тянет на «подвиги». Жизнь идет мимо, а ты попусту растрачиваешь себя. Раввины говорили: «Если человек не учит сына полезному ремеслу, он учит его воровать».

Как определить, тружусь ли я? Труд - любая систематическая деятельность, имеющая цель и направленная на достижение какой-либо пользы. Как видим, спорт и развлечения сюда не входят. Они не обязательно плохи, но к деловой сфере не относятся. Исключениями могут быть профессиональный спорт или работа в сфере развлечений (скажем, свадебным фотографом).

Библия осуждает леность. Лень - синоним неорганизованности, неумения владеть собой: «Нерадивый в работе своей - брат расточителю» (Притчи 18:10). Лентяй не может быть настоящим мужчиной. Человек проявляет себя в действии. Если он порабощен сиюминутными желаниями, как может быть лидером, специалистом, главой семьи, авторитетом для кого-то? Но сколько «валявших ваньку» парней на глазах превращались в зрелых личностей, когда в их жизни возникала сто?ящая цель.

Труд наполняет жизнь человека, делает ее насыщенной, приносящей полезные плоды. Приносит нужный опыт, воспитывает характер, формирует личность, приносит ощущение, что ты хозяин своей судьбы.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ

Бездарных нет : «действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. …каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Коринфянам 12:6, 7).

Любой человек имеет дарования, применяя которые, может изменить к лучшему жизнь свою и многих других. По-настоящему открыть свои способности можно лишь на практике. Человек проявляет себя, действуя. Библия говорит о человеческом труде как о Божьем призвании. Трудясь, человек призван исполнить Господень замысел для своей жизни.

Талантлив каждый, хотя и по-разному. Поэтому Библия не признаёт деления на «престижные» и «непрестижные» профессии. Всякая работа является ценностью в Божьих глазах, если выполнена с душой - качественно, старательно, с мыслью о ее заказчике: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Притчи 22:29). Для автора этой цитаты, царя Соломона, род деятельности (если она честна и полезна) на пути к успеху не имеет значения. Если ты по-настоящему хорош - печешь ли пирожки или летаешь в космос - сыщутся ценители твоих услуг, а с ними и «медаль найдет героя».

Во всех сферах жизни мы найдем людей, создавших прибыльное производство, как кажется недалеким сплетникам, «из воздуха». Любая окружающая нас вещь или услуга когда-то не существовала. Кто-то был первым, предложившим ее делать именно так. Каждый знаком с лапшой быстрого приготовления.

«Момофуку Андо родился в 1910 году на оккупированном Японией Тайване. Его родители умерли, а воспитывали его дедушка и бабушка, у которых была своя фирма по производству одежды. В 22 года он начал свой бизнес и уехал в японский город Осаку. «Однажды я проходил по улице Осаки мимо очереди длиной 20-30 метров, выстроившейся перед тускло освещенной палаткой, из которой валил пар… Одетые в потертую одежду люди, дрожа от холода, часами ждали своей очереди. Человек, который меня сопровождал, сказал, что они хотели получить миску лапши рамен (традиционная японская лапша)», - писал в своей автобиографии Момофуку Андо. Картина иззябших, голодных сограждан настолько поразила Андо, владельца небольшой пищевой компании, что позже он посвятил свою жизнь тому, чтобы и японцам, и жителям всей планеты больше не пришлось подвергаться унижению ради порции лапши».

Обычный человек. Родился на оккупированной территории. Рано потерял родителей. Увидел важную потребность окружающих людей и до конца дней стремился ее утолить. Дважды разорялся. Наконец «решил оставшиеся у него силы и средства бросить на разработку нового, необходимого для всех продукта, а именно лапши быстрого приготовления. Создать такой продукт было очень непросто, поскольку он хотел создавать не просто сухую лапшу, а лапшу, которую не нужно было варить, а только залить кипятком. Причем этот продукт должен быть не просто быстрым, но и вкусным. На своей кухне в сарае за домом Андо экспериментировал с разными видами лапши, пока наконец не придумал опрыскивать лапшу бульоном из лейки. После обжарки в пальмовом масле, выпаривания воды и высушивания брикет лапши был готов к употреблению. К нему он добавил два пакетика: непрозрачный со специями и бульонной основой, а прозрачный с пальмовым маслом» ().

Трудолюбие, целеустремленность всей жизни, деловая хватка, желание разобраться в тонкостях своего дела. Сегодня заводы Андо разбросаны по всему миру и ввозят продукцию в семьдесят стран. Представители компании утверждают, что более ста миллионов человек ежедневно употребляют производимую ею лапшу.

Выше мы говорили, что безработица - норма современного общества. Можно бояться этого явления, а можно посмотреть на него как на новые возможности. Почему остаются без работы? Вот лишь две из установленных причин.

а) Человечество увеличивается с угрожающей скоростью. Автору этих строк 37, и за это время население Земли приросло вдвое! В итоге «всего мало, а всех много, поэтому всем всего не хватает». А что в перенаселении хорошего? Больше людей - больше потребностей, причем схожих. Кто их удовлетворит - поможет другим и сам разбогатеет.

б) Рынок труда становится всё динамичнее: одни профессии возникают, на другие исчезает спрос. Так было всегда, но в наше время это происходит несколько раз в течение одного поколения. А что здесь положительного? Профессий всё больше, а значит, и больше шансов найти что-то по своим способностям, темпераменту и стремлениям.

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ

Важно работать головой : «Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7).

Библия понимает мудрость как умение жить гармонично. Например, как способность заточить топор, что позволит с меньшими усилиями заготовить больше дров (Екклесиаст 10:10). Такая мудрость приходит от готовности учиться от колыбели до могилы, неуемной жажды знаний и стремления их наилучшим образом применить. Здесь нет конфликта между, как ворчат студенты, «лишней теорией» и сиюминутными потребностями рынка, которые, изменившись завтра, оставят сегодняшних топ-менеджеров без работы.

Есть много путей приобретения мудрости. Наблюдение - умение учиться у само?й жизни. Это самый доступный способ обучения. Для него достаточно держать открытыми глаза и уши. Не нужно платить за образование, куда-то специально ездить. Одна из целей любого путешествия - предложить туристу новый взгляд на уже известные вещи, умение по-новому их осмыслить. Многим гениям присуща способность постоянно удивляться, освежать отношение к людям, событиям и вещам. Деловому человеку стратегически важно видеть нужды окружающих людей.

Наблюдение не работает без размышления . Этот второй метод отличает человека от других земных существ. Размышление означает сравнить новые впечатления, знания с существующими. Наш мозг работает по ассоциативному принципу. Прежде всего он определяет, знакомо ли то, что он воспринимает сейчас. Знакомо - усваивает, незнакомо - отвергает (см. Виталий Олийник. Библия и психология). Схожим образом и формируется так называемое «личное мнение». То, что мы по определенной теме узнали первым, и становится нашим убеждением. К сожалению, таким же путем человек дает и нравственную оценку чему-либо. Скажем, он в двенадцать лет слышал во дворе от Петьки, что «это делают все» - и всё, попробуй переубеди. Не важно, что? это - кражи на работе, клевета или мастурбация.

Привычка размышлять подобна поддержанию порядка в комнате. Зашли с улицы в грязной обуви - надо убрать. Подарили вам что-то - решить: если вещь нужна, выбрать ей постоянное место, нет - передарить или выбросить. Новые мысли, впечатления и знания также надо поставить на нужное «место» в сознании либо отбросить как вредоносные. Либо, напротив, заменить ими прежние убеждения. Деловой человек постоянно размышляет, как он может удовлетворить замеченные нужды.

Невозможно быть влиятельным человеком без прилежного чтения . Даже в профессиональном спорте карьера, основанная целиком на выносливости и реакции, длится менее десяти лет. Далее путь один: идти тренером (то есть работать головой) либо сменить род занятий. В большинстве других сфер интеллект является центральным залогом успеха. На это как бы намекает название современного общества - информационное.

Завсегдатаи интернета знают серию юмористических плакатов: «Начинай с небольших текстов и постепенно увеличивай нагрузку», - советует тренер Александр Пушкин. Антон Чехов в синем костюме с эмблемой чайки и секундомером в руке обещает: «Три подхода по семь страниц ежедневно, и результат будет заметен через неделю». Лев Толстой в костюме с надписью «War and Peace» говорит: «Не сдавайся, на пятисотой странице откроется второе дыхание» (). Эту шутку следует понимать совершенно буквально. Книги - тренажеры для внутреннего мира человека, подобно турнику и штанге для телесных мышц. Прочтение сто?ящей книги должно требовать умственных и душевных усилий. Прочие либо пусты, либо вы их переросли.

А что отвечать на бесчисленные доводы против учебы? Дадим слово одному из крупнейших нейрохирургов мира Бену Карсону: «Во-первых, мы не можем перегрузить мозг человека. Этот сотворенный Богом орган имеет 14 миллиардов клеток. Если его использовать на полную мощность, то живой компьютер в наших головах мог бы содержать все накопленные знания от начала до настоящего времени, и в нем все еще оставалось бы «свободное место». Во-вторых… наш мозг… вмещает и сохраняет всё. (…) Трудностью является не помещение знаний в мозг, а извлечение их оттуда. Иногда мы накапливаем информацию бессистемно или привязываем важные знания к знаниям меньшей важности, и это сбивает нас с толку. Всё знание важно. Некоторые люди не хотят об этом слышать. Чудесно то, что знания не только «перетекают» из одной области в другую, но и ведут к пониманию вещей и проникновению в их суть».

Если мозг, как и мускулы, оставить без постоянной работы, он деградирует. Деловой, желающий преуспеть человек учится всю жизнь, а незаменимый способ сделать это - много читать из разных областей знания. И, возможно, наиважнейший критерий: сто?ящая книга облагораживает читателя. Призывает к гармоничному развитию всех сторон его натуры. Максим Горький говорил, что он «всему лучшему в себе обязан книгам».

Еще один путь к мудрости - общение со специалистами . Если книги - машина времени - позволяют нам учиться и у давно умерших мудрецов, то не менее важно выслушать ныне здравствующих экспертов в своей отрасли. Мы можем оценить их образ жизни в целом, а не опираться лишь на впечатление, которое они желают создать на своих страницах. Например, Жан-Жак Руссо известен романом «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Мысли там интересные. Да только господин Руссо за свою жизнь не воспитал ни одного ребенка. Служанка гостиницы родила ему пять детей (он обвенчался с ней двадцать лет спустя после начала отношений), и все они были отданы в воспитательный дом. Как говорится, «гладко было на бумаге…» Главную проверку - педагогическим опытом автора - текст Руссо не прошел. Посему и переоценивать его положения не сто?ит. Общаясь с живым человеком, мы видим его более целостно, можем ставить ему неудобные вопросы. Успешный человек будет искать общения с лучшими умами своего времени. Эпоха интернета предоставила небывалые возможности для этого.

Но всё перечисленное не даст эффекта без применения изученного. Повторимся: Библия ценит не знания сами по себе, а мудрость - секреты гармоничной жизни. Главная лаборатория делового человека - его поступки и отношения с другими людьми.

ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ

Честность во всём -действиях: «Не кради» (Исход 20:15), словах: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16) и мыслях: «Не желай… ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Бог Библии настолько уверен в необходимости и возможности честного бизнеса, что посвятил этой теме треть Своего Десятисловного закона. Этот вопрос исключительно важен для жителей постсоветских стран с унаследованной от крушения предыдущего строя «разрухой в головах».

Каждый деловой человек подчеркивает важность честности. По отношению к себе любимому, конечно. Автор этих строк видел, какую боль наносит предпринимателю предательство партнера. С какой горечью обманутые бизнесмены сознаю?тся, что стали (а чаще неоднократно) жертвой мошенничества со стороны компаньонов. Невозможно вести дела с теми, кому нельзя доверять. Просим прощения за объемную цитату: «Ложки меда в бочке дегтя (пропорция именно такова, это единодушно говорят все, решившие заняться бизнесом) совершенно недостаточно. Мы вроде решили вернуться к рынку, даже ввести капиталистические отношения. Но капитализм для сколько-нибудь нормального функционирования требует хотя бы минимума честности, а его нет. И не только капитализм - рынок, который будет постарше капитализма на много тысячелетий, без честности невозможен. А начинался он так…

…Из-за горизонта показываются джонки, местные жители поначалу прячутся - мало ли чего. Но вроде опасаться нечего - из джонок выгружают какие-то изделия, оставляют их на прибрежном песке и чуть отплывают от берега. Через какое-то время туземцы преодолевают страх и подходят к оставленным товарам. Он им нравится, он им по душе. Они кладут рядом местные дары природы или изделия рук своих и снова скрываются в зарослях. Пришельцы снова сходят на берег. Если предложенные на обмен товары им подходят, они забирают их и уплывают, туземцы же опять выходят и становятся полными обладателями привезенных изделий. Если не подходят, пришельцы, не забирая своих товаров, опять отплывают от берега. Это сигнал: «Мало, добавьте еще». Туземцы либо добавляют, либо забирают свой товар. В первом случае процедура повторяется, во втором пришельцы тоже забирают свой товар - сделка не состоялась. Иногда это продолжается несколько раз, иногда сделка совершается сразу.

[Заменим авторскую фразу на «в ряде постсоветских стран…»] …не приведи Господи оставить товар без присмотра, вот так «на берегу» - его тут же уволокут «в джунгли», ничего не оставив взамен, и будут радоваться - «повезло!» Обычная практика: взять деньги и не дать товара или взять товар и не дать за него деньги. Это называется «кинуть», и случается каждый день практически с каждым, кто занимается бизнесом» (электронная публикация). Общеизвестны истории о самых гнусных поступках «деловых» людей: подкупе, разного рода махинациях, попытках посадить конкурента (вариант: экс-партнера) в тюрьму, чтобы скрыть или переложить на него собственные правонарушения, запугать, избить, а то и убить, и многое другое.

Что же делать? Начинать с себя. Главное правило библейской этики общеизвестно: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31). Постсоветской экономике не хватает цивилизованных основ, и в первую очередь моральных. Стало быть, надо эти основы создавать, а не ждать у моря погоды. Многим известным мыслителям приписывают фразу типа «Мы должны быть первым ответом на свои молитвы». Честные люди требуются везде, но в профессиональной сфере они нужны катастрофически.

Деловая честность приносит моральную правоту. Делает подчиненного авторитетным сотрудником, придает вес словам руководителя. Заслуженный выговор будет легче принять, когда нет возможности извинить свою халатность расхожей фразой: «А сам?! Пусть за собой следит!» Честность создает преданность подчиненных. Придает уверенности в общении с проверяющими службами. Главное проявление честности в профессиональной сфере - умение выполнять свои обязанности в деловых отношениях, что прежде всего значитплатить по счетам. Платить налоги, отдавать обещанное поставщикам, партнерам, наемным сотрудникам. Бороться с желанием побольше (а лучше всё) оставить себе, считая это деловым успехом.

ПРИНЦИП ПЯТЫЙ

Опасность быстрого обогащения : «кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Притчи 28:20).

Деньги - это инструмент обмена, заменяющий любые другие товары или услуги. В истории в качестве обменного эквивалента использовали различнейшие вещи: ракушки, камешки, позже драгоценные металлы (из-за их стабильной стоимости), затем бумажные банкноты, теперь всё большее значение приобретает безналичный расчет. Экономисты утверждают, что «В любой системе деньги должны отвечать трем основным функциям: они должны иметь ценность… быть накопляемы и делимы». Понятие денег искусственно. В природе их нет. Они результат человеческой договоренности. Как только участники финансовых операций перестают признавать обменную стоимость тех или иных предметов, эти предметы теряют свои экономические свойства. Часто смена политического строя влечет изменение денежной единицы: на постсоветской территории в течение прошлого века ходили царские рубли, керенки, думки, пятаковки… советские рубли, которых сменили национальные валюты бывших советских республик.

Из-за этой искусственности деньги отличаются от большинства других ценностей тем, что их можно накапливать. Единицам это удается в невообразимых масштабах: в 2010 году в мире насчитывалось 1200 миллиардеров, суммарное состояние которых составляет $4,5 триллиона долларов США (Википедия). Невозможно «засолить» время (а значит, и молодость, здоровье и физическую красоту), отношения (связи, общественное положение), интеллект, открытия и рекорды. Человек в течение жизни накапливает знания и опыт, однако их масштабы ограничены его способностями, которые остаются довольно постоянными. А вот стяжательство нередко удается людям без особых задатков, чем и дразнит столь многих.

Как известно, заметный успех в любом деле приходит медленно и редко бывает постоянным. Он похож на ожидание садоводом цветения экзотического кактуса, которое случается, может, и не каждый год: «железное» соблюдение условий… без абсолютных гарантий. Расчет на быстрое обогащение ненадежен. Человек неадекватно оценивает себя и обстоятельства, а потом отчаянно борется за наивную цель. «Желание быстро разбогатеть, - отмечают эксперты, - приводит к трем основным ошибкам: (1) вы ввязываетесь в предприятие, в котором ничего не смыслите; (2) вы рискуете деньгами, которые не имеете права потерять (чаще всего взятыми в долг); (3) вы принимаете необдуманные решения. Каждая из этих ошибок нарушает один из несколько библейских принципов… А вместе все это приводит к греху жадности. (…) Один из способов избежать уз, которыми нас может связать бизнес - это строить реалистичные планы в деловой и личной жизни».

Итак, причины таких ожиданий - самоуверенность и алчность. Какими путями бизнесмен обычно стремится к быстрым деньгам?

Как сказано в предыдущей цитате, это

а) поспешные решения из-за дефицита анализа, опыта, консультаций. Форсирование событий то ли из-за нетерпения, то ли из-за дилетантских, недостаточных сроков. Нежелание платить цену. Силовое, ручное управление: взятки за ускорение дел, снижение качества товара (недосушенное дерево, неотжатый творог, поставленное на ночь рядом с мешком сахара ведро воды, чтобы сахар отсырел и тот же его объем был продан дороже), выход на рынок с недоработанным продуктом (вспомним Томаса Эдисона и Момофуку Андо).

б) кредит - незаработанные деньги, о которых говорят: «берешь чужие, отдаешь свои». Заем под залог имущества семьи: автомобиля, квартиры.

в) готовность пуститься в аферы: Остап Бендер «перебрал в голове все четыреста честных способов отъема денег, и хотя среди них имелись такие перлы, как организация акционерного общества по поднятию затонувшего в крымскую войну корабля с грузом золота, или большое масленичное гулянье в пользу узников капитала, или концессия на снятие магазинных вывесок, - ни один из них не подходил к данной ситуации. И Остап придумал четыреста первый способ» (И. Ильф и Е. Петров, «Золотой теленок»). Такие горе-предприниматели надеются не на упорный труд, а (как правило, безуспешно) ожидают короткого разгона любой ценой и - пожизненного почивания на лаврах роскоши.

Алчность ничего не боится: Сергей Мавроди, организатор крупнейшей на постсоветском пространстве финансовой пирамиды, скрывается от правоохранительных органов в связи с возбужденным против него в мае 2012 года уголовным делом (). Тем не менее, в соседнем государстве открыто идет сбор средств в финансовую структуру с прежним названием, и на сайте организации значится около трехсот (!) фирм, якобы недавно начавших работу благодаря займам, полученным от МММ-дубль-два.

К сожалению, искушению быстрых-денег-без-усилий подвержены и верующие люди. Независимо от конфессии самыми распространенными грехами служителей являются супружеская измена и злоупотребление церковными финансами. В ХХ веке финансовые пирамиды затронули и церкви. На постсоветском пространстве и сейчас открыты дела по ряду подобных пирамид, где обвиняемыми проходят, увы, как рядовые верующие, так и церковные администраторы.

ПРИНЦИП ШЕСТОЙ

Десятина : «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня. (…) И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, до?лжно посвящать Господу» (Левит 27:30, 32).

По Библии, Бог является Творцом и властелином вселенной. Ему принадлежит всё, в том числе любые материальные ресурсы. Тот, кто желает свои дела вершить с Богом, приглашается признать власть Господа и над деловой, финансовой сферой. Как известно, «вера без дел мертва» (Иакова 2:20). Кто верит, что Бог дает ему 100% его прибыли, может проявить эту веру, возвращая Творцу десятину - десятую часть этой прибыли. Нет прибыли - нет десятины. Есть прибыль - верни. Чтобы опять получить десять частей.

Зачем Богу твои деньги? Чтобы тебе укрощать свою алчность. Признавать верховную власть Творца. Учиться любить Бога и ближних больше роскоши и самоугождения. Не секрет, что финансовый успех, особенно скорый, часто разрушает жизнь предпринимателя и его близких. Такой бизнесмен решает, что ему всё нипочем, пускается во всё большие риски, необдуманно тратится на внешний лоск, заводит нездоровые привычки. А супружеская измена и развод, нередко многократный - чуть ли не «визитная карточка» недавних богачей.

Куда возвращать? Верующему понятно: в церковь, которую он считает Божьей. «А я не верю попа?м!» - выпалит кто-то из читателей. Тогда выясни, что Бог делает в этом мире. Как и где Он осуществляет Свои намерения. И передавай десятину на эти дела.

ПРИНЦИП СЕДЬМОЙ

Работа - средство улучшения своей и чужой жизни : «трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Ефесянам 4:28).

Научившийся трудиться сделал большой шаг к истинной свободе - умению управлять своей жизнью. Он способен прикладывать целеустремленные усилия. Знает свои сильные и слабые стороны. Умеет общаться с людьми. Видит их нужды и предлагает решения. Писание задает такому предпринимателю новые вопросы: чью жизнь ты можешь улучшить благодаря достигнутому успеху? Кого, поднявшись на вершину, можешь подтянуть? Кому эффективно помочь? Библия говорит об этом: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35).

Совершенствоваться сто?ит во многих направлениях. В первую очередь учитывать интересы клиентов, начальства и подчиненных. Порядок на работе - главный показатель успеха верующего бизнесмена.

Но есть еще одна категория людей, о которых Библия постоянно призывает заботиться. Это социально незащищенные лица: сироты, беспризорники, мигранты, вдовы, химически зависимые, бедные… Бросить десятку нищенке - быстро и не накладно. Но Бог предлагает неравнодушным стремиться изменить жизнь обездоленных людей. А это требует совсем других затрат времени, сил, знаний и средств. Этого не сделаешь мимоходом, не прерывая разговора по смартфону. Такое занятие не для желающих потешить свое тщеславие.

«С чего начинать?» - спросит читатель. Стать на колени. В молитве попросить Бога открыть цель твоей жизни. Сесть и описать свои способности. Это и есть твой стартовый капитал. Определив его масштаб, приступай к первому принципу.

Максим Балаклицкий

В неделю.

Имуществом, ресурсами, возможностями.

Бен Карсон, Сесил Мерфи. Мысли широко. - Заокский: Источник жизни, 2012. - С. 182.

Игорь Подберезский. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. - СПб.: Библия для всех, 2004. - С. 234-235.

Ларри Беркит. Ваши финансы во времена перемен. Слово Божье о финансах. - СПб.: Библия для всех, 1999. - С. 20.

Ларри Беркетт. Бизнес по Книге. Руководство по применению библейских принципов на рабочем месте. - К.: Светлая звезда, 2008. - С. 64.

«Проходит под жезлом» - отсчитывается.

Счастливее, лучше, приятнее, полезнее, выгоднее.

Спрашивает Григорий
Отвечает Инна Белоножко, 07.10.2011


Григорий пишет:"Здравствуйте!
Где в Библии говорится о том, что каждый человек должен хорошо, на совесть, исполнять свой профессиональных долг, будь он, например, крестьянин или тюремный надзиратель, камнетес или сборщик налогов, военный человек или врач?"

Мир Вам, Григорий!

Вы согласны с утверждением, что работать не на совесть - это плохо? Что это не одобряет Господь? Устраиваясь на работу, Вы обязуетесь перед работодателем работать хорошо, и Вы получаете за свой труд денежное вознаграждение. Также, принимая на работу других людей, Вы, как работодатель, надеетесь получать от работников качественный труд, на совесть, за что Вы будуте платить им. Это естественно, это порядок работы. Кому понравится несерьезность, лень, "так себе" выполненная работа? «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ().

Вот и в Библии лень осуждается, а хороший, честный труд - возвышается. "Имейте добрую совесть", - пишет апостол Петр (1 Петра 3:16). Также "Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" ().

Много сказал Соломон о работе: "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым" (), "Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает" (), "Нерадивый в работе своей - брат расточителю" (), "хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах" ().

Христос говорит о труде сеятеля (), слуг и домоправителя (), купца и рыбаков (), управителя и работников в винограднике (), и как нужно работать. Однозначно с прибылью, честно, с добрыми плодами, с совестью, хорошо.

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Разное":

Добродетель трудолюбия сегодня мало кому понятна. За трудолюбие принимается добровольный особо интенсивный или длительный труд. Кажется, много трудится человек, значит, он трудолюбив. Но это не всегда так. Трудолюбие — это не просто умение себя заставить трудиться, а свойство души получать от труда радость. Радоваться преодолению себя, преодолению разных препятствий, радоваться достигнутому результату. Не шумной, взрывной радостью: Ура! У нас все получилось! Вспышки трудолюбия бывают даже у лентяев. А тихой и ровной радостью душевного покоя.

Мир полюбил праздность. Свободное от труда время стало мерилом счастья. А между тем и в пору блаженства, когда Адам пребывал с Богом, и грех еще был ему не ведом, он должен был трудиться. Человек не создан праздным. Господь поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2,15). Мы не можем сказать, что стоит за словами возделывать и хранить, но это — труд, хотя и не тот изнурительный, как говорит святитель Феофан Затворник, «труд — общая для всех епитимия, в Адаме на всех наложенная: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19)». Однако и наш обязательный повседневный труд содержит в себе частицу блаженства, когда совершается без ропота в послушание Божьей заповеди.

Христиане всегда личный труд почитали священным делом, и никто не был освобожден от него. И раб, и царь трудились. Праздность называли рассадником страстей и всячески ее избегали. Ибо праздность научила многому худому (Сир. 33,28). Избегали не полной праздности, а даже самой краткой. Еще в прошлом веке в семейных домах можно было увидеть самими домочадцами выполненные салфетки домашней работы, рамки под картины или фотографии, самодельные подсвечники, резные полочки. Рукоделие в свободное от работы время было принято не только как возможность создать домашний уют или возможность реализовать художественные наклонности, но и как защита от праздности. Не только у нас в России, христианская Европа так же не жаловала безделье, чиновник дома мог переплетать книги, точил табакерки, лавочник плел бисером, устраивал домашнюю оранжерею.

«Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Либо голова работает, либо руки», — писал святитель Феофан Затворник своей духовной дочери. Сам святитель в свободное время, дабы прогнать послеобеденную сонливость, занимался переплетным делом. Преподобный Серафим Саровский, когда уже оставил свой огород, не позволяя себе безделья, перекладывал из угла в угол поленницу. О монахине Евфросинии (Хрульковой), почитаемой в нашей местности, рассказывали, что в последние недели перед смертью, по просьбе ее выносили в огород, где она, лежа у грядки, пальчиками рыхлила землю, пыталась полоть. Уже находясь на смертном одре, совсем тихим голосом просила: «Подайте мне мою работу». Ей подавали «работу» — льняное полотенце, из которого матушка выдергивала нитки, осыпая край. Помню трех пожилых женщин, которые то и дело придумывали для своей старенькой мамы какую-нибудь заботу — купить заварочный чайник в цветочек, или какие-нибудь блюдца с голубой каемкой, лишь бы она не оставалась праздной. В этом состоянии старушка становилась раздражительной. Для этих людей, как и для многих других, труд — жизненная необходимость, даже если материальный результат его ничтожен или вовсе отсутствует.

Когда-то советским школьникам внушали якобы научную истину, что труд из обезьяны сделал человека. Казалось бы, дичайшая нелепость, но в основе ее лежит вовсе не горячечный бред, а вывернутый наизнанку многотысячелетний опыт: труд не позволяет человеку оскотиниться. Труд не дает нашей душе слишком сближаться с телом, препятствует душе вдаваться в телесное, истомляет тело. Причем не только труд физический, но и всякий другой.

Апостольская заповедь о труде — если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10) — обращена и к бедному и к богатому. Если бедный трудится по необходимости, то человек обеспеченный, не имеющий такой необходимости — ради заповеди, потому что иначе он будет есть свой хлеб с насилием совести, с грехом. «Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности», — говорит архиепископ Иоанн (Шаховской).

В христианских семьях трудолюбие прививали с младых ногтей. Учили всякий труд совершать перед Богом. Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Во имя Иисуса Христа не станешь трудиться с ленцой или небрежно. И еще, то, что делается во имя Христа, делается с любовью. «Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу» (Джон Рескин).

Есть люди, которым свойственно любить всякую работу. Не только ту, что они сами выбрали, но и ту, что случилась. А когда человек трудится с любовью, то даже в самой простой или грязной работе есть место творчеству. Как-то мы убирали с территории храма мусор. Грузили его на два грузовика. В один грузовик двое рабочих кидали что под руку попало, и как попало. Другие два парня загружали свой грузовик иначе. Они рассортировали мусор на плоский и объемный, на крупный и мелкий, и потом заполнили кузов так, что туда поместилось втрое больше, чем в первый. Было заметно, что ребята, трудившиеся честно, устали меньше. Они смеялись, о чем-то болтали.

Человек трудолюбивый меньше зависит от внешних обстоятельств и имеет все для того, чтобы жить честно, не насилуя свою совесть. Его не страшит вынужденная перемена деятельности, не борет уныние от нескончаемого объема работы. Истинно свободен тот, кто трудолюбив, а не тот, кто свободен от работы. Помню двух мужиков, взявшихся починить и покрасить в храме окна. Пользуясь обстоятельствами, запросили они за свой труд немало. Работали неимоверно медленно, иной раз по два часа в день. Глядя, как они маются, спрашиваю: «Вы, наверное, не очень любите свою работу?» А в ответ удивленно: «Да кто ж работу любит?» Не какую-то определенную работу невозможно любить, а всякую! Сколько труда стоило им каждый раз переломить себя, чтобы опять взяться за инструмент, с какой ненавистью смотрели они на рамы... Труд преодоления ненависти к работе отнял у них сил гораздо более, чем сама работа.

Если спросить наших молодых и не очень молодых современников, чье виденье жизни им ближе — библейского автора, утверждавшего, что человек рождается на труд, как птица на летание, или Ивана Александровича Хлестакова, уверенного, что «на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» — то, боюсь, рейтинг последнего будет выше. А ведь честный, совершаемый с любовью труд сам в себе несет удовольствие. «Кто с вожделением берется за дело, тот любимое сие дело вменяет себе в наслаждение, в самом труде находя удовольствие и самое утомление ради возлюбленного им почитая воздаянием и преимущественною наградою. Легко и удобно все делаемое с любовию, хоть бы оно было и крайне затруднительно; потому что расположение к сему делающего скрадывает трудности и уравнивает негладкости для удобного исполнения. Усердие всегда препобеждает обременительность труда, став выше всех неудобств в деле, а сопровождающим оное удовольствием ослабляя трудности, так что труд делается более приятностию, нежели трудом, и мнимое неудобство доставляет радость» — сказал преподобный Нил.

На Бога надейся и сам не плошай — какая простая жизненная истина! В любом деле призывай на помощь Господа и трудись, всегда помня о своей личной ответственности перед Ним. Только так воспитывается и поддерживается трудолюбие. Только так труд становится истинно свободным, творческим и радостным.

«Что узда для коня, то работа для нашей природы. Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Тот, кто занят работой, не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни» (Иоанн Злато­уст)

«Не достаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие» (Кассиан Римлялин)

* * *

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» (преподобный Варсонофий Великий)

* * *

«Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье» (Иоанн Злато­уст)

* * *

«Намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам» (Святитель Василий Великий)

* * *

«Ни одного еще человека не было, который бы без труда, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

«Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко приклоняется ко злу». (Свт. Иоанн Златоуст)

* * *

«Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в труде покой». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает помощь Божию». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле, а кто углубляется мыслью в святое слово, тот больше успеет». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Старайся дневную работу оканчивать в назначенный день, и ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы».
(Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Если ты вышел вместе с братьями твоими на поделие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд, за сострадание. Если же ты худосилен и немощен, то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердце братии твоей не налагать на тебя бремени». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат воспомоществует брату, то они неуловимы сетями диавольским». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшего в движение страстью, вместо того, чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе.

Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем; несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гонящих ее ветров. (Прп. Нил Синайский)

* * *

«От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной». (Свт. Игнатий Брянчанинов)

* * *

«Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное - не жалеть себя (не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

* * *

Жизнь есть труд; труд есть жизнь.Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки. (Авва Исаия)

* * *

«Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самоюбеззаботностью». (Св. Ефрем Сирин)

* * *

* * *

«Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Нищета подобна курьеру: она скоро настигает ленивого». (Прит. 6, 11)

* * *

«Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных». (Св. Григорий Богослов)

* * *

«Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как будто служишь Христу». (древние иноческие уставы)

* * *

«Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся – так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Ленивая и праздная жизнь то же, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных». (Филарет архиепископ Черниговский)

* * *

«В поте лица съедать свой хлеб – Божия эпитимия». (Св. Феофан Затворник)

* * *

«Вставая поутру, говори самому себе: «Тело работай, чтобы тебе прокормиться; душа трезвись, что бы тебе наследовать Царствие». (Св. Василий Великий)

* * *

* * *

«Иисус Христос нес на Себе телесные труды, апостол Павел – непрерывно трудился, и для каждого благочестие должно почитать не причиной к бездействию, но побуждением к большим трудам». (Св. Василий Великий)

* * *

«Апостол повелевает трудиться, а не делающему даже не есть». (древние иноческие уставы)

* * *

* * *

«Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам». (древние иноческие уставы)

* * *

«Надобно всякое дело совершать как бы оно делалось пред очами Господа и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее». (древние иноческие уставы)

* * *

«Апостол учит жить тихо, на своем месте, не любопытствовать молве и басням житейским, исправлять больше себя, работать своими руками, не желать даров и подаяний, удаляться от бесчинных». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Труд и молитва, молитва и труд, – вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем».

* * *

«По заповеди Божией уделяй один день из седмицы для всецелого служения Богу; в остальные же дни старайся хотя известные часы уделять от своих трудов и занятий и посвящать их молитвенной беседе с Богом, преимущественно и непременно утром, по восстании от сна, и вечером, перед сном». (Св. Иоанн Златоуст) .

* * *

«Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь». (Авва Исаия)

* * *

«Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки». (Авва Исаия)

* * *

«Сам Ангел Господень поучал молитву чередовать с трудом». (Св. Антоний Великий)

* * *

«Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо, кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть». (Св. Василий Великий)

* * *

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе». (Св. Василий Великий)

* * *

«Не должно в праздности есть хлеб, потому что способен работать». (древние иноческие уставы)

«Помоги вам Господи сильно укрепиться духом Его, - а заботу о том иметь надобно, и болеть если нет внутри собранности, а в болезни к Господу припадать. Самодельно сие не добывается; но и без труда не дается. Оттуда и отсюда надо, - а надо. Сначала Бог сотворил свет, а после собрал его в светила. Так и с нами. Есть добро, но разсеяно или разлито. Надобно свесть все в одно. И, - кажется, - душа просится на это,.. да не догадается. А главное - саможаление есть. Господи помилуй нас! Без труда и самопринуждения ни в чем не успеем. Хоть чуточку, да надобно понудить себя, хоть на волосок. Когда есть усердие и ревность, то все пойдет хорошо. Но истинная ревность безжалостна к себе. Есть ли, сверх того, и хорош ли фундамент? - Фундамент вот: глубокое чувство грешности и безответности пред Богом. Вся надежда тогда Спаситель; - а отсюда непрестанное: Господи помилуй!» (Св. Феофан Затворник)