Виды гипотез. Гипотеза правовой нормы Какие бывают гипотезы


Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений.

Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в невидимое. Неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге "Диалектика природы" :"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон".

О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.


Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающаяего.

Виды гипотез

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с
преступлением.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку. В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц, виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д. Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.

Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела. 

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Определить гипотезу можно через следующие черты:

1) гипотеза – это обязательная форма развития любого познавательного процесса. Она является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми фактами;

2) построение гипотезы обязательно должно сопровождаться выдвижением предположения;

3) данное предположение рождается на основе рассмотрения материала, на базе неоднократных наблюдений.

Гипотезы делятся на две большие группы: по познавательным функциям и объекту исследования. СО По познавательным функциям выделяют описательные и объяснительные гипотезы.

Описательная гипотеза – это предположение о том, что тому или иному исследуемому явлению присущи те или иные определенные свойства. Данные гипотезы выдвигаются с целью определения структуры предмета или особенностей его деятельности.

Среди описательных гипотез особое место занимают экзистенциальные гипотезы – гипотезы о существовании того или иного объекта.

Объяснительная гипотеза – это предположение о том, что послужило стимулом появления объекта исследования.

По объекту исследования выделяют общие и частные гипотезы.

Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Данные гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей в любое время, в любом месте. Например: гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию.

Частная гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимодействиях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы создаются для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторой под-множественности элементов данного множества. Гипотезы в области вирусологии являются частными, а не общими, потому что они выдвигаются для уяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.

Также выделяют такой вид гипотезы, как единичная. Она представляет собой научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений.



В ходе доказательства тех или иных гипотез выдвигается особый вид предположения – рабочая гипотеза, т. е. предположение, выдвигаемое чаще всего на начальном этапе того или иного исследования и еще не ставящее задачу выяснения причины или закономерности. Рабочая гипотеза позволяет исследователю построить определенную группировку результатов наблюдения и дать согласующееся с ними предварительное описание изучаемого явления.

Версия - одно из возможных объяснений отдельных обстоятельств преступления либо события преступления в целом.

Отличие версий от гипотез:

а) предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества, предметом версий являются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные, но имеющие отношение к расследуемому делу;

б) научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями, а версия должна быть доказана в строго установленные сроки;

в) научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна, но в судебно-следственном исследовании версия не может быть единственной;

г) при построении и проверке научной гипотезы свобода творчества ученого ограничена необходимостью использовать уже известные науке законы и средства, способы и методы познания, при построении же версий свобода следователя (суда) ограничена уголовно-процессуальным кодексом (факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов);

д) после прекращения расследования проверка версий не может производиться, решение по этому вопросу следователя (суда) считается окончательным - в науке же нет окончательных истин;



е) проверка версий затруднена множеством субъективных причин, в частности, стремлением преступника скрыть следы преступлений, проверка научных гипотез связана лишь с техническими трудностями;

ж) за окончательное решение об истинности версий на плечи следователя - судьи возлагается гораздо большая ответственность, чем на ученого (хотя в свете глобальных проблем современности ученые также ответственны за результаты внедрения своих открытий).

По объему обстоятельств исследуемого события различают общие и частные версии.

Общие версии относятся к предмету доказывания по уголовному делу в целом и содержат предположения о наличии (отсутствии) события преступления и виновных лицах. Общие версии объясняют всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопрос: какое преступление совершено? Например, при построении следственных версий следователь должен руководствоваться следующими вопросами: а) что представляет собой данное событие? б) если это преступление, то кто виноват (кто преступник)? Первый вопрос относится к объективной стороне дела (обстановка, время события, предшествующая жизнь потерпевшего, сведения о похищенном и т. п.). Второй вопрос относится к субъективной стороне дела (присутствие того или иного лица на месте происшествия, свойства личности, профессиональные знания и способно­сти, характер преступника, мотив преступления и т. п.).

Частные версии относятся к отдельным сторонам и элементам предмета доказывания и содержат предположения об отдельных сторонах исследуемого события, объясняют особенности и происхождение отдельных обстоятельств преступления, отдельных фактов (например, о мотиве преступления, его месте, времени, орудии).

Деление версий на общие и частные - довольно условно, так как частные версии неразрывно связаны с общей. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии; общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий и является основой планирования расследования преступлений.

По характеру деятельности, связанной с установлением истины по делу, различают следственные, судебные, розыскные и экспертные версии.

Следственные версии - такие, которые выдвигаются при расследовании события, имеющего признаки преступления, в случае возбуждения уголовного дела. Субъектом построения версии может быть только должностное лицо, ведущее расследование: следователь, прокурор, дознаватель и т. п. После окончания проверки следователь формулирует «доказанное обвинение», для суда оно является «версией обвинения», которую необходимо обосновать (или опровергнуть) в процессе судебного разбирательства.

Судебные версии («версии обвинения») - предположения суда об обстоятельствах рассматриваемого события-преступления, способе его совершения, о виновном лице и т. д. Специфика судебной версии состоит в том, что суд не ограничивается «версией обвинения», а наряду с ней обязательно проверяет и прямо противоположную версию (контрверсию). Суд проверяет также, были ли исследованы до конца все вытекающие из обстоятельств дела версии, противоречащие выводам следствия (в частности, версии, основанные на показаниях всех участников производства по делу). Характер достоверного объяснения фактов, составляющих предмет доказывания, приобретает лишь та версия, которая объективно подтверждена в ходе следственной и судебной проверки и полностью исключает все другие объяснения.

Розыскные версии выдвигаются оперативными работниками в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по поводу местонахождения скрывшегося преступника, похищенных вещей, без вести пропавших людей и т. п.

Экспертные версии выдвигаются специалистами из различных областей знания (экспертами) в процессе выяснения обстоятельств расследуемого события. В качестве экспертов могут выступать судебные медики, баллисты, автотехники, психологи и др. Помимо изучения следов и иных объектов обстановки места происшествия эксперты дают заключение по результатам анализа всего комплекса ситуативных факторов: физическое и психическое состояние участников происшествия, время суток, освещение и т. д.

По обоснованности и логической взаимосвязи версии подразделяются на основные и контрверсии. Основные версии создаются на основе фактического материала, которым располагает следователь по данному делу. Контрверсии - логическое отрицание основной версии. Например, основная версия: кражу в магазине совершил разнорабочий Гусев; контрверсия: кражу совершил кто-то другой. Контрверсии гарантируют объективность расследования, предо­храняют его от односторонности и субъективности.

Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. Выводится из дедуктивных конструкций. Психологическая гипотеза -Источники гипотез

К выдвижению гипотез ученый должен обращаться, потому что нет правил, действуя в соответствии с которыми можно было бы выводить новые законы из новых эмпирических результатов.

К. Поппер : источники гипотез - проблема не Этальной психологии, а психологии творчества.

Готтсданкер: гипотеза есть догадка.

Не все догадки проверяются в качестве гипотез. В каждой науке есть "невозможные" на сегодняшний день развития науки гипотезы, которые по умолчанию не рассматриваются.

Парадокс К. Поппера (один из) - возникновение в русле старого течения новых гипотез, которые, развиваясь, эмпирически подкрепляясь, становятся основанием для смены парадигм и критериев научного знания.

Важно понимать 2 проблемы при выдвижении гипотез:

1. Ученый пользуется теми схемами мышления, которые есть на данный момент и определяются системой понятий и особенностями выделения изучаемого предмета в рамках психологических школ;

2. Есть возможность выдвижения новых гипотез, которые, казалось бы, менее всего детерминированы сложившейся системой категорий и подходов.

М.Г. Ярошевский : понятие категориальных регулятивов. Изменение научного объяснения при развитии мировой психологической мысли определяет не изменение приемов формально-логических операций ученого (которые являются необходимым условием компетентности для всех ученых всех школ), а изменение познавательных структур (предметно-логического строя мысли).

Ученый должен владеть при построении исследования:

1. Общими нормативами науки (которые безличны);

2.Системой личностного знания (М. Полани) - убеждения в том числе.

М. Пола ни: формирование гипотез должно тоже учитываться при обсуждении научного метода.

Мамардашвили : деятельность психолога - это:

1 овладение имеющимися нормативами;

2 их преодоление.

Виды гипотез

Фресс, Пиаже : 2 больших категории гипотез:

1. Индуктивные гипотезы - появляются при наблюдении за фактами. Это ответы на вопрос, который поставил исследователь. Состоит в предположении существования к-л зависимости между фактами. Гипотеза возникает только когда устанавливается связь между наблюдаемыми фактами.

2 .Дедуктивные гипотезы - выводятся из уже известных отношении или теорий, которые она обобщает. Гинетеза - не результат наблюдения, а выведена исходя из уже добытых знании.

В Эте проверяются причинно-следственные (каузальные) гипотезы. Корнилова:

1. Исследовательская гипотеза ("рабочая" - Теплов) - направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе "воздействие", детерминирующее изменения ЗП. Цель Эта - проверка этой гипотезы. Рабочая гипотеза - фиксирует в себе то, что Эти может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось теоретически обоснованных схем их психологических интерпретаций. Применяется при историческом способе изложения результатов Этального исследования.

2. Теоретическая гипотеза - когда данные рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился Эт. Гипотеза здесь - утверждение законообразного причинного характера. Может не иметь места в Эте с практическими целями, но в этом случае все равно должны быть сформулированы доводы о возможности обобщения Этальных данных. Благодаря теоретической гипотезе по принципу организации условного суждения "если..., то..." эксплицируется Этальная гипотеза.

3,4. Этальная гипотеза . Обычно включает детерминистски сформулированное объяснение отношения между НП и ЗП при определенном уровне других - третьих - переменных. Противопоставлена контргипотезе. Эт должен проводиться так, чтобы были равные шансы получить как Этальную гипотезу, так и контргипотезу. Получение данных в пользу контргипотезы тоже полезно, т. к. способствует прибавлению знания. Контргипотеза и Этальная гипотеза входят в одну и ту же теоретическую интерпретацию. ЭГ всегда открыты для дальнейшей проверки - асимметрия вывода (см. вопрос 14). В обычном Эте всегда анализируется не все поле возможных научных гипотез, а одна содержательная гипотеза в двух формулировках: за (ЭГ) и против (КГ). ЭГ должна включать одно определенное объяснение - исследовать одну причинно-следственную связь. Бывает, что ЭГ и КГ включают разные теоретические объяснения (но не разные способы задания НП, ЗП и др.). Тогда решение в пользу одной гипотезы делает возможным выбор между двумя теоретическими гипотезами. "Контрольный Эт" - позволяет осуществить выбор между двумя конкурирующими теориями или установить их относительную "подкрепленность" со стороны эмпирии.

Соотношение теоретических и Этальных гипотез:

Они всегда находятся в импликативном отношении друг к другу: Р -> Q (если Р, то Q), где Р - теоретическое положение, Q - следующая из него на эмпирическом уровне закономерность. Таких Q может быть множество: Q1, Q2, Q3 и т.д. Высказывание "если Р, то Q" не является чисто логическим, поскольку Q относится к области реальности, а Р остается в мире теорий. Однако, нет ограничения, которое бы запрещало выведение Q из какой-то другой теории (Р1, Р2 и т.д.).

5."Третья" по отношению к Этальной гипотезе и контргипотезе конкурирующая гипотеза (их может быть больше, чем одна) - основана на другом теоретическом толковании.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотеч и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

6. Статистические гипотезы - гипотезы о выборочных значениях фиксируемых показателей, основаны на представлениях о распределении вероятностей в некотором «выборочном пространстве» событий. Уровень статистических гипотез - необходимый компонент проверки психологических гипотез, если хочется получить значимые результаты. В статистических гипотезах нет утверждения о каузальном характере влияния НП. "Статистическая проверка гипотезы" - выяснение того, насколько совместима эта гипотеза с имеющимся(наблюдаемым) результатом случайного выбора. Уровень значимости -вероятность ошибочно отвергнуть статистическую нуль-гипотезу. Обычно указывают минимальный уровень значимости, на котором можно отвергнуть гипотезу. Различают формулировки нуль-гипотезы НО как гипотезы об отсутствии различий между выборочными показателями переменных и направленной гипотезы Н1 - о предполагаемых различиях. Возможно получение результатов, когда уровень значимости недостаточен для суждения о том, можно или нет отвергнуть нуль-гипотезу. Это требует искать «третье» объяснение (т.е. рассматривать влияние НП за рамками объяснительного контекста соотношения Этальной и контргипотез).

Статистические решения основаны на вероятностных суждениях. С этимсвязан одинизпарадоксов развития Этального метода: истинность детерминистски сформулированных утверждений о каузальных зависимостях оценивается вероятностно -Парадокс К. Поппера (один из). Вероятностно оценивается не само отношение между переменными и не истинность психологического объяснения, а достоверность того, что ожидаемая зависимость эмпирически установлена.

Т. н. точные гипотезы - когда в Эте организуются "очищенные" условия для проверки этих гипотезы.

Особенности гипотез, проверяемых в факторном Эте - см. вопрос 39.

3. Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

Необходимо разводить два представления об эмпирической подкрепленности или «доказанности» гипотез.

1. установление выдвигаемого причинного объяснения или его отвержения на основе эмпирических данных.

2. сопоставление разных y объяснений с точки зрения наложения их на одну и ту же эмпирическую реальность.

Эмпирическая загруженность теоретической или научной гипотезы не следует понимать как возможность описания эмпирич данных, кот сами по себе, т.е. без принятия решения об их «данности», не являются эмпирич фактом. Для экспериментального метода характерно осознать, что факты устанавливаются, а не просто фиксируются исследователем.

Возможности отвержения верной гипотезы и принятия неверной на основе эмпирич данных есть те общие промахи, кот могут допустить человек при оценки той или иной эмпирич реальности как «факта».

Проверка теории с помощью эмпирич опробования истинности выводимых из нее следствий есть норматив, сложившийся в истории применения экспериментального метода в естествознании.

Схема Хольцкампа.

Высказывания, имеющие эмпирич содержание, выводятся, как следствия той или иной теории. Теоретическая гипотеза как бы надстраивается над плоскостью эмпирических, или «базисных», высказываний, а переход между этими двумя этапами регулируется на основе принципа фальсификации гипотез (отвержения).

Теории разной степени общности.

Одним из значимых для экспериментальной y нормативов научного мышления является возможность классификации систем научных знаний, теорий или научных гипотез с точки зрения выделения уровней, свидетельствующих о близости или дальности пути к эмпирич их проверке.

Три типа теорий:

Верхний

Средний

1. нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в кот понятия максимально нагружены эмпирически.

2. теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки. (теория Левина).

3. теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирич подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, т.е. имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям. (теория деятельности Леонтьева).

Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Один из основных нормативов научной деятельности, который является предпосылкой общих принципов Этирования - предположение о возможности выявления в психологическом Эте закономерностей причинно-следственных связей. Организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез:

1. ориентировка на сложившиеся парадигмы

2. возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не годятся.

Нет правил, в соотв с которыми можно выводить новые законыиз новых эмпирических результатов. Поэтому надо выдвигать гипотезы на основе теоретических обобщений, которые надо проверить на истинность.

Научные гипотезы могут проверяться.

Этальный метод - средство проверкикаузальных гипотез. Эт - только средство ограничить вольное теоретизирование, он не дает ответ о верности теории.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций - цель любого Этального исследования. Этальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускаютс точки зренияпонимания их структуры применимость к ним Этальиых нормативов рассуждений.

Наблюдение - как метод сбора данных на предварительном этапе исследования не направлено на проверку гипотез.

Наблюдение эвристическое - вид наблюдения, который направлен на проверку гипотез. Равные возможности для получения данных за и против.

Обобщение вида полученной каузальной зависимости для Эта с научными целями, если имел место чистый лабораторный Эт: этапы:

1. вывод о виде зависимости

2. вывод об обоснованности используемой теоретической гипотезы

3. реализуется путь от теории к реальности - ее объяснение с пом проверенной в лабораторном Эте научной гипотезы.

Принцип фальсификации гипотез: при неотвержении ЭГ мы еще не можем считать доказанной истинность теории, т. к. всегда можно ожидать новых опровергающих фактов и вновь сформулированных объяснений (исходя из других Теорий) - любая гипотеза всегда открыта для дальнейшей проверки.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотез и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

Норматив Этального метода - проверка теории с пом эмпирического опробования истинности выводимых из нее следствий.

4. Критерии объективности методов y исследования.

Исторически принято выделять следующие три метода в качестве основных структур организации y исследования.

1. интроспекция

2. экстероспекция

3. понимание.

по Теплову термин объективной – противопоставлении термину субъективной – обозначает существующие вне человеческого сознания, не зависящие от сознания и воли человека, т.е. имеется в виду такое содержание наших знаний, кот правильно отражает действительность и не зависят от субъекта, т.е. от сознания и воли человека. Под объективным методом следует разуметь такой метод, кот ведет к познанию объективной истины.

Объективный метод в y есть прежде всего метод, опирающийся на принцип детерминизма и направленный на открытие объективных законов, управляющих поведением человека и явлениями его субъективного мира.

1. интроспекцию принято считать в y субъективным методом. Сущность суб метода, что психолог истолковывает психическую жизнь других людей с точки зрения тех сведений, кот он получил от самого человека. Т.е. психолог приписывает другим людям те чувства и мысли, кот он считает, исходя из собственно опыта, наиболее разумно приписать им в данном случае. Это не объективный метод.

2. метод экстероспекции – это наблюдение за другим человеком и группой людей (или внешнее наблюдение). Критерии объективности наблюдения (как и любого другого метода в y) предполагают оценку истинности не столько самих результатов, сколько гипотезы. Для оценки самих результатов используются такие критерии как: надежность, валидность, воспроизводимость.

В наблюдении надежность связывается со степенью согласия наблюдателей, дающих отчеты об одном и том же «объекте» наблюдения. Критерии воспроизводимости данных связан с оценкой возможности получения подобных данных другими исследования в подобных ситуациях.

Наблюдения как метод исследования может осуществляться с точки зрения внешней валидности. Повышение степени валидности наблюдения необходимо связывать с усилением его целенаправленности, опосредованности теорией и активности наблюдателя в построении структур познавательных целей.

3. метод понимания (эмпатии) – общее название для ряда форм познания, предполагающих непосредственное восприятие чужой души. Методики понимания основаны на профессионализме мышления экспериментатора и связаны с попытками рефлексии как в случае результатов в y интерпретаций, так и способов их получения.

Существует и другая классификация методов (современная):

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Диагностические средства.

Общими остаются критерии объективным этих методов.

1. надежность

2. валидность

3. воспроизводимость.

Надежность – устойчивость результатов при повторении эксперимента несколько раз. Если она высокая, то при многократном повторении эксперимента будет воспроизводиться примерно одно и тоже знание зависимой переменной.

Валидность – достоверность вывода, кот обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

Воспроизводимость – возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур.

Эксперимент является одним из самых объективных методов y исследования.

Критерий соответствия выбираемых показателей гипотезы и цели исследования.

5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

В Эте проверяется каузальная гипотеза Новые гипотезы выдвигает ученый.

Фресс, Пиаже: основные признаки правильной гипотезы:

1. должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

2. должна учитывать уже приобретенные знания и быть правдоподобной с этой точки зрения.

3. должна быть доступной для проверки

операциональный характер гипотез: они формулируют зависимость между 2 классами фактов.

1. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы при ее эмпирической проверке были равные возможности для получения результатов за и против.

2. Если нет возможности сформулировать опровержение ЭГ, то это не гипотеза.

3. Фактически ЭГ подразумевает в себе КГ (которая учитывает ту же теоретическую интерпретацию, что и ЭГ - кроме случаякритического Эта) - поэтому в любом Эте проверяются как минимум 2 гипотезы.

Этальный метод используется для проверки не любых гипотез - не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальных нормативов рассуждений.

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Виды гипотез.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека. Частные гипотезы находят применение, как в естествознании, так и в общественно-исторических науках. Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.

Разновидностью частной гипотезы служит версия.

Версия - одно из множества возможных и не совпадающее с другими объяснение или толкование некоторого факта, явления, события.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы и научные.

Научная гипотеза объясняет закономерности развития явлений природы, общества и мышления и должна отвечать следующим требованиям:

  • * быть единственным аналогом процесса, явления;
  • * давать объяснение как можно большему числу обстоятельств, которые связаны с этим явлением;
  • * оказаться в состоянии предсказывать другие явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась изначально.

Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора.

В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.

гипотезы информационного характера

гипотезы инструментального характера.

Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)

Переходя к формулировке многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы мер, управляющих воздействий, обеспечивающих достижение цели исследования.

По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).

Индуктивно-дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов - допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляе­мого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная дея­тельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследо­вание вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и проти­воречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, являетсягипотеза.

Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

(1) Гипотеза - этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Таким образом, внутренне присущее процессу познания разви­тие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в ка­честве необходимой и всеобщей формы такого развития.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда


имеет ослабленную эпистемическую модальность: является пробле­матичным суждением, в котором выражено неточное знание.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либопод" тверждению и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результатеанализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалырационально обоснованное, а не интуитивно и подсозна­тельно принятое предположение.


Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойства­ми обладает данный предмет?»

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового дви­жения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипо­теза политолога или юриста, предсказывающая блажайший или от­даленный социальный эффект принятого нового пакета законопо­ложений, относится к функциональным предположениям.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выяс­няют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вна­чале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт су­ществования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя сту­пень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих меха­низм и причины возникновения исследуемых объектов. Последова­тельное усложнение гипотез в процессе познания - о существова­нии, о свойствах, о причинах - отражение присущей процессу по­знания диалектики: от простого - к сложному, от внешнего - к внутреннему, от явления - к сущности.

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.


Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и предположения, которые вы­двигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым времен­ном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно системати­зировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследо­вания, рационально обработать их и наметить пути дальнейших по­исков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследова­ния функциюпервого систематизатора фактов.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

В историческом, социологическом или политологическом иссле­довании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы

называютверсиями (от латинского versio - «оборот», versare - «видоизменять»).

Версия в судопроизводстве - одна из возможных гипотез, объ­ясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

При расследовании преступлений и судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них различаютобщие и частные версии.

(1)Общая версия - это предположение, объясняющее все пре­ступления в целом как единую систему конкретных обстоя­тельств. Она отвечает не на один, а на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоя­тельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие:

какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?

Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает не принцип развития или объективная закономер­ность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступление. Освещая все подле­жащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.

(2)Частная версия - это предположение, объясняющее от­дельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Буду­чи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и проис­хождение этих обстоятельств.

Примерами частных версий могут быть следующие предположе­ния: о местонахождении похищенных вещей или о местонахождении преступника; о соучастниках деяния; о способе проникновения пре­ступника к месту совершения деяния; о мотивах совершения пре­ступления и многие другие.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основной для построения, конкретизации и уточне­ния общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные на­правления для выдвижения частных версий по поводу еще не выяв­ленных обстоятельств дела.