Возникновение университетского образования в средневековой европе. Первые университеты средневековой европы. Традиции средневековых университетов

В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, - ученых - начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ - университетов. Первоначально понятие "университет" (от лат. universitas - совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, "схоларов", целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось "семь свободных искусств", в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и "Сентенции" Петра Ломбардского (нач. XII в. - 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года - лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

История возникновения

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе. Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал - пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам. Считается, например, что основал Альфред Великий, а Парижский - Карл Великий.

Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

Студенты

Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало. Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» - «бродящего». Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

Студенческая жизнь

Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».

Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

Университетская наука в Европе

Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

Законность

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

Выпускники

Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

Структурное подразделение

В не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. После глубокого обучения 15-16-летними молодыми людьми латыни в начальной школе, их переводили на подготовительный уровень. Здесь они изучали «семь свободных искусств» двумя циклами. Это были «тривиум» (грамматика, а также риторика и диалектика) и «квадриум» (арифметика, музыка, астрономия и геометрия). Но только после изучения курса философии учащийся имел право поступать на старший факультет по юридической, медицинской или богословской специальности.

Принцип обучения

И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

Традиции средневековых университетов

Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать для размещения в нем комнат для лекций.

А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

Присвоение степеней

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.

Высшее образование отличается от школьного в первую очередь фундаментальностью — другая методология преподавания, другая схема оценки знаний учащегося — и, конечно же, совершенно другая жизнь самих студентов, которые давно перестали быть детьми, но и совсем уж взрослыми их назвать не получается. Так ли обстояли дела столетие-другое назад и как выглядели самые первые университеты? Где они возникли и что тогда было принято изучать?

Самый первый университет — Константинопольский

Традиционно историю университетов принято отсчитывать с XII века — и рассматривать в контексте западноевропейской традиции. Однако самое первое учебное заведение, которое полностью может соответствовать университетскому уровню, появилось в середине IX века — это Константинопольская, или Магнаврская школа, которая просуществовала до 1453 года.

Этот университет был основан на базе еще более ранней школы, и в нем преподавались философия, риторика, медицина и юриспруденция. К моменту его закрытия в Западной Европе уже существовало большинство университетов, которые действуют и в наши дни.

Первые университеты Западной Европы

В Западной Европе высшие учебные заведения были совсем не такими, как сейчас, в момент своего зарождения — который, кстати, невозможно точно установить, поскольку университеты изначально имели к образованию очень отдаленное отношение (скорее, это были коммуны, образованные по языковому или другому признаку) — куда больше эти общественные группы и поселения походили на религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии. Этот эволюционный процесс происходил естественным образом вокруг отдельных кафедральных и монастырских школ в конце XI — начале XII веков.

Принципы формирования первых университетов

Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году. Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25. Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих. На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

Церковь и университеты

Во времена средневековья церковь старалась удерживать университетское образование под своим покровительством, главным предметом очень долго оставалось богословие, а преподавателями были в основном представители монашеских орденов — тем не менее обстановка царила весьма демократичная, так что образование было скорее светским.

Университеты могли перемещаться — если в окрестностях возникали эпидемии опасной болезни, голод или вспыхивала война, весь университет просто перебирался в соседний город или даже страну.

Ваганты и “Гаудеамус”

Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой. Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира. Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

Возникновение факультетов или колледжей

Изначально и студенты, и преподаватели объединялись в национальные землячества — нации или коллегии, которые во второй половине XIII века трансформировались в факультеты или колледжи. Представители факультетов — деканы — выбирали официального главу — ректора, часто эта должность давала годовые полномочия. Позже демократия постепенно закончилась и главные должностные лица стали назначаться местными властями.

Факультеты присуждали ученые степени — иногда выпускников, подобно рыцарям, громко называли титулами наподобие “граф права”. Содержание обучения определялось семью свободными науками. Например, на факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике и метафизике — некоторые труды переводились на ходу с арабского и греческого языков и бурно обсуждались в процессе.

Специализация университетов

Постепенно усиливалась и специализация высших учебных заведений — например, парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же — гражданского права. В университете Монпелье было очень сильно преподавание медицины, в университетах Испании существовали очень серьезные математическая и естественнонаучная школы, а в университетах Италии подробно и глубоко изучали римское право.

Первый университет в России

В Российской империи первый университет появился через 600 лет после открытия Болонского — в 1755 году. По какой-то странной причине, хотя совсем рядом — в Праге, Львове, Кракове — университеты процветали, никому из царей в голову не приходило озаботиться высшим образованием. Это удалось только самоучке Михайле Ломоносову, пришедшему пешком, в лаптях, бог весть откуда и убедившего императрицу Елизавету Петровну своим энтузиазмом и конкретными инициативой и планом.

Указ царствующей особы был подписан 25 января, в День Святой Татьяны, которая и стала покровительницей всех российских студентов. Предусматривалось создание трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий. Срок обучения составлял тогда всего три года, а сам университет находился в ведении Сената. Сейчас Московский университет носит имя своего создателя — Ломоносова, сегодня это учебное заведение, входящее в сотню самых сильных вузов мира.

  • Реферат - Основные направления математики. История математики (Реферат)
  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история: Век железа. Том 3 (Документ)
  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история: Эпоха английской революции. Том 13 (Документ)
  • Иванушкина В.В., Трифонова Н.О., Бабаев Г.А. История России. Шпаргалки (Документ)
  • Реферат - История математики древнего Египта, Вавилона, Китая и Индии (Реферат)
  • Шпора по Истории градостроительства (Шпаргалка)
  • Реферат - Широкозахватная техника добычи угля. Этапы совершенствования (Реферат)
  • n1.doc

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Первые европейские университеты……………………………………5

    Глава 2. Первые университеты в России……………………………………….12

    Заключение……………………………………………………………………….16

    Приложение………………………………………………………………………17

    Список использованной литературы………………………………….………..19

    Введение

    Университеты (от лат. universitas – совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История университетов начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом средневековых городов, потребностями развивавшейся городской экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус университета, высшая медицинская в Салерно. В конце 12–13 вв. возникли университеты.: Парижский (1215) и в Моннелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанкский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центральной Европе – Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельбергский (1386, Германия); в 15 в. в Северной Европе – Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).

    История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, - Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.
    Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чертой являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете - 17.
    Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени - сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем - магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета-pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.
    Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университеты Италии - римского права, университеты Испании - математики и естественных наук.

    В данной работе ставится цель рассмотрения истории первых университетов.

    Глава 1. Первые европейские университеты

    Некоторые авторы считают, что распространение университетов в средневековой Европе было связано с Реконкистой в Испании , в результате чего арабские университеты оказались на территории христианских государств, а также завоевания европейцами арабской Сицилии и походов крестоносцев на восток, где они знакомились как с арабской, так и с византийской культурой. Ранние университеты Западной Европы пользовались покровительством католической церкви и имели статус школ при кафедральных соборах (как Парижский университет) или Studium Generale (общих школ). Позже университеты создавали короли (Пражский и Краковский университеты) и муниципальные администрации (университеты в Кельне и Эрфурте). На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами» : грамматика , риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика , геометрия , музыка и астрономия (квадривиум).

    Первым православным высшим учебным заведением в Восточной Европе стала Киево - Могилянская академия , датой основания которой считается 1615 год . В Китае учебным заведением, аналогичным университету, считается Академия Ханьлинь , открытая в VIII в.

    К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы . Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера ; университет поддерживает академические свободы , лаборатории и организует семинары . Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. До XIX в. в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. её роль постепенно уменьшалась. Университеты концентрировались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.

    Первые университеты, возникшие в XII веке - частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей - специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половине XII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. о правах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке начали играть итальянские высшие школы - Болонская юридическая, специализировавшаяся на римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковном освещении).

    Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйва лось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.

    Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары - студенты, от слова Schola - школа).

    В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:

    Это были первые по времени университеты;

    На новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.

    По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья", вышедший у нас уже несколькими изданиями.

    По указанным причинам первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. 2 Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частной собственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, которая соответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В "возрождении" римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политических притязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своего усиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

    Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:


    • брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права";

    • болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.
    Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

    Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

    В 13 веке возникает и Оксфордский университет. 3 Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

    Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. 4 В XIII веке возникает и масса других университетов:

    1220г. - университет в Монпелье(привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).

    1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).

    1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.

    1229г. -Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

    Много университетов появилось в 14-15 вв.:

    1347г. - Пражский.

    1364г. - Краковский.

    1365г. - Венский.

    1386г. - Гейдельбергский.

    1409г. - Лейпцигский.

    К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

    Глава 2. Первые университеты в России

    А.С.Пушкин называл первым русским университетом Ломоносова. Отчасти это утверждение, конечно, верно, хотя если мы имеем дело с реальной жизнью, а не с метафорами, история высшего образования в нашей стране выглядит несколько по-другому.

    Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию – последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До 17-го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась. 5

    Отправной датой подлинной истории университетской системы можно считать январь 1724 года, когда Сенат принял указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге. 6

    Эта инициатива принадлежала Петру I, который так представлял себе работу этого детища: академики не только занимаются научной деятельностью, но и преподают в университете, а выпускники гимназии становятся студентами. Поскольку своих кадров в России на тот момент не было, преподавателей приглашали из-за рубежа. Очень немногие соглашались ехать в холодную и незнакомую страну, однако уже при Екатерине I, семнадцать будущих академиков прибыли в Петербург. Другой проблемой было то, что отсутствовали молодые люди, готовые слушать лекции в университете, ведь для этого требовалось знание латыни и других иностранных языков, потому что преподавательский состав русским не владел. Тогда приняли решение выписать из Европы молодых людей, которые были посланы туда учиться еще при Петре – их набрали восемь человек.

    В России история университетского образования восходит к 1725, когда был учрежден Академический университет (при Академии наук); в 1766 он фактически закрылся «за отсутствием слушателей». 7

    Вообще, проблема количества студентов в Академическом университете всегда стояла очень остро. Причин этому было довольно много, среди них можно назвать и слабость среднего образования в России того времени, и нежелание дворян отдавать своих детей в университет, поскольку военная карьера была более престижной. Однако было и множество талантливых студентов, которые активно занимались научной деятельностью. Некоторое время ректором университета был Ломоносов, который стремился открыть его двери представителям всех сословий, в том числе крестьянам, а также дать учебному заведению право присваивать ученые степени, но эти проекты не удалось реализовать. Через некоторое время после смерти ученого университет и гимназия были объединены в Училище академии, которое просуществовало вплоть до начала 19го века. Второе рождение университета произошло в 1819 году.

    В апреле 1755 годапо плану М. В. Ломоносова состоялось торжественное открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением уже упомянутому Ломоносову и Шувалову. Для него было выбрано здание бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот, на месте теперешнего Исторического музея. Лишь в конце 18-го века для Московского университета возведено здание на углу Большой Никитской и Моховой, перестроенные после пожара 1812 года. 8

    Декрет о создании университета был подписан императрицей Алексей Михайлович Аргамаков (1711-1757) - 1-м директором. 9

    Первоначально в этом учебном заведении было три факультета – юридический, медицинский и философский. На них должны были преподавать десять профессоров. Кроме того, учреждались две гимназии – для дворян и разночинцев, в них должны были учиться будущие студенты – и университетский суд.

    Предполагалось, что профессора, учащиеся и служащие были неподсудны другим властям, а сам университет подчинялся напрямую Сенату. Профессора должны были пять дней в неделю читать студентам лекции и каждый вечер выступать с бесплатными двухчасовыми лекциями на латыни. В первые годы существования Московского университета очень остро стояла проблема кадров: иногда один профессор был вынужден читать все предметы на одном факультете, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве образования, поэтому иногда студентов отправляли учиться в Петербург, где были преподаватели по интересующим их предметам. Случались и конфликты между иностранными и русскими профессорами.

    Молодые преподаватели университета смело нарушили традицию, характерную для западноевропейских университетов, - вести преподавание на латинском языке. «Нет такой мысли, кою бы на российском языке изъяснить было не возможно», - говорил профессор Н.Н. Поповский, любимый ученик Ломоносова.

    Однако, несмотря на все трудности, университет становился все более влиятельным центром научной и культурной жизни Москвы. В 1756 году указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Печатная продукция университета расходилась по всей стране и, по мнению Ключевского, стала подспорьем формирования общественного мнения в России. Также возникло множество вольных сообществ, которые содействовали распространению науки и обсуждению политических и социальных проблем того времени.

    В 1802–1805 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский университет. Виленским университетом стала называться Главная школа Великого княжества Литовского, существовавшая как высшее учебное заведение ещё с 16 в. Университеты удовлетворяли потребность страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах, являлись учебными, научными и административными (в 1804–35) центрами учебных округов и осуществляли научно-методическое руководство всеми учебными заведениями округа. В 1816 возник Варшавский университет, в 1819 – Санкт-Петербургский на основе Главного педагогического института. В отличие от западно - европейских, в российских университетах, кроме Дерптского и Варшавского, не было богословских факультетов. Большинство дворянских детей получало образование вне университета, в закрытых пансионах и лицеях. Дворян отпугивала перспектива медицинской и педагогический деятельности. Правительство, опасаясь слишком разночинного состава студенчества, постоянно стремилось изменить его социальный состав, увеличить число студентов из дворян. Однако это не давало ощутимых результатов, и увеличение числа студентов шло за счёт разночинцев .

    Заключение

    Итак, возникновение университетов было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры; этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально-логическое мышление и прочее. В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей.

    Средневековые университеты в свое время сыграли значительную положительную роль. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров (профессора и студенты могли переходить из университета одной страны в университет других стран), способствовали развитию городов.

    История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения.

    Развитие России в первой половине XVIII века, необходимость освоения достижений европейской науки вызвали потребность в большом количестве образованных людей

    Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому, что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.

    Приложение №1

    Здание Академии наук
    Приложение №2

    Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади.Гравюра нач. XIX века.

    Приложение №3

    Университет в Саламанке , основанный в 1218 г.
    Приложение №4

    Московский университет в 1820 году
    Приложение №5

    Оксфордский университет. Основан во вт. пол. XII века

    Список использованной литературы


    1. А. А. Васькин, М.Г. Гольдштадт Московский университет на Моховой. - Москва: Спутник +, 2004. - 69 с.

    2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. - 104с

    3. Копелевич Ю. Х. Санкт-Петербургская Академия наук и власть в XVIII в. // Наука и кризисы: историко-критические очерки / ред.-сост. Э. И. Колчинский. СПб: Дмитрий Буланин, 2003.- 156 с.

    4. Материалы по истории Санкт-Петербургского университета XVIII в.: Обзор арх. док. СПб., 2001. Е. М. Балашов.

    3 См. приложение №5

    5 А. А. Васькин, М.Г. Гольдштадт Московский университет на Моховой. - Москва: Спутник +, 2004. - 39 с.

    6 См. приложение 1

    7 Копелевич Ю. Х. Санкт-Петербургская Академия наук и власть в XVIII в. // Наука и кризисы: историко-критические очерки / ред.-сост. Э. И. Колчинский. СПб: Дмитрий Буланин, 2003, с. 122

    А.С. Пушкин называл первым русским университетом Ломоносова. Отчасти это утверждение, конечно, верно, хотя если мы имеем дело с реальной жизнью, а не с метафорами, история высшего образования в нашей стране выглядит несколько по-другому.

    Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию - последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До 17-го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась.5

    Отправной датой подлинной истории университетской системы можно считать январь 1724 года, когда Сенат принял указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге.

    Эта инициатива принадлежала Петру I, который так представлял себе работу этого детища: академики не только занимаются научной деятельностью, но и преподают в университете, а выпускники гимназии становятся студентами.

    Поскольку своих кадров в России на тот момент не было, преподавателей приглашали из-за рубежа. Очень немногие соглашались ехать в холодную и незнакомую страну, однако уже при Екатерине I, семнадцать будущих академиков прибыли в Петербург. Другой проблемой было то, что отсутствовали молодые люди, готовые слушать лекции в университете, ведь для этого требовалось знание латыни и других иностранных языков, потому что преподавательский состав русским не владел. Тогда приняли решение выписать из Европы молодых людей, которые были посланы туда учиться еще при Петре - их набрали восемь человек.

    В России история университетского образования восходит к 1725, когда был учрежден Академический университет (при Академии наук); в 1766 он фактически закрылся «за отсутствием слушателей».

    Вообще, проблема количества студентов в Академическом университете всегда стояла очень остро. Причин этому было довольно много, среди них можно назвать и слабость среднего образования в России того времени, и нежелание дворян отдавать своих детей в университет, поскольку военная карьера была более престижной. Однако было и множество талантливых студентов, которые активно занимались научной деятельностью. Некоторое время ректором университета был Ломоносов, который стремился открыть его двери представителям всех сословий, в том числе крестьянам, а также дать учебному заведению право присваивать ученые степени, но эти проекты не удалось реализовать. Через некоторое время после смерти ученого университет и гимназия были объединены в Училище академии, которое просуществовало вплоть до начала 19го века. Второе рождение университета произошло в 1819 году.

    В апреле 1755 года по плану М. В. Ломоносова состоялось торжественное открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением уже упомянутому Ломоносову и Шувалову. Для него было выбрано здание бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот, на месте теперешнего Исторического музея. Лишь в конце 18-го века для Московского университета возведено здание на углу Большой Никитской и Моховой, перестроенные после пожара 1812 года.

    Декрет о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года. В память о дне подписания указа ежегодно в университете отмечается Татьянин день (12 января по юлианскому календарю, по григорианскому календарю в XX--XXI веках -- 25 января). Первые лекции в университете были прочитаны 26 апреля 1755 года. Граф Шувалов стал 1-м куратором университета, а Алексей Михайлович Аргамаков (1711--1757) -- 1-м директором.9

    Первоначально в этом учебном заведении было три факультета - юридический, медицинский и философский. На них должны были преподавать десять профессоров. Кроме того, учреждались две гимназии - для дворян и разночинцев, в них должны были учиться будущие студенты - и университетский суд.

    Предполагалось, что профессора, учащиеся и служащие были неподсудны другим властям, а сам университет подчинялся напрямую Сенату. Профессора должны были пять дней в неделю читать студентам лекции и каждый вечер выступать с бесплатными двухчасовыми лекциями на латыни. В первые годы существования Московского университета очень остро стояла проблема кадров: иногда один профессор был вынужден читать все предметы на одном факультете, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве образования, поэтому иногда студентов отправляли учиться в Петербург, где были преподаватели по интересующим их предметам. Случались и конфликты между иностранными и русскими профессорами.

    Молодые преподаватели университета смело нарушили традицию, характерную для западноевропейских университетов, - вести преподавание на латинском языке. «Нет такой мысли, кою бы на российском языке изъяснить было не возможно», - говорил профессор Н.Н. Поповский, любимый ученик Ломоносова.

    Однако, несмотря на все трудности, университет становился все более влиятельным центром научной и культурной жизни Москвы. В 1756 году указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Печатная продукция университета расходилась по всей стране и, по мнению Ключевского, стала подспорьем формирования общественного мнения в России. Также возникло множество вольных сообществ, которые содействовали распространению науки и обсуждению политических и социальных проблем того времени.

    В 1802-1805 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский университет. Виленским университетом стала называться Главная школа Великого княжества Литовского, существовавшая как высшее учебное заведение ещё с 16 в. Университеты удовлетворяли потребность страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах, являлись учебными, научными и административными (в 1804-35) центрами учебных округов и осуществляли научно-методическое руководство всеми учебными заведениями округа. В 1816 возник Варшавский университет, в 1819 - Санкт-Петербургский на основе Главного педагогического института. В отличие от западно - европейских, в российских университетах, кроме Дерптского и Варшавского, не было богословских факультетов. Большинство дворянских детей получало образование вне университета, в закрытых пансионах и лицеях. Дворян отпугивала перспектива медицинской и педагогический деятельности. Правительство, опасаясь слишком разночинного состава студенчества, постоянно стремилось изменить его социальный состав, увеличить число студентов из дворян. Однако это не давало ощутимых результатов, и увеличение числа студентов шло за счёт разночинцев.

    Итак, возникновение университетов было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры; этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально-логическое мышление и прочее. В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей.

    Средневековые университеты в свое время сыграли значительную положительную роль. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров (профессора и студенты могли переходить из университета одной страны в университет других стран), способствовали развитию городов.

    История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения.

    Развитие России в первой половине XVIII века, необходимость освоения достижений европейской науки вызвали потребность в большом количестве образованных людей

    Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому, что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.

    Здание Академии наук

    Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века.


    Университет в Саламанке, основанный в 1218 г.


    Московский университет в 1820 году


    Оксфордский университет. Основан во вт. пол. XII века